Перспективный план по обучению чувашскому языку
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
перспективное планирование по обучению детей чувашскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_chuvashskomu_yazyku_srednyaya_gruppa_2012.docx | 49.68 КБ |
Предварительный просмотр:
М-ц | № | Период | Тема | Программное содержание | Словарь | Методы и приемы |
Сентябрь | 1 | 2 | Телпулу. | Показать детям красоту звучания чувашской речи. Дать представление о чувашском языке как средстве общения. Вызвать интерес к изучению чувашского языка. | Сыва-и, сывах, сыва пулар, Шупашкар | 1.Приход воспитателя в национальной одежде. Приветствие на чувашском языке. 2. Рассматривание костюма. 3. Рассказ воспитателя о Чувашской Республике, г. Чебоксары. (Шупашкар) с использованием иллюстраций. 4. Игра «Тренеры и спортсмены» (на русском языке) 5. Слушание песни на чувашском языке «Савна Шупашкарам» - савви Г.Ефимован, кевви Г. Хирбюн. |
Сентябрь | 2 | 4 неделя | Пирен патра Илемпи. | Познакомить с новыми лексическими единицами: чаваш, вырас, ача (сем), лар (ар), тар (ар).сик(ер),вес(ер), вырт(ар).Понимать и выполнять соответствующие действияна чувашском языке. Развить у детей интерес, положительное отношение к изучению чувашского языка. Закрепить слова: сыва-и? сывах, сыва пулар, Шупашкар. Формирование произносительных умений и навыков произношения гласных. | Чаваш, вырас, ача (сем), лар (ар), тар(ар) сик(ер), вес(ер), вырт(ар).. | 1. Упражнение на формирование произносительльных умений и навыков - произношения изолированных гласных (а, и, у, е, ), в слогах: ми.ма,му, и т.д. 2. Диалог воспитателя с детьми. 3. Приход двух кукол, одетых в чувашский и русский костюмы. 4. Рассматривание кукол с выяснением национальной принадлежности: костюм, язык, имя. 4. Игра «Тренер и спортсмены» (команды дают воспитатель, куклы) 5. Чтение стихотворения Н.Васильева «Илемпи». |
Октябрь | 3 | 2 неделя | Илемпипе телпулни | Пополнить словарь детей новыми лексическими единицами: тавтапус, самах, тархасшан, ку. Закрепить слова: вырас, ача (сем), лар (ар), тар (ар)., сик(ер), вес(ер),вырт(ар). Упражнять в правильном произношении гласных звуков звуков (изолированно, в словах). Воспитывать устойчивый интерес к изучению чувашского языка. | Тавтапус, тархасшан, самах, ку. | 1.. Упражнение на формирование произносительльных умений и навыков - произношения изолированных гласных (а, и, у, е, ), в слогах. 2. Приход Илемпи. Закрепление пройденногоматериала. 3. Физкультминутка. «Тренер и спортсмены» (команды дает Илемпи на чувашском языке) 4. Рассказ воспитателя об Илемпи.(Ку. Илемпи. Илемпи - чаваш). 5. Чтение стихотворения. 6. Игра с Илемпи |
Октябрь | 4 | 4 неделя | Прогулка в лес. Варманта сурени. | Ввести новые слова: лайăх; учить использовать их при построении аопросительных и повествовательных предложений. Закрепить умение определять и называть величину предметов: пысăк, пěчěк. Упражнять в составлении ситуативных высказываний из 3-4 предложений об игрушке. Добиваться от детей звонкого произношения шумного согласного «т» между сонорными согласными и гласными в словах: кунта, унта и др. | упа пакша мулкач черчунсем | 1. Закрепление звука изолированно, в словах. 2. Прогулка в лес. Знаомство с животными. 3. Физкультминутка (унта, кунта чупăр, вěçěр…). 4. Работа в парах ( с картинками животных). Диалоги. 5. Вăйă «Ят пěлмелле». 6. Хороводная игра «Мулкач питне çăвать». |
