Практика использования дневника достижений в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка (подготовительная группа)

Ерошенко Наталья Юрьевна

Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы ежедневно сталкивается с рефлексией: закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, тематический день или неделя. Как он прошел? Что узнал нового? Что получилось? Но не всегда удается услышать мнение каждого ребенка и даже если дети в группе включаются в обсуждение итогов информация об их достижениях не всегда доходит до родителей. И на вопрос родителей: «Что вы делали в детском саду?», они отвечают: «Играли». Как помочь детям увидеть свои успехи и достижения и рассказать о них?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематика

Рефлексивные техники в дошкольном образовании

Название проекта

 «Дневника достижений»

Целевая группа

Данная разработка предназначена для воспитателей детских садов и детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность

Когда ребенок приходит в детский сад, педагог должен создать условия для развития у него интереса к познанию окружающего мира, уверенности в себе и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте. Это является одним из требований ФГОС ДО где говорится о необходимости формирования и поддержки положительной самооценки ребенка, уверенности в собственных возможностях и способностях.

В исследованиях последнего десятилетия рефлексия определяется, как новообразование дошкольного возраста (Н.И. Люрья, Н.Г. Салмина и др.). Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.

Рефлексия способов действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности, и поэтому на каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия: мы с детьми обсуждаем, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.

Основная идея

Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы ежедневно сталкивается с рефлексией: закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, тематический день или неделя. Как он прошел? Что узнал нового? Что получилось? Но не всегда удается услышать мнение каждого ребенка и даже если дети в группе включаются в обсуждение итогов информация об их достижениях не всегда доходит до родителей. И на вопрос родителей: «Что вы делали в детском саду?», они отвечают: «Играли». Как помочь детям увидеть свои успехи и достижения и рассказать о них?

Современные педагоги все чаще используют технологию портфолио дошкольника. Апробируя данную технологию, мы столкнулись с проблемами в ее реализации:

- ведение портфолио в таком виде в каком оно представлено в большинстве источников занимает очень много времени и больше подходит для использование родителями (родители могут подробно описать своего ребенка и при желании следить за особенностями его развития), но к сожалению не все родители могут найти время для этой деятельности;

- в портфолио ребенок не может увидеть свои ежедневные достижения и не всегда видит достижения значимые для него.

Исходя из этого, мы решили адаптировать эту технологию под потребности детей и свои возможности и предложили детям вести «Дневники достижений».

 Цель создания «Дневника достижений»: создать условия для развития умения детей адекватно оценивать свою деятельность,  развития их познавательной и творческой активности.

С помощью «Дневников достижений» мы решаем следующие задачи:

- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- развивать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности;

- создавать условия для становления целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

 «Дневник достижений» отличается от традиционного портфолио тем, что в нем ежедневно с помощью печатей и разных обозначений отмечаются достижения детей, собираются материалы практической деятельности, созданные ребенком и значимые для него.

Этапы реализации

Подготовительный 

Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.

1 направление.  Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации.

Содержание:

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП.

Анализ предметно-развивающей среды.

Изучение литературы (журналы, книги, Интернет).

Подбор иллюстративного материала для ознакомления детей с разнообразием форм ведения дневников.

2 направление Цель: побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности.

Содержание:

Проблемная ситуация (Как рассказать родителям о своих достижениях?).

Введение в проблему (Рассматривание разных дневников, иллюстраций и фотографий о разных формах их ведения).

Разработка сетевой паутинки проекта по технологии Л.В. Свирской совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)

Планирования 

Содержание:

  1. Разработка схемы последовательных действий совместно с детьми.
  2. Организация деятельности родителей - ознакомление родителей с возможностями ведения портфолио и «Дневника достижений» дома и в детском саду.

Основной

Создание предметно-развивающей среды

Прежде чем мы приступили к созданию дневников, вместе с детьми мы установили, какие центры детской активности, будут у нас в группе, как они будут называться, каким цветом будут обозначаться, соответственно цветом были обозначены разные виды деятельности детей в этих центрах.

В группе была изготовлена доска выбора с соответствующими цветовыми обозначениями центров.

