ТЕХНОЛОГИЯ ИКТ
учебно-методический материал
ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОО. КОМАРОВА Т.С., КОМАРОВА И.И., ТУЛИКОВ А.В..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕХНОЛОГИЯ ИКТ | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Информационно – коммуникационная технология в дошкольном образовании. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Цель ИКТ в дошкольном образовании:
повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
- обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение взаимодействия с семьёй;
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
- повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
- облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт интернет - ресурсов, медиатеки, радио и телевидения, аудиосистем);
- облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
- обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
- возможность самореализации;
- возможность самообразования.
Этапы реализации технологии Алгоритм действий при использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения можно разделить на следующие этапы:
1 этап. В ходе анализа образовательной программы, тематического планирования, при выборе тем, типа и формы учебного занятия выявление особенностей учебного материала, требующего определенного способа его подачи с применением информационно-коммуникационных технологий.
2 этап. Подбор образовательных медиаресурсов, различных информационно - коммуникационных средств, создание собственных информационных продуктов презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего характера для обеспечения эффективного учебного процесса.
3 этап. Использование образовательных медиаресурсов и применение информационных продуктов на учебных занятиях разного типа в соответствии с поставленными целями и задачами обучения.
4 этап. Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики образовательных результатов.
ИКТ в образовательном процессе
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления информационно-стендового материала для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет), знакомство со сценариями праздников, конкурсов и развлечений.
2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Интерес для воспитателей представляют электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" – http://dob.1september.ru/, подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" – http://festival.1september.ru/, сайты журналов по дошкольному воспитанию.
3. Оформление карт обследования, рабочей документации. Компьютер позволяет не писать постоянно календарный план, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Помогает в составлении всевозможных планов, вести индивидуальный дневник ребенка в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности – одного их основных принципов педагогики.
Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Направления использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:
1. создание презентаций;
2. работа с ресурсами Интернет;
3. использование готовых обучающих программ;
4. разработка и использование собственных авторских программ.
Преимущества использования ИКТ перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
8. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:
1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
3. Как информационно-обучающее пособие
4. Для контроля усвоения материала детьми.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Повышение эффективности процесса обучения.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО.
- Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
- Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОО и семье.
- Реализация личностно- профессионального роста педагогов.
- Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
- Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...