Ноябрь | 5 | 2 неделя | Семья | Познакомить с новыми лексическими единицами: анне, атте, аппа, пичче, çемье; с изолированным звуком «а». Упражнять в умении строить конструкции из различных частей речи (Ку кам? Ку анне. Эсě мěн ятлă? Эпе …ятлă). Учить воспринимать небольшое по объему стихотворение А. Тускиля «Пукане», ноходить в тексте знакомые слова, называть их и понимать смысл произведения с помощью вопросов воспитателя. Формировать умение правильного произношения долгих шумных согласных (анне, атте и др). Закрепить лексику по теме «Приветствие». | анне атте аппа пичче çемье | 1. Знакомство с чувашским звуком «а», сказка о веселом языке, артикуляция 2. Приход куклы Илемпи с предложением посмотреть ее семейный альбом. 3. Рассматривание фотографий. 4. Стихотворение А. Тускиля «Пукане». 5. Игра «Эсě мěн ятлă?». |
Ноябрь | 6 | 5 неделя | Семья | Познакомить детей с новыми лексическими единицами: манăн, санăн, камăн, с личными местоимениями во множественнм числе: эпир, эсир. Учить правильно составлять предложения для описания ситуации (Ку манан анне. Ку пукане санăн. и т.д.). Упражнять в произношении звука «а». Закрепить лексику предыдущего занятия. | манăн санăн камăн эпир эсир | 1.Вспомнить сказку о веселом язычке; артикуляция звука «а» изолированно, в слогах: ма,па, са и т.д. 2.Рассматривание фотографии семьи Илемпи, закрепление лексики предыдущего занятия. 3.Знакомство с семьей воспитателя по фотографиям. Введение слов: манăн, камăн, эпир, эсир. 4.Физкультминутка «Ларăр-тăрăр» 5.Показ фотографии детей. Активизация слов: манăн, санăн, камăн, эпир, эсир. Составление предложений. 6.Повторное чтение стихотворения «Пукане» А. Тускиля. 7.Закрпепление звука «а» в заударных словах, лексики занятия. После занятия оформляется выставка на тему «Моя семья» |
Декабрь | 7 | 2 неделя | Помогаем гостям | Ввести в словарь лексические единицы: алă, ура, пуç, алăсем, урасем. Закрепит лексику предыдущей темы; умение внимательно слушать стихотворении и в правильной последовательности воспроизводить его содержание с помощью вопросов воспитателя. Упражнять в четком произношении изолированного звука «ÿ». | алă (сем) ура (сем) пуç, май. хул | 1. Фонетическое упражнение: артикуляция и произношение звука «с».Игра в слова «Вы начинаете, я продолжу» 2. Игра «Ку япала камăн?» (работа в парах). 3.Приход Илемпи и медведя. Игровая мотивация «Поможем гостям вылечится», медвежонок остается в больнице 4.Рассматривание частей тела куклы, медведя. 5.Физкультминутка «Будьте внимательны». 6. Танец |
Декабрь | 8 | 4 неделя | Умоемся | Ввести новые слова: хăлха, сăмса, тута, куç. Учить детей правильно строить предложения из знакомых конструкций с новыми лексическими единицами. Упражнять в четком и правильном произношении звуков «ç», в слогах и словах, используя шутки-чистоговорки. Закрепить слова предыдущего занятия. Продолжать учить пользоваться интонационными различиями для целей общения (вопрос: санăн…пур-и?). | хăлха сăмса тута куç | 1. Работа по звукопроизношении.(«ç») 2. Рассматривание частей тела куклы. 3. Умоем куклу. 4. Физкультминутка «Будьте внимательны». 5. Чтение «Тяп-тяп утма». П. Эйзин. 6. Работа по содержанию. 7. Заучивание стихотвоения. |
Январь | 9 | 2 неделя | Больница | Ввести в словарь глаголы: ыратать, итлет. Закрепить правильное произношение слов, обозначающих имена существительные в единственном и во множественном числах; лексику предыдущего занятия. Упражнять в правильном произношении звука «ă», в различных на слух и назывании слов с этим звуком. | ыратать итлет вырт(ать) | 1. Игра «Один-много». (с таблицей). 2. Работа по звуковой культуре речи). 3. Игровой прием: поездка в больницу. 4. С/р игра «Больница», осмотр больного, закрепление названий частей тела. 5. Вопросы к детям. Диалог между врачом и детьми. 6. Чтение стихотворения «Тяп-Тяп утма» П. Эйзине. 7. Рисование «Чего не хватает?» |
