Ведение дневника достижей ний в старшем дошкольном возрасте
материал (подготовительная группа)
Когда ребенок приходит в детский сад, педагог должен создать условия для развития у него интереса к познанию окружающего мира, и уверенности в себе.
ФГОС ДО говорит о необходимости формирования и поддержки положительной самооценки ребенка, уверенности в собственных возможностях и способностях, исходя из этого современные педагоги все чаще используют технологию портфолио дошкольника.
«Дневники достижений» позволяет повысить мотивацию детей к разным видам деятельности детей, стимулирует рост их познавательной и творческой активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематика
Рефлексивные техники в дошкольном образовании
Название проекта
«Дневника достижений»
Целевая группа
Данная разработка предназначена для воспитателей детских садов и детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Когда ребенок приходит в детский сад, педагог должен создать условия для развития у него интереса к познанию окружающего мира, уверенности в себе и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте. Это является одним из требований ФГОС ДО где говорится о необходимости формирования и поддержки положительной самооценки ребенка, уверенности в собственных возможностях и способностях.
В исследованиях последнего десятилетия рефлексия определяется, как новообразование дошкольного возраста (Н.И. Люрья, Н.Г. Салмина и др.). Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.
Рефлексия способов действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности, и поэтому на каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия: мы с детьми обсуждаем, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.
Основная идея
Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы ежедневно сталкивается с рефлексией: закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, тематический день или неделя. Как он прошел? Что узнал нового? Что получилось? Но не всегда удается услышать мнение каждого ребенка и даже если дети в группе включаются в обсуждение итогов информация об их достижениях не всегда доходит до родителей. И на вопрос родителей: «Что вы делали в детском саду?», они отвечают: «Играли». Как помочь детям увидеть свои успехи и достижения и рассказать о них?
Современные педагоги все чаще используют технологию портфолио дошкольника. Апробируя данную технологию, мы столкнулись с проблемами в ее реализации:
- ведение портфолио в таком виде в каком оно представлено в большинстве источников занимает очень много времени и больше подходит для использование родителями (родители могут подробно описать своего ребенка и при желании следить за особенностями его развития), но к сожалению не все родители могут найти время для этой деятельности;
- в портфолио ребенок не может увидеть свои ежедневные достижения и не всегда видит достижения значимые для него.
Исходя из этого, мы решили адаптировать эту технологию под потребности детей и свои возможности и предложили детям вести «Дневники достижений».
Цель создания «Дневника достижений»: создать условия для развития умения детей адекватно оценивать свою деятельность, развития их познавательной и творческой активности.
С помощью «Дневников достижений» мы решаем следующие задачи:
- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- развивать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности;
- создавать условия для становления целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
«Дневник достижений» отличается от традиционного портфолио тем, что в нем ежедневно с помощью печатей и разных обозначений отмечаются достижения детей, собираются материалы практической деятельности, созданные ребенком и значимые для него.
Этапы реализации
Подготовительный
Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
1 направление. Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации.
Содержание:
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП.
Анализ предметно-развивающей среды.
Изучение литературы (журналы, книги, Интернет).
Подбор иллюстративного материала для ознакомления детей с разнообразием форм ведения дневников.
2 направление Цель: побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности.
Содержание:
Проблемная ситуация (Как рассказать родителям о своих достижениях?).
Введение в проблему (Рассматривание разных дневников, иллюстраций и фотографий о разных формах их ведения).
Разработка сетевой паутинки проекта по технологии Л.В. Свирской совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)
Планирования
Содержание:
- Разработка схемы последовательных действий совместно с детьми.
- Организация деятельности родителей - ознакомление родителей с возможностями ведения портфолио и «Дневника достижений» дома и в детском саду.
Основной
Создание предметно-развивающей среды
Прежде чем мы приступили к созданию дневников, вместе с детьми мы установили, какие центры детской активности, будут у нас в группе, как они будут называться, каким цветом будут обозначаться, соответственно цветом были обозначены разные виды деятельности детей в этих центрах.
