Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности "Исследуем и познаем"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет по экспериментально-исследовательской дкятельности "Исследуем и познаем"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида Сказка»
Дополнительная общеобразовательная программа
Для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет
по экспериментально-исследовательской деятельности «Исследуем и познаем» на 2023-2024 учебный год
Руководитель кружка
Воспитатель:Эспок Е.А
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Основная цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Форма проведения занятий кружка – подгрупповая, индивидуальная.
Методы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- Беседы
- Наблюдения
- Экспериментирование
- Исследовательская деятельность
Оценочные материалы
Ф.И.О.ребенка | Умеет исследовать объекты | Самостоятельно проводит эксперимент | Умеет задавать вопросы | Н.г | К.г | |||||||
Нач.года | Конец года | Н.г | К.г | Н.г | К.г | в | с | н | в | с | н | |
Титеева С.А. | ||||||||||||
Каштанова А.И. | ||||||||||||
Нерослова К.Д. | ||||||||||||
Романов М.Д. | ||||||||||||
Юртаев Д.С. | ||||||||||||
Поляков И.В. | ||||||||||||
В | ||||||||||||
Н | ||||||||||||
С |
1балл-умения и навыки не сформированы
2балла-частично, с помощью взрослого
3балла- умения и навыки сформированы
Материалы и оборудования- наборы для экспериментирования.
Учебный план
наименование | Количество занятий |
Вода | 3 |
Воздух | 4 |
Свет | 5 |
Звук | 3 |
Растения | 4 |
Почва | 4 |
Тепло и влага | 1 |
Растения | 1 |
Стекло | 1 |
Магнит | 1 |
Бумага | 1 |
Всего занятий | 29 |
Календарно-тематическое планирование
месяц | № | Тема | Количество занятий |
Ноябрь | 1 | Знакомство с лабораторией: познакомить детей с оборудованием и помещением для исследовательской деятельности. | 1 |
2 | Такая разная вода: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. | 1 | |
3 | Вода может подниматься и опускаться: развивать навыки и умения проводить простейшие опыты. | 1 | |
4 | Вода может вращать колеса: дать первоначальные знания о роли воды в природе. | 1 | |
Декабрь | 1 | Удивительные свойства воздуха: дать первоначальные знания о свойствах воздуха. | 1 |
2 | Воздух передает усилие: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. | 1 | |
3 | Воздух может держать предметы: Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать. | 1 | |
4 | Воздух может поднимать тела: Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. | 1 | |
Январь | 1 | Распространение света: познакомить детей со свойствами света. | 1 |
2 | Свет и тень: дать понятие о возникновении света и тени, развивать стремление к познавательной деятельности. | 1 | |
3 | Отражение в зеркале: познакомить детей со свойствами света. | 1 | |
4 | Как увидеть малое большим: познакомить детей со световыми лучами. | 1 | |
5 | Цвет света: познакомить детей с отражением света и как оно происходит. | 1 | |
февраль | 1 | Звук вокруг нас: развитие интереса к исследовательской деятельности, обогащение представлений детей о звуках. | 1 |
2 | Откуда звук?: познакомить детей со свойствами звука, как распространяется в воздухе во все стороны. | 1 | |
3 | Как увидеть звук? : развитие инициативности детей в процессе экспериментирования. | 1 | |
Март | 1 | Растения вырастают из семян: дать первоначальные знания о прорастании растения из семян. | 1 |
2 | Растения тянуться к свету: развивать навыки и умения проводить простейшие опыты. | 1 | |
3 | Растениям нужны хорошие условия: выявить какой из образцов будет развиваться лучше. | 1 | |
4 | Строение растения: дать первоначальные знания о строении растений, работать с экспериментальным инструментом. | 1 | |
Апрель | 1 | Состав почвы: познакомить детей с составом почвы, расширять знания детей о свойствах почвы. | 1 |
2 | Почва может накапливать воду: Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая. | 1 | |
3 | Вода в природе: дать первоначальные знания о значении и роли воды в природе. | 1 | |
4 | Рост растений в разных условиях: выявить какой из образцов будет развиваться лучше. | 1 | |
5 | Тепло и влага: дать первоначальные знания о влиянии погодных характеристик на рост и развитие растений. | 1 | |
Май | 1 | Проращиваем растения: развивать познавательный интерес, стремление трудиться самостоятельно. | 1 |
2 | В мире стекла: Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое). | 1 | |
3 | Испытание магнита: Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком. | 1 | |
4 | Мир бумаги: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах. | 1 | |
2 | Мониторинг |
Расписание занятий: вторник 15:30-16:00.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности "Юный исследователь".
Одним из эффективных способов по развитию познавательной деятельности у дошкольников является экспериментально-исследовательская деятельность. И важной задачей является не пр...

Проект по экспериментально - исследовательской деятельности "Наблюдаю и познаю"
2 группа раннего возраста...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...
Проект по экспериментально – исследовательской деятельности (первая младшая группа) на тему: «Наблюдаю и познаю»
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каки...
Проект по экспериментально – исследовательской деятельности в первой младшей группе «Наблюдаю и познаю»
Актуальность проекта: В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Извес...