Февраль | 10 | 2 неделя | Ача саче. | Учить отчетливо произносить новые слова: ача сачĕ, хĕр ача, арçын ача; правильно строить конструкции: ку ача сачĕ, ку пирĕн ача сачĕ и т.д. Закрепить слова с предыдущих тем: хула, Шупашкар, пукане, кам?, мĕн?, вăл, вĕсем, пирĕн, сирĕн, урам, хĕлле. Упражнять в правильном произношеии и узнавании звука «ĕ» в словах. | ача сачĕ хĕр ача арçын ача | 1. Д/и «Угадай звук».-развитие слухового внимания, речевого слуха. 2. Экскурсия вокруг здания детского сада. Наблюдение за играми детей. 3. Работа в парах, ведение диалога. 4. Игра «Мĕн тăвать?» 5. Хороводная игра по желанию детей. |
Февраль | 11 | 4 неделя | Ача саченче. | Познакомить с новыми словами: юрла (ть), ташла (ть). Выработать умение образовывать форму повелительного наклонения глаголов по образцу воспитателя. Упражнять в употреблении в речи вопросительных предложений со словами: кам?, мĕн?, мĕн тăвать?, вăл мĕн тăвать? Закрепить слова6 вăйă, сăвă, ташă, пысăк, пĕчĕк и другие. Упражнять в узнавании звука «ă» в словах. | юрла (ть) ташла (ть) | 1. Работа по звуковой культуре речи (звук «ă»)»Найди правильно» с картинками. 2. Игровая мотивация: Научим Илемпи петь песни «Пирĕн параппан», музыка И. Степанова, слова М. Юрьева. (юрла-юрлать). 4. Исполнение танца. 5. Фонетическое упражнение. 6. Дидактическая игра «Мĕн тăвать?» (с картинками). |
Март | 12 | 2 неделя | Моя семья | Познакомить с новыми словами по теме «Семья». Учить составлять предложения с вновь введенными словами | асатте асанне хана ханара | 1. Упражнение на закреплении правильного произношения звука «а»: шутки чистоговорки (ан,ан, ан –манан; ан,ан,ан- санан и др) 2. Приход Илемпи (хана, ханара) 3. Рассказы детей о своих семьях- выставка (введение слов: асанее, асатте) 4. Игровое упражнение с пальчиками «Ку асанне». Книга «Пĕрле выляр-ха», стр. 34. 5. Игра «Эхо» закрепление новых слов, звука «а». |
Март | 13 | 4 неделя | Наш дом | Развивать умения и навыки слушания и говорения на основе имитации и автоматизации определенных речевых образцов в игровых ситуациях по теме: «Моя комната». Ввести новые слова: пÿлĕм, алăк, чÿрече, сĕтел, пукан. Закрепить новые слова: ача сачĕ, пысăк, хăна, лар, тăр, ăçта? Упражнять в правильном произношении звука «ÿ» в словах. | пÿлĕм алăк чÿрече сĕтел пукан | 1. Приход лисицы.игровая мотивация: «Поможем построить лисице дом». 2. Рссматривание фотографии и рассказывание по теме: «Детский сад». 3. Знакомство с групповой комнатой. 4. Фонетическое упражнение на звук «ÿ», угадай правильно 5. Д/игра «Назови правильно». 6. Физкультминутка. 7. Рисование детьми домика для лисы. |
Апрель | 14 | 2 неделя | Весна | Познакомить с новыми словами: çуркунне, хĕвел, кайăк. Учить составлять ситуативные высказывания по содержанию картины из 3-4 предложений. Упражнять в правильном произношении звука «ç» в словах. Закрепить слово: хĕлле. | çуркунне хĕвел кайăк | 1. Сюрпризный момент. (Письмо от Весны). 2. Загадывание загадок. 3. Рассматривание картинок. 4. Фонетическое упражнение. 5. Художественное слово: потешка «Хĕвел тух, хĕвел тух». 6. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (с картинками). 7. Ситуативные высказывания по картинке. |
Апрель | 15 | 4 неделя | Птицы | Познакомить с новым словом: курак. Закрепить слова хĕвел, çуркунне, кайăк. Продолжить учить говорить на основе образца, понимать чувашскую устную речь. Упражнять в правильном произношении звука «ĕ» в словах и в потоке речи. | Курак | 1. Приход олшебницы. 2. Рссматривание кртины с изображением грача. 3. Физкультминутка «Прилет птиц». 4. Художественное слово: «Хĕвел тух, хĕвел тух», «Курак, курак» (потешки). 5. Ситуативные высказыания о весне. |
