«Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования
учебно-методический материал
«Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 34.89 КБ |
15.02.20_port_sovr.vosp_.pptx | 582.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аяс»
комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
«Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования
Выполнила: старший воспитатель
Куулар Чодураа Алексеевна
с. Кызыл-мажалык-2020г.
Содержание
Введение………………………………. …………………………………………3
1. Портрет воспитателя с точки зрения В.А. Сухомлинского………………….5
2. Портрет современного педагога……………………………………………….6
3. Личностные характеристики………………………………………………….8
4. Профессиональное мастерство…………………………………………….....9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12
Введение
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А.Сухомлинский/
Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).
Задачи деятельности педагога в соответствии ФГОС ДО:
- Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного возраста;
- Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- Создание благоприятных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы наши дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.
Воспитатель – это ответственная и сложная профессия. Здесь много требований и от родителей в том числе.
Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.
Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.
В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, воспитатель должен отлично ориентироваться в программе, по которой он работает с детьми.
В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.
Для того чтобы выстроить качественную работу с семьями воспитанников необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить родителей к себе. Говоря иными словами стать авторитетным педагогом в их глазах.
Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому необходимо пересмотреть свои жизненные позиции, выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка.
«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!
- Портрет современного воспитателя с точки зрения
В.А. Сухомлинского
Воспитатель – это не профессия, а настоящее призвание, а ещё — ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, отдавая всю душу.
Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личности.
В его учении современный педагог – это тот, кто реализует убеждения, выраженные в следующих идеях, способен воспитать гуманную личность:
- Заботься о развитии ребенка – главная, системообразующая идея, определяющая и подчиняющая все другие.
- Любить детей – важнейший компонент принципа гуманизма, самое ценное и важное качество воспитателя.
- Уважать ребенка – идея тесно связана с предыдущими; видеть в каждом ребенке личность – необходимое качество воспитателя.
- Верить в ребенка – залог успеха педагогического процесса; идея выражает оптимистическую линию гуманизма.
- Знать ребенка – без знания души каждого ребенка воспитание невозможно.
- Понимать ребенка – знать ребенка мало, нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами. «Способность все понять» и «Чувствование детства» В.А.Сухомлинский рассматривал как показатель педагогической мудрости.
- Бережно относиться к духовному миру и природе ребенка – все дети разные, каждый имеет свой неповторимый духовный мир, приходит в дошкольное образовательное учреждение уже со своим сложившимся опытом, привычками, взглядами; нельзя ломать природу ребенка, тем самым, ломая, коверкая личность.
- Беречь и развивать чувство собственного достоинства – идея отражает линию воинствующего оптимизма, то есть активную позицию воспитателя в формировании личности ребенка: гуманизм требует не только признавать в ребенке чувство собственного достоинства, но и развивать его – без этого не возможно ни воспитание, ни самовоспитание.
- Стать другом ребенка – ребенок – субъект воспитания, соучастник педагогического процесса, а для этого он должен верить в своего воспитателя, видеть в нем друга, чувствовать его поддержку и помощь, понимать, что воспитатель к нему не безразличен.
Только следуя этим принципам возможно воспитание у ребенка таких черт как внимание, благородство, благотворительность, патриотизм, добро, доверие, долг, достоинство, интеллект, красота, культура, мудрость, образованность, ответственность, понимание, совесть, сопереживание, справедливость, милосердие, сострадание, сочувствие, тактичность, трудолюбие, честь, чуткость.
- Портрет современного педагога
Современный воспитатель, какой он? Какими качествами он должен обладать?
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен. То есть способен качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности.
Современным детям нужны современные педагоги. Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога.
Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы наши дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.
Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
- внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
3. Личностные характеристики
- Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям.
Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
- Высокие нравственные качества.
Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
- Организаторские способности.
Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя.
- Трудолюбие.
Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если всем сердцем любить свою профессию — работать одно удовольствие.
- Позитивный настрой.
Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
- Способность к творчеству.
В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
Список нужных личностных качеств воспитателя можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, навыков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.
4. Профессиональное мастерство
Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.
Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим однообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.
Современный воспитатель должен иметь глубокие знания по:
- педагогике
- возрастной психологии
- основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
- этике и эстетике
- принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.
Воспитатель ДОУ должен:
- знать и уметь применять методики обучения и развития детей
- уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.
Среди профессионально важных качеств воспитателя выделяют:
- владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
- широкая эрудиция
- педагогическая интуиция
- высокий уровень интеллекта
- высокоразвитая нравственная культура.
Роль воспитателя в образовательном процессе велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Заключение
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что роль педагога в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников. С одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами и педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.
Итак, портрет современного педагога – это:
- человек - добрый, чуткий, внимательный, любящий не только детей, но и свою работу, морально устойчивый, коммуникабельный;
- педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, профессионал своего дела;
- личность – творческая и находчивая, неординарная, умеющая заинтересовать и найти подход к каждому ребенку.
Я думаю, что воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
- ФГОС дошкольного образования, утв. Минобразования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155.
- Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.А.Сухомлинский «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Цель ДО в соответствии ФГОС: Знания Умения Навыки Физические Личностные Интеллектуальные качества
Задачи деятельности педагога в соответствии ФГОС ДО Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного возраста; Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Создание благоприятных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Педагог дошкольного образования – ключевая фигура реализации ФГОС ДО
«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!
Портрет современного воспитателя с точки зрения В.А. Сухомлинского Заботься о развитии ребенка Любить детей Уважать ребенка Верить в ребенка Знать ребенка
Портрет современного воспитателя с точки зрения В.А. Сухомлинского Понимать ребенка Бережно относиться к духовному миру и природе ребенка Беречь и развивать чувство собственного достоинства Стать другом ребенка
Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
Личностные характеристики Доброта и терпение Высокие нравственные качества Организаторские способности Трудолюбие Позитивный настрой Способность к творчеству
Вывод: Исходя , из выше сказанного можно сделать вывод, что роль педагога в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников. С одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами и педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В настоящее время проблема совершенствования подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе....
Статья "Профессиональная компетенция современного педагога дошкольного образовательного учреждения"
Статья....
«Инновационная технология «ЛЭПБУК» в развитии профессионально-педагогических компетенций педагогов дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Интересный способ представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной лексической темы – ЛЭПБУК....
Районное тестирование "Я -современный педагог дошкольного образования"
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНомный округМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовате...
Семинар для педагогов «Профессиональный портрет современного педагога»
Беседа о личностных и профессиональных качествах педагога ДОО,...
«Профессиональный портрет современного педагога».
Какими личностными качествами, навыками и умениями должен обладать современный педагог?...
Профессиональные умения, навыки и качества современного педагога дошкольного образования
Воспитание детей первостепенная задача общества. Родители с малолетства закладывают в детей некий уровень мировоззрения, мировосприятия. При этом необходимо отметить и работников дошкольных учреждений...