Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников
методическая разработка

Филимонова Вера Сергеевна

мастер-класс для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_lepbuk.docx698.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад»

«РЯБИНУШКА»

Смоленского района Смоленской области

Мастер-класс

для педагогов ДОУ

«Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников».

Составила: воспитатель 1 категории

Филимонова Вера Сергеевна

д.Жуково

2018-2019 уч.г.

Мастер-класс на тему «Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников».

Что такое лэпбук и как его использовать?

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».

Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?

Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling). При таком обучении лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.

Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но также лэпбук делают сами педагоги  и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие:

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаки больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

В чем же преимущество обучения с лэпбуком?

Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания. И в итоге вся работа, если воспитатели будут делать её с детьми объединит детей и воспитателя для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по своему уникален!

А я представляю свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста.

Тема лэпбука: «Домашние животные».

Цель: Изготовление и использование лэпбука, вызвать интерес к изучаемой теме, повысить любознательность, привлечь детей к индивидуальной деятельности и совместной под руководством взрослого.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с домашними животными;

- расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах. (чем питаются, где живут, какую пользу приносят, различать по внешним признакам и строению);

- учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивающие:

- развивать общую моторику,  координацию, зрительную и слуховую память;

- развивать связную речь, образность речи;

- развивать словесно-логическое мышление детей.

Воспитательные:

- воспитывать  любовь к домашним животным.

Содержание папки:

  1. Раскрски для детей.
  2. Предметные картинки.
  3. Загадки
  4. Д/и «Надень шерстку»
  5. Игры для пальчиков
  6. Д/и «Домашние животные и их детеныши»
  7. Д/и «Найди тень»
  8. Умные карточки «На ферме»
  9. Сказка
  10. Книжка «На ферме»
  11. Разрезные картинки

Предполагаемый результат при использовании лэпбука по теме «Домашние животные»:

Дети будут знать названия домашних животных и их детенышей, узнают, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поет, моет, лечит, охраняет, пасет);

 также   будут знать, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям;

дети будут использовать в речи домашних животных и их детенышей, частей их тела, действий, отгадывать загадки, будут заботиться о своих питомцах;

Быстрое запоминание информации;

Проявление повышенного интереса к содержанию папки.

Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?

1 Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста. Темы лэпбука могут быть абсолютно разными: интересные события, тематические недели, свойства воды, растения, космос и т.д.

2 После того как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с кртинками. Это учебное пособие. Поэтому надо придумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, я использую модель трех вопросов.

Что ты знаешь о….?

Что хотел бы узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

3 Создание макета. Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

- распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;

- твердая основа для самой папки…;

- ножницы, клей-карандаш, двухсторонний скотч, пленка-самоклейка;

- безграничная фантазия.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, вращающихся кругах, конвертах, карточках и т.д.

Кстати, совсем необязательно (и даже совсем не желательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований.

Лэпбук готов!!!!

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника"

Пояснительная записка к опыту, системный подход к планированию народных праздников, диагностика по народной праздничной культуре, схемы, таблицы....

Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошло...

Мастер класс "Интеллект карта, как средство речевого и познавательного развития детей"

Материал содержит цели и задачи, этапы работы с Интеллект картами....

Сенсорная коробка как средство речевого и познавательного развития детей

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому в своей работе я часто использую такое средство развития поз...

Консультация для педагогов "Использование ЛЕГО-технологий как средства речевого и сенсорного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

В статье анализируется понятие «ЛЕГО-технологии», рассматриваются способы и формы коррекционно-логопедической работы с использованием ЛЕГО-технологий....