Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Я живу в Башкортостане» в младшей группе
проект (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10 «Снежинка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Проект
по нравственно - патриотическому воспитанию
«Я живу в Башкортостане»
в младшей группе
Подготовила и провела:
Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна
воспитатель высшей квалификационной
категории
2020 г.
Введение
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Тамбовской области, воспитываем уважение и любовь к ней.
Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Возраст детей: 3-4 года.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные представления о своей стране, крае, городе. Необходимо наглядно и с любовью рассказать историю, традиции родного края. Проект способствует становлению духовной основы и правовой культуры личности. Главной целью является воспитание чувства любви к своей Родине, краю, гордости за свою Отчизну и город.
Цель: развитие познавательного интереса к национальной культуре башкирского народа.
Задачи:
- пробудить в детях чувство любви к своему краю, народу, уважение к
его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
- дать начальное представление о народном искусстве Башкирии, знакомить с изделиями башкирского искусства, их орнаментацией и отличными особенностями этих изделий через башкирские сказки, игры, игрушки;
- воспитывать добрые чувства к месту, где живёт ребёнок;
- развивать эмоционально – ценностное отношение к родному краю.
Предполагаемый результат:
- Дети получат первоначальное представление о Башкортостане;
- Познакомятся с символикой Башкортостана;
Подготовительный этап.
Задачи подготовительного этапа:
- разработка тематических бесед;
- создать картотеку стихов, сказок, произведений;
- создать развивающую среду: подборка материала (иллюстрации, художественные произведения, изображения предметов декоративно – прикладного искусства, музыкального произведения и сюжетно - ролевых игр, дидактические игры);
Основной этап.
Задачи основного этапа:
- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае;
- познакомить детей с башкирскими народными играми;
- познакомить с произведениями башкирских поэтов, писателей;
- познакомить с символикой Башкортостана;
- познакомить детей с музыкальными произведениями;
Этапы реализации проекта:
№ п/п | Сроки
| Вид деятельности | Цель |
1. | 03.02.20 | Лепка «Угощение для кукол – «Чак-чак» | Познакомить детей с национальным татарским блюдом «Чак-чак»; закрепить умение лепить предметы удлиненной формы;
|
2 | 04.02 | Просмотр кукл в башкирском костюме
| Закрепить названия элементов национальной одежды: камзул, шаровары, платье. Закрепить навыки одевания, последовательности раздевания: сначала камзул, потом платье. |
3 | 06.02 | Аппликация - «Украсим фартук башкирским узором» | Познакомить детей с элементами башкирского орнамента |
4 | 07.02 | Ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой» | Продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа
|
5 | 10.02 | Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент» | Познакомить элементами национального башкирского орнамента |
6 | 12.02 | Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму»
| Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах |
7 | 13.02 | Рассматривание музыкального инструмента курай | Показать детям,что музыкальный инструмент курай - символ духовной красоты башкирского народа |
8 | 14.02 | Подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты», «Нет ни медведя, ни волков» «Липкие пеньки», «Медный пень», «Поймай воробья поясом» | Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения |
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с «03.02.20» по «14.02.20»
Формы работы:
Планирование деятельности:
Виды деятельности, используемые при проведении проекта:
- Организованная - образовательная деятельность:
1.Художественное эстетическое развитие:
- аппликация - «Украсим фартук башкирским узором»;
- слушание музыки: Башкирские народные мелодии;
- лепка «Угощение для кукол – «Чак-чак».
2. Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму»:
- знакомство с башкирскими пословицами, загадками;
- рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, открыток;
«Уфа – столица Башкортостана», «Флаг Башкортостана», фотоальбома «Башкортостан;
- знакомство с башкирскими пословицами, загадками;
- расширяем представления воспитанников о родной стране, о труде, природе и богатстве республики; воспитывать любовь, интерес и желание больше узнавать о родном крае;
- способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах.
3.Социальная коммуникация:
Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент»:
- знакомство с некоторыми элементами национального башкирского орнамента, различие и сравнение между собой.
Расширение знаний о башкирской национальной кухне.
4. Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром):
- ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой»;
- познакомить с посудой «Пиала», сделанной из дерева, керамики, фарфора;
- правильно называть чайную посуду;
- прививать навыки пользования посудой;
- Просмотр кукл в башкирском костюме.
5. Физическое развитие:
- подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты», «Медведи и пчелы»; «Липкие пеньки», «Медный пень».
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
«Приобщение детей к традициям башкирского народа»,
«Как воспитать патриота».
Заключительный этап
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- имеют начальные представления об элементах башкирского орнамента, национальной одежды;
- познакомились с тем, что Уфа – столица Башкортостана;
- познакомились с произведениями башкирских поэтов, писателей;
- познакомились с башкирскими народными играми;
- познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой».
Родители:
- активные и заинтересованные участники проекта;
- ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению
со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги:
- осуществляют инновационную деятельность;
- повышают профессиональный уровень.
Выводы
Дети расширили представление о Башкирии как о родном крае. Познакомились с башкирскими народными играми, с произведениями башкирских поэтов, писателей, с музыкальным инструментом «Курай»,
с изделиями башкирского искусства, и элементами орнамента через башкирские сказки, игры, игрушек. Познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой», национальным блюдом «Чак-чак».
У детей пробудились добрые чувства к месту, где живут. Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения.
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.
2. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001.- №5.
3. Валеев И.И. Воспитать патриота. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.
4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9.
5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).
6. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2005.- №1- №5.
7. М.Д. Маханева Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009
8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
Используемые сайты:
https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/02/opyt_raboty_pat_vospit_2ml docx
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10 «Снежинка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Проект
по нравственно - патриотическому воспитанию
«Я живу в Башкортостане»
в младшей группе
Подготовила и провела:
Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна
воспитатель высшей квалификационной
категории
2020 г.
Введение
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Тамбовской области, воспитываем уважение и любовь к ней.
Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Возраст детей: 3-4 года.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные представления о своей стране, крае, городе. Необходимо наглядно и с любовью рассказать историю, традиции родного края. Проект способствует становлению духовной основы и правовой культуры личности. Главной целью является воспитание чувства любви к своей Родине, краю, гордости за свою Отчизну и город.
Цель: развитие познавательного интереса к национальной культуре башкирского народа.
Задачи:
- пробудить в детях чувство любви к своему краю, народу, уважение к
его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
- дать начальное представление о народном искусстве Башкирии, знакомить с изделиями башкирского искусства, их орнаментацией и отличными особенностями этих изделий через башкирские сказки, игры, игрушки;
- воспитывать добрые чувства к месту, где живёт ребёнок;
- развивать эмоционально – ценностное отношение к родному краю.
Предполагаемый результат:
- Дети получат первоначальное представление о Башкортостане;
- Познакомятся с символикой Башкортостана;
Подготовительный этап.
Задачи подготовительного этапа:
- разработка тематических бесед;
- создать картотеку стихов, сказок, произведений;
- создать развивающую среду: подборка материала (иллюстрации, художественные произведения, изображения предметов декоративно – прикладного искусства, музыкального произведения и сюжетно - ролевых игр, дидактические игры);
Основной этап.
