«Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования
учебно-методический материал

Куулар Чодураа Алексеевна

 «Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад34.89 КБ
Файл 15.02.20_port_sovr.vosp_.pptx582.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аяс»

комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

 «Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования

Выполнила: старший воспитатель

Куулар Чодураа Алексеевна

с. Кызыл-мажалык-2020г.

Содержание

Введение………………………………. …………………………………………3

1. Портрет воспитателя с точки зрения В.А. Сухомлинского………………….5

2. Портрет современного педагога……………………………………………….6

3.  Личностные характеристики………………………………………………….8

4.  Профессиональное мастерство…………………………………………….....9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Введение

 «От того, как прошло детство, кто вёл

 ребенка за руку в детские годы, что вошло

 в его разум и сердце из окружающего мира –

 от этого в решающей степени зависит, каким

 человеком станет сегодняшний малыш».

                             /В.А.Сухомлинский/

 Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас  в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

 На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Задачи деятельности педагога в соответствии ФГОС ДО:

  • Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного возраста;
  • Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • Создание благоприятных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Задача современного воспитателя -  воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для  этого воспитатель должен быть сам   личностью образованной, творческой, неординарной. Он  должен много уметь и  знать, чтобы  наши дети  ему  верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми  должны быть  целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

 Воспитатель – это ответственная и сложная профессия. Здесь много требований и от родителей в том числе.

Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.

 Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.

В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, воспитатель должен отлично ориентироваться в программе, по которой он работает с детьми.

 В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.

  Для того чтобы выстроить качественную работу с семьями воспитанников необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить родителей к себе. Говоря иными словами стать авторитетным педагогом в их глазах.

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому необходимо пересмотреть свои жизненные позиции, выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

  1. Портрет современного воспитателя с точки зрения

В.А. Сухомлинского

Воспитатель – это не профессия, а настоящее призвание, а ещё — ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личности.

В его учении современный педагог – это тот, кто реализует убеждения, выраженные в следующих идеях,  способен воспитать гуманную личность:

  • Заботься о развитии ребенка – главная, системообразующая идея, определяющая и подчиняющая все другие.
  • Любить детей – важнейший компонент принципа гуманизма, самое ценное и важное качество воспитателя.
  • Уважать ребенка – идея тесно связана с предыдущими; видеть в каждом ребенке личность – необходимое качество воспитателя.
  • Верить в ребенка – залог успеха педагогического процесса; идея выражает оптимистическую линию гуманизма.
  • Знать ребенка – без знания души каждого ребенка воспитание невозможно.
  • Понимать ребенка – знать ребенка мало, нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами. «Способность все понять» и «Чувствование детства» В.А.Сухомлинский рассматривал как показатель педагогической мудрости.
  • Бережно относиться к духовному миру и природе ребенка – все дети разные, каждый имеет свой неповторимый духовный мир, приходит в дошкольное образовательное учреждение уже со своим сложившимся опытом, привычками, взглядами; нельзя ломать природу ребенка, тем самым, ломая, коверкая личность.
  • Беречь и развивать чувство собственного достоинства – идея отражает линию воинствующего оптимизма, то есть активную позицию воспитателя в формировании личности ребенка: гуманизм требует не только признавать в ребенке чувство собственного достоинства, но и развивать его – без этого не возможно ни воспитание, ни самовоспитание.
  • Стать другом ребенка – ребенок – субъект воспитания, соучастник педагогического процесса, а для этого он должен верить в своего воспитателя, видеть в нем друга, чувствовать его поддержку и помощь, понимать, что воспитатель к нему не безразличен.

Только следуя этим принципам возможно воспитание у ребенка таких черт как внимание, благородство, благотворительность, патриотизм, добро, доверие, долг, достоинство, интеллект, красота, культура, мудрость, образованность, ответственность, понимание, совесть, сопереживание, справедливость, милосердие, сострадание, сочувствие, тактичность, трудолюбие, честь, чуткость.

  1. Портрет современного педагога

 Современный воспитатель, какой он?  Какими качествами  он должен обладать?      

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен. То есть способен качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности.

Современным детям нужны современные педагоги.  Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога.

Задача современного воспитателя -  воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для  этого воспитатель должен быть сам   личностью образованной, творческой, неординарной. Он  должен много уметь и  знать, чтобы  наши дети  ему  верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми  должны быть  целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

- внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.

- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

3. Личностные характеристики

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям.

Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.

  1. Высокие нравственные качества. 

Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.

  1. Организаторские способности. 

Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя.

  1. Трудолюбие. 

Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если всем сердцем любить свою профессию — работать одно удовольствие.

  1. Позитивный настрой.

 Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.

  1. Способность к творчеству. 

В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Список нужных личностных качеств воспитателя можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, навыков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

4. Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим однообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Современный воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя  выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Роль воспитателя в образовательном процессе  велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Заключение

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что роль педагога в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников. С одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами и  педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.

Итак, портрет современного педагога – это:

  1. человек - добрый, чуткий, внимательный, любящий не только детей, но и свою работу,  морально устойчивый, коммуникабельный;
  2. педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, профессионал своего дела;
  3.  личность – творческая и находчивая, неординарная, умеющая заинтересовать и найти подход к каждому ребенку.

Я думаю, что воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
  2. ФГОС дошкольного образования, утв. Минобразования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Аяс » с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва «Профессиональный портрет современного педагога ДО» Выполнила: Куулар Ч.А. с. Кызыл-Мажалык-2020

Слайд 2

В.А.Сухомлинский «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Слайд 3

Цель ДО в соответствии ФГОС: Знания Умения Навыки Физические Личностные Интеллектуальные качества

Слайд 4

Задачи деятельности педагога в соответствии ФГОС ДО Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного возраста; Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Создание благоприятных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Слайд 5

Педагог дошкольного образования – ключевая фигура реализации ФГОС ДО

Слайд 7

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

Слайд 8

Портрет современного воспитателя с точки зрения В.А. Сухомлинского Заботься о развитии ребенка Любить детей Уважать ребенка Верить в ребенка Знать ребенка

Слайд 9

Портрет современного воспитателя с точки зрения В.А. Сухомлинского Понимать ребенка Бережно относиться к духовному миру и природе ребенка Беречь и развивать чувство собственного достоинства Стать другом ребенка

Слайд 10

Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

Слайд 11

Личностные характеристики Доброта и терпение Высокие нравственные качества Организаторские способности Трудолюбие Позитивный настрой Способность к творчеству

Слайд 12

Вывод: Исходя , из выше сказанного можно сделать вывод, что роль педагога в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников. С одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами и педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В настоящее время проблема совершенствования подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе....

«Инновационная технология «ЛЭПБУК» в развитии профессионально-педагогических компетенций педагогов дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»

Интересный  способ представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной лексической темы – ЛЭПБУК....

Районное тестирование "Я -современный педагог дошкольного образования"

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНомный округМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовате...

Семинар для педагогов «Профессиональный портрет современного педагога»

Беседа  о личностных и профессиональных качествах педагога ДОО,...

«Профессиональный портрет современного педагога».

Какими личностными качествами, навыками и умениями должен обладать современный педагог?...

Профессиональные умения, навыки и качества современного педагога дошкольного образования

Воспитание детей первостепенная задача общества. Родители с малолетства закладывают в детей некий уровень мировоззрения, мировосприятия. При этом необходимо отметить и работников дошкольных учреждений...