Май | 16 | 2 неделя | Прогулка в лес. Варманта сурени. | Ввести новые слова: лайăх; учить использовать их при построении аопросительных и повествовательных предложений. Закрепить умение определять и называть величину предметов: пысăк, пěчěк. Упражнять в составлении ситуативных высказываний из 3-4 предложений об игрушке. Добиваться от детей звонкого произношения шумного согласного «т» между сонорными согласными и гласными в словах: кунта, унта и др. | упа пакша мулкач черчунсем | 1. Закрепление звука изолированно, в словах. 2. Прогулка в лес. Знаомство с животными. 3. Физкультминутка (унта, кунта чупăр, вěçěр…). 4. Работа в парах ( с картинками животных). Диалоги. 5. Вăйă «Ят пěлмелле». 6. Хороводная игра «Мулкач питне çăвать». |
Май | 17 | 4 неделя | Прогулка в лес. Варманта сурени. | Ввести в словарь лекические единицы: тилě, кашкăр, мулкач. Учит составлять предложения из известных конструкций с использованием новой лексики. Формировать навыки произношения звуков «ă», «ě» в слогах, словах шутках-чистоговорках. Закрепить слова по лексической теме «Игрушки». | тилě кашкăр
| 1 Работа по звуковой культуре речи шутки-чистоговорки. 2. Игра «Теттесем ăçта?» 3.. Прогулка в лес 4.Игра «Волшебное окно» (цвет, животных) 4. Рисование (моделирование из кругов и оволов животных и закрашивание их соответствующим цветом) 5. Игра «Мен утать?» ( по движению отгадать «Кто это?) |
М-ц | № | Период | Тема | Программное содержание | Словарь | Методы и приемы | |
Сентябрь | 1 | 2 | Диалог с Илемпи. | Дать детям новое правило речевого этикета: Ыра кун пултар! Познакомить с новыми словами: кун, калас, терес. Закрепить ранее приобретенные навыки аудирования и говорения по теме «Приветствие» (средняя группа),правильное произношение чувашского звука «с» в словах. | кун калас терес | 1. Игровой прием «Приход Илемпи». 2. Диалог между Илемпи и детьми. 3. Игра «Телефон»; 4. Игра «то в домике живет?» 5. Чтение знакомых стиохотворений. | |
Сентябрь | 2 | 4 неделя | Много-мало. | Познакомить детей с новыми лексическими единицами: нумай, сахал, катарт; с союзом «е». Продолжить учить составлять простые и сложные предложения из знакомых конструкций, используя ранее пройденну. Лексику и вновь введенные слова. Закрепить слова: кун, калас, терес; словосочетание: ыра кун пултар; звонкое произношение шумного согласного «х» между двумя гласными звуками в слове «сахал»; правильное произношекние звука «е» в словах. | нумай сахал катарт | 1.Игра «Телефон» (работа в парах). 2. Диалог «Нумай –сахал» 3. Игра «Манн пата кил» (Выполнение движений» 4. Игра «Узнай звук «е» в ловах - звуковая культура речи; 5. Ситуативные высказывания об игрушках. 6. Игра «Черчунсен ячесене пел, весем менле кашкарнине кала». | |
Октябрь | 3 | 2 неделя | Что нам осень принесла. | Познакомить с лексическими единицами: пахча, йăран, купăста, хăяр, кăшман. Учить давать развернутое описание овоша, указывая цвет, размер. Закрепить лексику по теме «Детский сад» (по средней группе): çарăк, тутлă, сарă, хĕрлĕ, симĕс, ÿсет. Продолжать работу по составлению повествовательных и вопросительных предложений с союзом е, тата. Упражнять в четком произношении звука «ă» в словах. | пахча йăран хăяр купăста кăшман | 1. Игровой прием. В гостях у огородного чучела. Знакомство с огородом, овощами. 2. Волшебное превращение детей в овощи. 3. Фонематическое упражнение «Доскажи слово». 4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». 5. Дидактическая игра « Найди пару». 6. Описание овощей. 7. Дидактическая игра «Тутлă-тутлă мар». | |