Задачи основного этапа:
- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае;
- познакомить детей с башкирскими народными играми;
- познакомить с произведениями башкирских поэтов, писателей;
- познакомить с символикой Башкортостана;
- познакомить детей с музыкальными произведениями;
Этапы реализации проекта:
№ п/п | Сроки | Вид деятельности | Цель |
1. | 03.02.20 | Лепка «Угощение для кукол – «Чак-чак» | Познакомить детей с национальным татарским блюдом «Чак-чак»; закрепить умение лепить предметы удлиненной формы; |
2 | 04.02 | Просмотр кукл в башкирском костюме | Закрепить названия элементов национальной одежды: камзул, шаровары, платье. Закрепить навыки одевания, последовательности раздевания: сначала камзул, потом платье. |
3 | 06.02 | Аппликация - «Украсим фартук башкирским узором» | Познакомить детей с элементами башкирского орнамента |
4 | 07.02 | Ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой» | Продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа |
5 | 10.02 | Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент» | Познакомить элементами национального башкирского орнамента |
6 | 12.02 | Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму» | Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах |
7 | 13.02 | Рассматривание музыкального инструмента курай | Показать детям,что музыкальный инструмент курай - символ духовной красоты башкирского народа |
8 | 14.02 | Подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты», «Нет ни медведя, ни волков» «Липкие пеньки», «Медный пень», «Поймай воробья поясом» | Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения |
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с «03.02.20» по «14.02.20»
Формы работы:
Планирование деятельности:
Виды деятельности, используемые при проведении проекта:
- Организованная - образовательная деятельность:
1.Художественное эстетическое развитие:
- аппликация - «Украсим фартук башкирским узором»;
- слушание музыки: Башкирские народные мелодии;
- лепка «Угощение для кукол – «Чак-чак».
2. Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму»:
- знакомство с башкирскими пословицами, загадками;
- рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, открыток;
«Уфа – столица Башкортостана», «Флаг Башкортостана», фотоальбома «Башкортостан;
- знакомство с башкирскими пословицами, загадками;
- расширяем представления воспитанников о родной стране, о труде, природе и богатстве республики; воспитывать любовь, интерес и желание больше узнавать о родном крае;
- способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах.
3.Социальная коммуникация:
Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент»:
- знакомство с некоторыми элементами национального башкирского орнамента, различие и сравнение между собой.
Расширение знаний о башкирской национальной кухне.
4. Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром):
- ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой»;
- познакомить с посудой «Пиала», сделанной из дерева, керамики, фарфора;
- правильно называть чайную посуду;
- прививать навыки пользования посудой;
- Просмотр кукл в башкирском костюме.
5. Физическое развитие:
- подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты», «Медведи и пчелы»; «Липкие пеньки», «Медный пень».
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
«Приобщение детей к традициям башкирского народа»,
«Как воспитать патриота».
Заключительный этап
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- имеют начальные представления об элементах башкирского орнамента, национальной одежды;
- познакомились с тем, что Уфа – столица Башкортостана;
- познакомились с произведениями башкирских поэтов, писателей;
- познакомились с башкирскими народными играми;
- познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой».
Родители:
- активные и заинтересованные участники проекта;
- ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению
со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги:
- осуществляют инновационную деятельность;
- повышают профессиональный уровень.
Выводы
Дети расширили представление о Башкирии как о родном крае. Познакомились с башкирскими народными играми, с произведениями башкирских поэтов, писателей, с музыкальным инструментом «Курай»,
с изделиями башкирского искусства, и элементами орнамента через башкирские сказки, игры, игрушек. Познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой», национальным блюдом «Чак-чак».
У детей пробудились добрые чувства к месту, где живут. Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения.
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.
2. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001.- №5.
3. Валеев И.И. Воспитать патриота. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.
4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9.
5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).
6. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2005.- №1- №5.
7. М.Д. Маханева Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009
8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
Используемые сайты:
https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/02/opyt_raboty_pat_vospit_2ml docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по нравственно-патриотическому воспитанию в 1 -ой, 2-ой младшей группе
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н...
План-конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя дружная семья» во второй младшей группе
1. Закрепить понятия: «имя» и «фамилия»;2. Систематизировать представления детей о семье, учить называть членовсвоей семьи, понимать роль взрослых и де...
Беседа по нравственно -патриотическому воспитанию "Добрые и вежливые слова" 1 младшая группа
познакомить с этическими нормами поведения...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Я живу в Башкортостане» в младшей группе
В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные предс...
Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «РУССКАЯ БЕРЁЗКА» для детей младшей группы
План-конспект непосредственной образовательной деятельностихудожественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников«РУССКАЯ БЕРЁЗКА»...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Цвети, мой родной Башкортостан!"
Тип проекта: групповой, краткосрочныйВид проекта: познавательно – исследовательскийСрок реализации: 5 недель ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в Югре"
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...