 Мы приобрели печати разных цветов для обозначения деятельности детей в течении дня, папки скоросшиватели для хранения дневников, файлы для размещения детских работ.

Рассмотрели разные виды «Портфолио» и выбрали разделы, которые дети хотели бы самостоятельно заполнять.

Структура «Дневника достижений»:

-титульный лист:

- мое имя, мая фамилия, автопортрет;

- расписание занятий и обозначение печатей;

- листы – календарь;

- «Мои фантазии»;

- «Грани таланта»;

- «Мои награды».

Вместе с детьми мы решили, что каждый месяц в дневнике будет появляется новая страничка – календарь с цветовым обозначением дней недели и чисел месяца, на которой дети печатями будут отмечать свои достижения. В течении работы с дневниками у нас появлялись новые обозначения для обозначения разных достижений.

Дети самостоятельно выбрали варианты оформления дневника (листы -  раскраски), проявили творчество в их оформлении.

Организация деятельности родителей

 На родительском собрании родители познакомились с технологией «Портфолио дошкольника», принципом ведения дневника и возможными вариантами работы с ним. Для удобства в ознакомлении с дневниками в них предусмотрен лист с условными обозначениями разных видов деятельности детей.

Алгоритм ведения «Дневника достижений».

Каждое утро с детьми мы планируем предстоящий день, чем мы будем заниматься вместе, чем дети хотят заняться самостоятельно, после этого на доске выбора дети обозначают, в каком центре они хотят организовать свою деятельность.

В течении дня в детском саду ребенок включается в разные виды деятельности. Все это может быть отмечено как достижение в дневнике.

В конце каждого дня на общем сборе ребята озвучивают каких успехов и в какой деятельности они добились в течении дня и ставят печать за эту деятельность.

«Произведения искусства» появившиеся в течении дня располагаются на страничке «Грани таланта». Рассказы, записанные с помощью схем, рисунки – фантазии («Мир динозавров», «превращения» и т. п.) помещаются на страничку «Мои фантазии». Грамоты, дипломы, сертификаты, детей можно найти в разделе «Мои награды».

Нам как педагогам «Дневник достижений» помогает увидеть к каким центрам дети проявляю больший интерес, а какие остаются не востребованными и над ними надо поработать. Через него можно увидеть индивидуальные особенности ребенка, его способности интересы и затруднения, что помогает простаивать индивидуальную работу с каждым ребенком, найти помощников, которые начат своих товарищей делать то, что у них лучше получается.

Мы не сравниваем успехи детей, но всегда обращаем внимание даже на незначительную динамику детей, испытывающих в чем-то затруднение, учим детей радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.

Родители интересуются успехами детей, расспрашивая их, за что они получили ту или иную печать, тем самым контролируя развитие своего ребенка и стимулируя его активность. С помощью «Дневника наблюдений» мы можем обратить внимание родителей, на трудности, которые возникают у ребенка и вмести найти возможности для помощи ему.

Анализ результативности работы 

  1. Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе).
  2. Наблюдение за деятельностью детей в ходе создания и ведения «Дневника достижений» с фиксацией результатов в карте наблюдения (взаимодействие ребёнка со сверстниками, проявление детьми самостоятельности и инициативы, активность детей).
  3. Анализ частоты организации детьми разных видов деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы:

  1. Интернет;
  2. Библиотека методического кабинета ДОУ.

Кадровые ресурсы:

  1. Два воспитателя группы (Дойкова Прасковья Афанасьевна и Ерошенко Наталья Юрьевна), работающие в тесном взаимодействии по организации ведения «Дневников достижений».

Родительская помощь:

  1. В поддержании интереса детей к ведению «Дневника достижений».
  2. В приобретении материалов для оформления дневников.

Планируемые и полученные результаты

Мы считаем, что ведения «Дневника достижений» позволяет ребенку достичь следующих результатов:

- он стремится активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач, уверен в своих силах, потому что у каждого ребенка есть та деятельность, в которой он успешен и дневник это показывает;

- сознательно и добровольно руководит собственными действиями - ребенок стремится добиться результата и рассказать о нем товарищам и родителям;

-  способен оказать помощь и принять её от другого, потому что совместное обсуждение планов и результатов учат детей чувствовать себя одним коллективом радоваться своим успехам и успехам окружающих;

- адекватно, критически оценивает конкретные результаты собственных действий, видя результаты своих товарищей он видит к чему ему можно стремиться и чем он может им помочь;

- ребенок проявляет способность и готовность принимать на себя ответственность за собственные действия и дневник помогает ему понять, что, не прикладывая усилий наедается получить положительный результат.