Октябрь | 4 | 4 неделя | В деревне у бабушки. | Познакомить детей с новыми лексическими единицами: картиш, вăкăр, сурăх, сысна, чĕрчун. Учить преобразовывать слова, отвечая на вопрос «ăçта?» - (картишĕнче, картишне). Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числах, в количественном счете. Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки. Закрепить слова: кукамай, кукаçи, ял, хăна, ĕне, йытă, кушак, автан, качака; навыки правильного произношения звуков «ă», «ĕ». | вăкăр сурăх сысна чĕрчун | 1. Поездка в деревню к бабушке. 2. Диалог с детьми о домашних животных. 3. Звуковая культура речи «ă» в словах. 4. Описание игрушек. 5. игра «Правильно пойдешь – животное найдешь». 6. Чтение стихотворений Н. Васильева «Автан тус», П. Ялгира «Качака». | |
Ноябрь | 5 | 2 неделя | Подарок для бабушки. | Обогатить словарный запас детей новыми словами: сапун, ч ăлха, тумтир. Совершенствовать умение понимать и употреблять в речи форму повелительного наклонения. Различать послелог «валли» и использовать его при построении предложений. Упражнять в умении различать на слух звук «ă» в словах и составлении предложений с этими словами. Закрепить слова: кĕпе, калпак, алсиш, тутăр, кĕрĕк, парне. | саппун чăлха тумтир | 1. Игра «Цепочка», выделить звук «ă» в словах. 2. Игровой прием: купить одежду в подарок ко дню рождения бабушки. 3. Дидактическая игра «Магазин – одежда». Описание одежды из 3-4 предложений. 4. физкультминутка: игра «Бери платок». («Пĕрле выляр-ха», 124 стр.). 5. Игра «Что лишнее?» с картинками (предметы одежды). | |
Ноябрь | 6 | 5 неделя | Моя семья. | Познакомить с новыми словами: кукаçи, кукамай, кукăль, пыл, юрат (ать), сăн ÿкерчĕк. Продолжать учить рассказывать о себе, о своей семье. Активизировать в речи слова: астте, асанне, анне, атте, пичче, аппа, çемье, ял, хула. Упражнять в правильном произношении звука «ç» в слогах, словах. | кукаçи кукамай кукăль пыл юрат (ать) сăн ÿкерчĕк | 1. Дидактическая игра «Кам? Мĕн?» 2. Игровой прием. Приход Илемпи семейным альбомом, гостинцами. 3. Рассматривание альбома. 4. Физкультминутка «Ир-каç». 5. Слушание песни «Кукаçипе Куками». 7. Задание на дом: принести фотоальбом своей семьи. | |
Декабрь | 7 | 2 неделя | Зима. | Ввести слова: çулталăк, çулла, çу, хĕл, çур. Формировать умения, навыки слушания, понимания и говорения по теме «Зима». Закрепить лексические единицы: хĕлле, кĕркунне, çуркунне, сивĕ, кĕрĕк, алсиш, калпак, çăматă, тутăр. Упражнять в произношении звука «ç» с разной силой голоса. | çулталăк çу (лето) çулла хĕл çур | 1. Игра «Скажи наоборот». 2. Приход Анюк и Ванюк в зимней одежде. 3. Показ картин: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». 4. Фонетическое упражнение на звук «ç» (с разной силой голоса). 5. Дидактическая игра «Тĕрĕс кала» (с картинками). 6. Художественное слово. (загадки о временах года) | |
Декабрь | 8 | 4 неделя | Новый год. | Познакомить детей с новыми лексическими единицами: уяв, Çĕнĕ çул. Учить использовать «валли» при составлении повествовательных и вопросительных предложений. Упражнять в составлении описательных рассказов об игрушках, указывая характерные признаки: цвет, размер, величину и т.п., и свои действия. Закрепить лексику предыдущего занятия: тунката, уçланкă, кĕçех. Развивать фонематический слух. | уяв Çĕнĕ çул | 1. Краткая беседа по картине «В зимнем лесу». Закрепление слов: илемлетет, тункаьа, уçланкă. 2. приход Анюк и Ванюк. Просят украсить елку. 3. Диалог, введение новых слов. 4. Нахождение слов со звуком «ĕ» в предложении. 5. Украшение детьми елки. Описание игрушек. 6. Пение песни «Атьăр елкăна». | |
Январь | 9 | 2 неделя | Зимняя сказка. | Учить правильно произносить слова: Хĕл Мучи, Юрпике и использовать их при построении предложений с послелогом «валли». Упражнять в выразительном чтении стихотворений. | Хĕл Мучи Юрпике | 1. Игра «Цепочка». 2. Беседа о Новогоднем празднике. 3. Дидактическая игра «Чего не стало?» 4. Игра «Мĕн валли». 5. Загадывание загадок. 6. Игра «Домино» на закрепление лексики по темам «Зима», «Игрушки». 7. Повторение знакомых стихотворений, выученных к Новогоднему празднику, пение любимой песни. | |
