Статья по мнемотехнике в обучении чувашскому
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в обучении чувашскому языку
старших дошкольников 5-6 лет
Чувашский язык является национальным достоянием Чувашской Республики. С его помощью между собой общается больше половины местных жителей. Изучение родного языка начинается уже в детском саду на занятиях по речевому развитию. Детей знакомят со словами, обозначающими членов семьи, цвет, величину, счет и другие понятия.
В зависимости от индивидуальных особенностей развития некоторым детям нелегко различать и запоминать названия свойств предметов и явлений на русском языке. Еще большие трудности возникают у них при усвоении чувашских слов.
Для того чтобы улучшить качество изучения родного языка и помочь в запоминании новых слов, можно применить в работе с дошкольниками приемы мнемотехники. Целесообразность использования картинок-символов при знакомстве с чувашскими словами обусловлена тем, что, во-первых, дети-дошкольники очень пластичны и легко обучаемы; во-вторых, использование наглядных образов способствует лучшему процессу запоминания и усвоения материала; в-третьих, применяемый метод ассоциаций учит детей устанавливать связи между объектами и систематизировать полученные знания.
Мнемотехника - это методические приёмы, которые способствуют эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.
С помощью мнемотехники можно развить ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и связную речь.
Применение мнемотехники предполагает поэтапную работу в следующей последовательности:
- мнемоквадраты,
- мнемодорожки,
- мнемотаблицы.
На первом этапе знакомство с родным языком следует начинать с показа простых схематичных картинок. При предъявлении каждой картинки сначала нужно назвать чувашское слово, а потом при необходимости дать ему описание на русском языке. Таким образом, дети познакомятся с чувашскими словами, обозначающими членов семьи, некоторые овощи и фрукты, предметы одежды и обуви, предметы быта.
Для лучшего запоминания слов ребятам стоит предлагать различные задания: найти определенную картинку, найти лишнюю картинку, разложить изображения в определенном порядке и т.д.
Затем следует приступить к изучению чувашских слов, обозначающих прилагательные, при описании признаков и качеств предметов и явлений. Для обозначения действий объектов нужно использовать соответствующие картинки, на примере которых дети знакомятся с часто встречающимися глаголами: ходить, плакать, говорить и т.д.
Следующим этапом работы является составление мнемодорожек. Воспитанникам предъявляются 3-4 картинки в логической последовательности, по которым они с помощью педагогов составляют сначала простое предложение, а потом небольшой рассказ из 2-3 предложений.
На этапе построения слов в предложение на чувашском языке ребятам необходимо показывать картинки в определенном порядке: изображение, обозначающее существительное, стоит на первом месте, а изображение действия-глагола – всегда в конце предложения. Это поможет детям правильно составить предложение на родном языке.
Более трудным является этап работы с мнемотаблицами. Таблица несет в себе более сжатую информацию. Одна картинка может содержать целое предложение. Поэтому составление рассказа детьми на чувашском языке должно проводиться с помощью педагогов по следующей схеме:
1. Рассмотрение таблицы и называние на родном языке то, что на ней изображено.
2. Нахождение связей между картинками и составление предложения по каждому изображению.
3. Пересказывание сказки или рассказа по заданной теме.
Для отработки четкого звукопроизношения дошкольникам следует заучивать короткие стихи на чувашском языке и пересказывать их с помощью схематичных изображений.
Использование мнемотехники в обучении чувашскому языку старших дошкольников способствует получению следующих результатов:
- расширение активного словаря чувашского языка;
- появление желания у детей составлять предложения на родном
языке с опорой на символические образы;
- появление интереса к заучиванию стихов и загадок на чувашском
языке;
- повышение уверенности у детей на занятиях по речевому развитию.
Таким образом, мнемотехника является доступным и понятным методом в обучении старших дошкольников родному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».
Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ «ОБУЧЕНИЕ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ» (средняя группа)
Обучение детей чувашскому является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем ...
Тема: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.
Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.Задачи: *Содействие развитию у детей: начал исторического и...
Перспективный план по обучению чувашскому языку
перспективное планирование по обучению детей чувашскому языку...
Обучение чувашскому языку в ДОУ
Для того чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению чувашскому языку "Домашние животные"
Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильногопризношения звуков «ă», «ĕ»....
Статья "Условия обучения чувашскому языку детей дошкольного возраста". 07.11.2022г.
Условия обучения чувашскому языку...