Наблюдения за детьми показывают наличие у старших дошкольников потребности «увидеть» свой успех, и привлечь внимание родителей к нему. С его помощью нам удалось расшевелить «лентяев» (дети с низким уровнем освоения ООП в конце года показали положительную динамику), показать успехи «молчунов» и вселить в них уверенность в себе (дети освоили программу на высоком уровне), научили детей видеть трудности товарищей и помогать им.

Ценность «Дневника достижений» мы видим в том, что в нем все достижения  видны самому воспитаннику, они становятся предметом его гордости, служат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности. Дневник может стать для ребенка инструментом самопознания, точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители".

Дальнейшее развитие проекта

Опыт ведения «Дневников достижений» заинтересовал педагогов нашего города, и мы презентовали его на XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и групп восточных районов красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений».

        В дальнейшем планируем использовать этот опыт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в качестве дополнения к «Портфолио дошкольника».

Наблюдения за детьми показывают наличие у старших дошкольников потребности «увидеть» свой успех, и привлечь внимание родителей к нему.

«Дневника достижений» показывает успехи воспитанника, они становятся предметом его гордости, служат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности. Дневник может стать для ребенка инструментом самопознания, точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дневник достижений» Дойкова П.А. Ерошенко Н.Ю. в оспитатели МБДОУ № 11

Слайд 2

Цель: повышение мотивации детей к разным видам деятельности, развитие умения адекватно, критически оценивать результаты собственных действий и действий других . «Дневник достижений»

Слайд 3

Задачи: создать для каждого воспитанника ситуацию успеха; поддерживать интерес ребенка к разным видам деятельности; создавать условия для становления целенаправленности и само регуляции собственных действий; р азвивать умение анализировать свою деятельность и деятельность окружающих; поощрять его активность и самостоятельность; укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка.

Слайд 4

Принципы д обровольное ведение дневника; систематичность работы с дневником; с амостоятельность ребенка в оформлении и отборе материалов.

Слайд 5

Центры детской активности

Слайд 6

Условные обозначения

Слайд 8

Вечерний сбор

Слайд 9

Фото с родителями

Слайд 10

Результаты: ребенок проявляет инициативу в разных видах деятельности ; - стремится активно познавать действительность , не боясь неуспеха и неудач, уверен в своих силах ; - способен оказать помощь и принять её от другого; - адекватно, критически оценивает конкретные результаты собственных действий и действий других; - ребенок проявляет способность и готовность принимать на себя ответственность за собственные действия . - сознательно и добровольно руководит собственными действиями;

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"АЛЛЕЯ СЛАВЫ" Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, посвященный 70-летию Великой Победы.

Цель проекта направлена на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и воспитания уважитель...

Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Праздничная ёлка".

Краткосрочный  практико - ориентировочный проект      для детей старшего дошкольного возраста  «Праздничная ёлка».Проблема: « Вырубка елей ради кратковременных празд...

Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста Праздничная ёлка.

*Учить детей понимать, что лесные деревья нужны обитателям леса, их нельзя вырубать ради кратковременных праздников....

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Измерение массы предметов"

Проект  разработан и проведен с детьми. Показал соответствие игр и  материалам возрасту.  Содержит  нестандартные подходы и решения в приобретении новых знаний, а так же  авто...

Фотоотчет с Областного семинара - практикума: «Достижение детьми старшего дошкольного возраста целевых ориентиров ДО по художественно- эстетическому развитию».

Областной семинар - практикум  от 05.04.2016 года. Фотоотчет открытого показа в рамках проекта "Театр - это здорово".  Театрализованное представление "Сказка о царе Егоре"...

Консультация для родителей "Целевые ориентиры - возможные достижения ребенка старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет)"

В консультации раскрываются целевые ориентиры дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) – социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка старшего д...