Февраль | 11 | 2 неделя | Один-много. | Вести в словарь новые слова, обозначающие количественные числительные: пере, икке, висе, таватта, пиллек. Учить детей правильно считать до 5 на чувашском языке. Продолжить умение строить предложения, используя союз «е», употреблять слова в единственном и множественном числах. Совершенствовать правильное, отчетливое произношение звука «а» в словах. | перре икке виссе таватта пиллек | 1.Игра «Один-много» 2. Игра «Будь внимательным» - на нахождение слов со звуком «а» и его; произношение; 3. Ситуативные высказывания о своих игрушках. 4. Физкультминутка: 1,2,3, - аласене секлкр. 5. Игра «Путаница» | |
Февраль | 12 | 4 неделя | Много-мало | Познакомить детей с новыми лексическими единицами: нумай, сахал, катарт; с союзом «е». Продолжить учить составлять простые и сложные предложения из знакомых конструкций, используя ранее пройденную. Лексику и вновь введенные слова. Закрепить слова: кун, калас, терес; словосочетание: ыра кун пултар; звонкое произношение шумного согласного «х» между двумя гласными звуками в слове «сахал»; правильное произношение звука «е» в словах. | нумай сахал катарт | 1.Игра «Телефон» (работа в парах). 2. Диалог «Нумай –сахал» 3. Игра «Манн пата кил» (Выполнение движений» 4. Игра «Узнай звук «е» в ловах - звуковая культура речи; 5. Ситуативные высказывания об игрушках. 6. Игра «Черчунсен ячесене пел, весем менле кашкарнине кала». | |
Март | 13 | 2 неделя | Дружим с соседями. | Пополнить словарь детей новыми словами: кÿршĕ, кăмака, кĕт, пыр. Упражнять в составлении простых и сложных предложений. Закрепить лексику предыдущего занятия: кукăль, кукамай, кукаçи, пыл, юрат, сăн ÿкерчĕк; слова, обозначающие местоположение: сулахай, сылтăм. | кÿршĕ кăмака кĕт пыр | 1. Игра «Назови соседей». (кÿршĕ, сылтăмра, сулахайра). 2. Звуковая культура речи. Воспитатель называет слова со звуком «ÿ», дети определяют звук, хлопают в ладоши (ÿкерчĕк, йÿçĕ, кÿршĕ и др). 3. Приход Илемпи. (Она приглпшает к себе в гости: «Саша, пыр. Ира та пыр. Ачасем, пырăр. Илемпи, кĕт, пыратпăр). 4. Дидактическая игра «Соберем гостинцы» (пыл, кукăль) и т.д. 5. В гостях у Илемпи. (кăмака, кÿршĕ). 6. Беседа по фотографии о семьях детей (кукамай, кукаçи, юратать). 7. Игра «Пукане» (Юхма Миши). (кн. Грамматика вайăсем, Л. П. Сергеева, В. Е. Ефимова, стр. 20). | |
Март | 14 | 4 неделя | Части тела. | Ввести в словарь новые слова, обозначающие части тела: мăй, пит, пÿрне, чĕнре. Учить правильно их произносить, использовать при построении повествовательных и вопросительных предложений. Закрепить знакомую лексику по теме «Части тела»: алă, ура (сем), пуç, куç, тута, хăлха; активизировать слова, передающие настроение человека: хаваслă, хаваслă мар, кулать, йĕрет; слова: унталла, кунталла, шаккать. Упражнять в правильном произношении звука «ç» в потоке речи. | мăй пит пÿрне чĕрне | 1. Игра «Пĕрре-нумай» (закрепление слов с прошлого занятия: пукане-пуканесем и т.д.). 2. Сюрпризный момент – показ новой куклы, рассматривание частей тела). 3. Работа по звуковой культуре речи, повторение шуток-чистоговорок по цепочке. 4. Дорисовка недостающих частей тела. 5. Чтение потешки «Ку пÿрне-асанне». | |
Апрель | 15 | 2 неделя | Обувь. | Ввести в словарь новые слова: пушмак, атă, çăпата, Калуш. Закрепить лексические единицы по темам «Семья» и «Одежда». Продолжать учить составлять сложные предложения, используя союзы «тата», «е», послелог «валли». Отрабатывать интонационную выразительность речи. | атă пушмак çăпата калуш | 1. Игра «Найди и повтори правильно». 2. Диалог между воспитателем и детьми (закрепление лексики по темам: «Семья», «Одежда»). 3. Игровой прием. Приход Ванюк с просьбой помочь приобрести обувь. 4. Игра «Обувной магазин». Ситуативные высказывания детей. 5. Физкультминутка. Игра «Çăпаталла» («Пĕрле выляр-ха» Г. И. Воронцов, Шупашкар, 1992, стр. 30). 6. Загадывание загадок. | |
