Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад»
«РЯБИНУШКА»
Смоленского района Смоленской области
Мастер-класс
для педагогов ДОУ
«Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников».
Составила: воспитатель 1 категории
Филимонова Вера Сергеевна
д.Жуково
2018-2019 уч.г.
Мастер-класс на тему «Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников».
Что такое лэпбук и как его использовать?
Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».
Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?
Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling). При таком обучении лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.
Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но также лэпбук делают сами педагоги и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие:
1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка.
2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаки больших текстов с описаниями, лишней информации.
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)
В чем же преимущество обучения с лэпбуком?
Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания. И в итоге вся работа, если воспитатели будут делать её с детьми объединит детей и воспитателя для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по своему уникален!
А я представляю свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста.
Тема лэпбука: «Домашние животные».
Цель: Изготовление и использование лэпбука, вызвать интерес к изучаемой теме, повысить любознательность, привлечь детей к индивидуальной деятельности и совместной под руководством взрослого.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с домашними животными;
- расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах. (чем питаются, где живут, какую пользу приносят, различать по внешним признакам и строению);
- учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Развивающие:
- развивать общую моторику, координацию, зрительную и слуховую память;
- развивать связную речь, образность речи;
- развивать словесно-логическое мышление детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к домашним животным.
Содержание папки:
- Раскрски для детей.
- Предметные картинки.
- Загадки
- Д/и «Надень шерстку»
- Игры для пальчиков
- Д/и «Домашние животные и их детеныши»
- Д/и «Найди тень»
- Умные карточки «На ферме»
- Сказка
- Книжка «На ферме»
- Разрезные картинки
Предполагаемый результат при использовании лэпбука по теме «Домашние животные»:
Дети будут знать названия домашних животных и их детенышей, узнают, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поет, моет, лечит, охраняет, пасет);
также будут знать, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям;
дети будут использовать в речи домашних животных и их детенышей, частей их тела, действий, отгадывать загадки, будут заботиться о своих питомцах;
Быстрое запоминание информации;
Проявление повышенного интереса к содержанию папки.
Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?
1 Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста. Темы лэпбука могут быть абсолютно разными: интересные события, тематические недели, свойства воды, растения, космос и т.д.
2 После того как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с кртинками. Это учебное пособие. Поэтому надо придумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, я использую модель трех вопросов.
Что ты знаешь о….?
Что хотел бы узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
3 Создание макета. Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:
- распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;
- твердая основа для самой папки…;
- ножницы, клей-карандаш, двухсторонний скотч, пленка-самоклейка;
- безграничная фантазия.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, вращающихся кругах, конвертах, карточках и т.д.
Кстати, совсем необязательно (и даже совсем не желательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований.
Лэпбук готов!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника"
Пояснительная записка к опыту, системный подход к планированию народных праздников, диагностика по народной праздничной культуре, схемы, таблицы....
Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"
Литературный обзор состояния вопроса. 2. История темы педагогического опыта в педагогике. 3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...
Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошло...
Мастер класс "Интеллект карта, как средство речевого и познавательного развития детей"
Материал содержит цели и задачи, этапы работы с Интеллект картами....
Сенсорная коробка как средство речевого и познавательного развития детей
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому в своей работе я часто использую такое средство развития поз...
Консультация для родителей. Игровой пальчиковый массаж как средство речевого и интеллектуального развития дошкольника.
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов "Использование ЛЕГО-технологий как средства речевого и сенсорного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
В статье анализируется понятие «ЛЕГО-технологии», рассматриваются способы и формы коррекционно-логопедической работы с использованием ЛЕГО-технологий....