Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению чувашскому языку "Домашние животные"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 Афанасьева Надежда Дмитриевна

Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.

Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильного

призношения звуков «ă», «ĕ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_domashnie_zhivotnye.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние животные»

Программное содержание.

Познакомить детей с новыми лексическими единицами : кукамай, чĕрчун, вăкăр,сурăх,сысна.

Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числах, в

количественном счёте.

Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.

Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильного

призношения звуков «ă», «ĕ».

Материал : игрушки- домашние животные, картинки, в названиях которых есть звуки «ă», «ĕ»,пластилин, картон.

Ход занятия.

-Ырă кун пултăр,ачасем.

-Ребята, скажите мне пожалуйста ,где мы живём ,в городе или в деревне?

  ( Дети отвечают).

-А кто же живёт в деревне?

  (Дети отвечают).

-А как по-вашему звучит слово, бабушка на чувашском языке?

  (Дети отвечают).

-Правильно ребята. Бабушка- это кукамай или асанне. (хором, индивидуально).

-И вот вчера, я получила письмо от бабушки. Она прислала нам фотографии домашних животных.    Бабушка очень хотела познакомить и показать их вам. А кто из вас знает, как звучит на чувашском языке слово - домашнее животное.

  (Ответы детей).

-Правильно, килти чĕрчун.(хором, индивидуально).

-О некоторых домашних животных мы с вами уже говорили. Давайте вспомним их.

  (Ответы детей).

-Ребята, давайте откроем письмо и узнаем, какие животные живут у кукамай.

-Ку мĕн? (показывает на собаку).

-Ку йытă.

-Йытă- чĕрчун-и?

-Йытă -килти чĕрчун. Килти чĕрчун - домашнее животное.

- Килти чĕрчун. (хором, индивидуально).

-Мĕн тĕслĕ? И т.д.

Воспитатель обращает внимание на знакомых животных : кушак, ĕне, качака, лаша, потом показывает быка:

-Ку вăкăр. Вăкăр. Ку мĕн?

-Вăкăр. (хором, индивидуально).

-Артём, ку вăкăр-и?

-Вăкăр мĕн тĕслĕ?

-Вăкăр мĕн тăвать?

-Вăкăр пысăк е пĕчĕк?

-Вăкăр ăçта?

Таким же образом вводятся слова: сурăх, сысна.

-Ребята на фотографии сколько животных?(Миçĕ чĕрчун?)

  (Ответы детей).

-Какие знакомые чувашские звуки вы услышите в этих словах: вăкăр, ĕне, сурăх. А в каких ещё словах живут эти звуки: йытă, чĕрчун. (При необходимости воспитатель использует картинки и игрушки), затем дети за воспитателем  проговаривают  чистоговорки: ăр-ăр-ăр- вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх, ăр-ăр-ăр-вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх.

Физкультминутка:

Пĕррĕ, иккĕ, виççĕ-аллисене çĕклĕр,

Тваттă,пиллĕк-аллисене сарăр,

Унтан антарăр,

Шăппăн ларăр.

-Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили?

  (Дети отвечают).

-Каких домашних животных вы знаете, но вы мне должны ответить только на чувашском языке.

  (Дети отвечают).

-А кто из вас мне хочет рассказать стих о домашних животных?

«Качака»

Икĕ шĕвĕр мăйрака,

Ланчашка кăна сухал.

«Мекек!»- тет качака.

Тен, пуласшăн  манн тус халь?

                                «Мăрăл- мăрăл мăрăлкка»

Мăрăл- мăрăл мăрăлкка,

Пирĕн кушак хăмăркка.

Чее унăн куçĕсем,

Çивчĕ унăн чĕрнисем.

Пĕр сасăсăр вăл утать,

Шăши курсан кап! Тытать.

-Ребята, какие вы молодцы! Маттур ачасем! А сейчас я предлагаю вам вспомнить чувашские узоры, обозначающие животных ( рассматривание узора и называние животного).

А теперь мы попробуем любой из узоров вылепить из пластилина и выложить его на картон.

Самостоятельная работа детей.

Сывă пулăр, ачасем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Мастер-класс ( конспект занятия) для подготовительной к школе группы по обучению грамоте У нас в гостях клоуны Бим и Бом.

Цели:1.     Познакомить с новыми звуками  [ б] и [б`] и буквами Б, б.2.     Продолжать учить читать слоги, слова с новыми буквами.3....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: « День защиты животных».

Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный мир, обогащать словарный запас...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи и обучению грамоте

Задачи.Звуковая культура речи: учить дифференцировать звуки «р» и «рь», чётко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом.Закрепить умение делить слова на слоги, опре...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте.

Цель: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; соста...

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕКОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в подводный мир» по теме «Водоемы. Пресноводные и аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов.»

Конспект занятия  в подготовительной к школе группе «Путешествие в подводный мир» по теме  «Водоемы. Пресноводные и аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов.»...