Апрель | 16 | 4 неделя | Национальная одежда и обувь. | Закрепить слова по теме «Одежда», «Обувь». Продолжить знакомство с национальной одеждой, предметами прикладного искусства. правильно назвать местоположение предмета. использовать в речи послелоги: «валли», «çинче»; местоимение «ăна». | На усмотрение воспитателя. | ||
Май | 17 | 2 неделя | Профессия художника. | Учить правильно, с естественной интонацией произносить новые слова: хут, кăранташ, сăрă, хачă, тăм; включать их в разговорную речь, строить простые и сложные предложения с осюзом «тата». Совершенствовать умение отвечать на вопросы при рассматривании картины. Составлять ситуативные высказывания. Упражнять в правильном произношении звука «ă» в словах. Закрепить названия цветов на чувашском языке; лексические единицы по теме «Мы играем». | хут тăм кăранташ сăрă хачă | 1. Игра «Мĕн тăвать?» (с картинками: урай шăлать…). 2. Приход художника. 3. Беседа по картине «Мы играем». 4. Игра «Сирĕлĕр». 5. Работа по звуковой культуре речи. 6. Игра «Пĕрре-нумай» (с использованием таблицы). 7. Составление ситуативных высказываний. | |
Май | 18 | 4 неделя | Медведь-художник. | Познакомить с новыми лексическими единицами: ÿкер, сăрла, йăвала и научить преобразовывать начальную форму глаголов: ÿкереть, сăрлать, йăвалать. Упражнять в произношении звуков «ÿ», «ă», нахождении звуков в словах, составлении предложений с заданным словом. Формировать умение правильно использовать послелог «валли» при составлении предложений с заданным словом. Формировать умение правильно испоьзовать послелог «валли» при составлении предложений; составлять ситуативные высказывания о своих действиях. Закрепить словарь предыдущего занятия: хут, кăранташ, тăм, сăрă, хачă. | ÿкер (еть) сăрла (ть) йăвала (ть) | 1. Игра «Часы» (звуковая культура речи). 2. Игровая мотивация: поможем медведю 3. Закрепление названий изобразительных средств. 4. Выполнение работ. 5. Игра «Кил-кил». | |
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 182
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей города Чебоксары»
Перспективный план по чувашскому языку
в средней группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ «ОБУЧЕНИЕ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ» (средняя группа)
Обучение детей чувашскому является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем ...
Обучение чувашскому языку в ДОУ
Для того чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению чувашскому языку "Домашние животные"
Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильногопризношения звуков «ă», «ĕ»....
Конспект занятия по обучению чувашскому языку "Асанне патенче ханара"
конспект занятия по обучению чувашскому языку...
К О Н С П Е К Т НОД обучение чувашскому языку в средней группе : «В гостях у бабушки»
цель: воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языкаЗадачи:Образовательные:Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Домашние животные»:ĕн...
конспект ОД по образовательной области "Речевое развитие" раздел "Обучение чувашскому языку" в старшей группе "Наш огород"
Формирование представление детей о сезонных изменениях в природе. Знакомство с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми, кишер, сухан, ...
План - конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению чувашскому языку с детьми старшего дошкольного возраста «Вăрмана уҫăлма» - «Прогулка в лес»
Развитие интереса к изучению чувашского языка средствами чувашских подвижных игр...