ТЕХНОЛОГИЯ ИКТ
учебно-методический материал

Селезнёва Наталья Ивановна

 ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОО. КОМАРОВА Т.С., КОМАРОВА И.И., ТУЛИКОВ А.В..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТЕХНОЛОГИЯ ИКТ19.33 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Информационно – коммуникационная технология в дошкольном образовании. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

 Цель  ИКТ в дошкольном образовании:

повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

  •  обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
  •  обеспечение взаимодействия с семьёй;
  •  обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
  •   повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
  •   облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт интернет - ресурсов, медиатеки, радио и телевидения, аудиосистем);
  •   облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
  •   обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
  •   возможность самореализации;
  •   возможность самообразования.

Этапы реализации технологии Алгоритм действий при использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения можно разделить на следующие этапы:

1 этап. В ходе анализа образовательной программы, тематического планирования, при выборе тем, типа и формы учебного занятия выявление особенностей учебного материала, требующего определенного способа его подачи с применением информационно-коммуникационных технологий.

2 этап. Подбор образовательных медиаресурсов, различных информационно - коммуникационных средств, создание собственных информационных продуктов презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего характера для обеспечения эффективного учебного процесса.

3 этап. Использование образовательных медиаресурсов и применение информационных продуктов на учебных занятиях разного типа в соответствии с поставленными целями и задачами обучения.

4 этап. Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики образовательных результатов.

ИКТ в образовательном процессе

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления информационно-стендового материала для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет), знакомство со сценариями праздников, конкурсов и развлечений.

2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Интерес для воспитателей представляют электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" – http://dob.1september.ru/, подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" – http://festival.1september.ru/, сайты журналов по дошкольному воспитанию.

3. Оформление карт обследования, рабочей документации. Компьютер позволяет не писать постоянно календарный план, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Помогает в составлении всевозможных планов, вести индивидуальный дневник ребенка в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности – одного их основных принципов педагогики.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

Направления  использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:

1. создание презентаций;

2. работа с ресурсами Интернет;

3. использование готовых обучающих программ;

4. разработка и использование собственных авторских программ.

Преимущества использования ИКТ перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

8. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля усвоения материала детьми.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО

  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Повышение эффективности процесса обучения.
  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО.
  • Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
  • Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОО и семье.
  • Реализация личностно- профессионального роста педагогов.
  • Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
  • Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
  • Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...