В группе была изготовлена доска выбора с соответствующими цветовыми обозначениями центров.
Мы приобрели печати разных цветов для обозначения деятельности детей в течении дня, папки скоросшиватели для хранения дневников, файлы для размещения детских работ.
Рассмотрели разные виды «Портфолио» и выбрали разделы, которые дети хотели бы самостоятельно заполнять.
Структура «Дневника достижений»:
-титульный лист:
- мое имя, мая фамилия, автопортрет;
- расписание занятий и обозначение печатей;
- листы – календарь;
- «Мои фантазии»;
- «Грани таланта»;
- «Мои награды».
Вместе с детьми мы решили, что каждый месяц в дневнике будет появляется новая страничка – календарь с цветовым обозначением дней недели и чисел месяца, на которой дети печатями будут отмечать свои достижения. В течении работы с дневниками у нас появлялись новые обозначения для обозначения разных достижений.
Дети самостоятельно выбрали варианты оформления дневника (листы - раскраски), проявили творчество в их оформлении.
Организация деятельности родителей
На родительском собрании родители познакомились с технологией «Портфолио дошкольника», принципом ведения дневника и возможными вариантами работы с ним. Для удобства в ознакомлении с дневниками в них предусмотрен лист с условными обозначениями разных видов деятельности детей.
Алгоритм ведения «Дневника достижений».
Каждое утро с детьми мы планируем предстоящий день, чем мы будем заниматься вместе, чем дети хотят заняться самостоятельно, после этого на доске выбора дети обозначают, в каком центре они хотят организовать свою деятельность.
В течении дня в детском саду ребенок включается в разные виды деятельности. Все это может быть отмечено как достижение в дневнике.
В конце каждого дня на общем сборе ребята озвучивают каких успехов и в какой деятельности они добились в течении дня и ставят печать за эту деятельность.
«Произведения искусства» появившиеся в течении дня располагаются на страничке «Грани таланта». Рассказы, записанные с помощью схем, рисунки – фантазии («Мир динозавров», «превращения» и т. п.) помещаются на страничку «Мои фантазии». Грамоты, дипломы, сертификаты, детей можно найти в разделе «Мои награды».
Нам как педагогам «Дневник достижений» помогает увидеть к каким центрам дети проявляю больший интерес, а какие остаются не востребованными и над ними надо поработать. Через него можно увидеть индивидуальные особенности ребенка, его способности интересы и затруднения, что помогает простаивать индивидуальную работу с каждым ребенком, найти помощников, которые начат своих товарищей делать то, что у них лучше получается.
Мы не сравниваем успехи детей, но всегда обращаем внимание даже на незначительную динамику детей, испытывающих в чем-то затруднение, учим детей радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.
Родители интересуются успехами детей, расспрашивая их, за что они получили ту или иную печать, тем самым контролируя развитие своего ребенка и стимулируя его активность. С помощью «Дневника наблюдений» мы можем обратить внимание родителей, на трудности, которые возникают у ребенка и вмести найти возможности для помощи ему.
Анализ результативности работы
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе).
- Наблюдение за деятельностью детей в ходе создания и ведения «Дневника достижений» с фиксацией результатов в карте наблюдения (взаимодействие ребёнка со сверстниками, проявление детьми самостоятельности и инициативы, активность детей).
- Анализ частоты организации детьми разных видов деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
- Интернет;
- Библиотека методического кабинета ДОУ.
Кадровые ресурсы:
- Два воспитателя группы (Дойкова Прасковья Афанасьевна и Ерошенко Наталья Юрьевна), работающие в тесном взаимодействии по организации ведения «Дневников достижений».
Родительская помощь:
- В поддержании интереса детей к ведению «Дневника достижений».
- В приобретении материалов для оформления дневников.
Планируемые и полученные результаты
Мы считаем, что ведения «Дневника достижений» позволяет ребенку достичь следующих результатов:
- он стремится активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач, уверен в своих силах, потому что у каждого ребенка есть та деятельность, в которой он успешен и дневник это показывает;
- сознательно и добровольно руководит собственными действиями - ребенок стремится добиться результата и рассказать о нем товарищам и родителям;
- способен оказать помощь и принять её от другого, потому что совместное обсуждение планов и результатов учат детей чувствовать себя одним коллективом радоваться своим успехам и успехам окружающих;
- адекватно, критически оценивает конкретные результаты собственных действий, видя результаты своих товарищей он видит к чему ему можно стремиться и чем он может им помочь;
- ребенок проявляет способность и готовность принимать на себя ответственность за собственные действия и дневник помогает ему понять, что, не прикладывая усилий наедается получить положительный результат.
Наблюдения за детьми показывают наличие у старших дошкольников потребности «увидеть» свой успех, и привлечь внимание родителей к нему. С его помощью нам удалось расшевелить «лентяев» (дети с низким уровнем освоения ООП в конце года показали положительную динамику), показать успехи «молчунов» и вселить в них уверенность в себе (дети освоили программу на высоком уровне), научили детей видеть трудности товарищей и помогать им.
Ценность «Дневника достижений» мы видим в том, что в нем все достижения видны самому воспитаннику, они становятся предметом его гордости, служат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности. Дневник может стать для ребенка инструментом самопознания, точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители".
Дальнейшее развитие проекта
Опыт ведения «Дневников достижений» заинтересовал педагогов нашего города, и мы презентовали его на XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и групп восточных районов красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений».
В дальнейшем планируем использовать этот опыт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в качестве дополнения к «Портфолио дошкольника».
Наблюдения за детьми показывают наличие у старших дошкольников потребности «увидеть» свой успех, и привлечь внимание родителей к нему.
«Дневника достижений» показывает успехи воспитанника, они становятся предметом его гордости, служат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности. Дневник может стать для ребенка инструментом самопознания, точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: повышение мотивации детей к разным видам деятельности, развитие умения адекватно, критически оценивать результаты собственных действий и действий других . «Дневник достижений»
Задачи: создать для каждого воспитанника ситуацию успеха; поддерживать интерес ребенка к разным видам деятельности; создавать условия для становления целенаправленности и само регуляции собственных действий; р азвивать умение анализировать свою деятельность и деятельность окружающих; поощрять его активность и самостоятельность; укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка.
Принципы д обровольное ведение дневника; систематичность работы с дневником; с амостоятельность ребенка в оформлении и отборе материалов.
Центры детской активности
Условные обозначения
Фото с родителями
Результаты: ребенок проявляет инициативу в разных видах деятельности ; - стремится активно познавать действительность , не боясь неуспеха и неудач, уверен в своих силах ; - способен оказать помощь и принять её от другого; - адекватно, критически оценивает конкретные результаты собственных действий и действий других; - ребенок проявляет способность и готовность принимать на себя ответственность за собственные действия . - сознательно и добровольно руководит собственными действиями;
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Электронный дневник" творческий проек в старшей дошкольной группе
Проек "Электронный дневник" -это помощник для родителей и педагогов. Контроль качества обучения дошкольников....
«Экологический дневник дошкольника» - как личностно – ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. По мнению ученых, в...
Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...
Практика использования дневника достижений в старшем дошкольном возрасте
Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы ежедневно сталкивается с рефлексией: закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, тематический день или неделя. Как он про...
Ведение дополнительного образования. Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" (старший дошкольный возраст).
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" 2021/2022 у.г...
Дидактическое пособие Лепбук «Дневник солдата 1942-1945г» Для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталям...
Детская самостоятельность и инициативность как результат качества образовательной деятельности по формированию у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Цель нашей работы в данном направлении: становление детской самостоятельности и инициативности посредством формирования у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства....