«Преемственность в экологическом воспитании в системе «ДОУ — начальная школа»
статья (старшая группа)
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_doklad_ekologiya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность в экологическом воспитании в системе «ДОУ — начальная школа»
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов: как создать эффективную систему экологического образования в детском саду и школе, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т. п.)? Какие методики использовать в работе с детьми?
Экологическое воспитание — это результат воздействия на детей определённой системы методов и приёмов воспитания, результат усвоения знаний, доступных пониманию детей этого возраста, постепенное их накапливание и расширение. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями. Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.
Большая роль в возникновении и развитии положительного отношения детей и учащихся к природе принадлежит созданию педагогических условий, таких как: грамотная организация предметно-развивающей среды, систематическое вовлечение детей в самостоятельную деятельность по уходу за растениями и животными, участие в познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. На базе нашего детского сада имеются: зимний сад, специально оформленные коридоры и холлы, в группах создана экологическая предметно-развивающая среда, которая видоизменяется в зависимости от интересов и масштаба знаний детей. На территории образовательного учреждения планируется создание экологической тропы, выделение природно-тематических зон. Не всегда есть возможность выехать на природу в парк воспитанникам детского сада, но ребятам нашей «Калинки» это и не обязательно. На территории детского сада стараниями наших сотрудников в этом году появилось много всего интересного и сказочного. В «Беседке художника» вместе с Веселым карандашом дети могут отразить свои эмоции и впечатления, как на листах бумаги, так и на мольберте. В беседке «В гостях у Сказки» ребята подружились с Бабой Ягой и побывали в ее удивительном домике. А так же посмотрели водоем с «водоплавающими утками». А в беседке «Цветочная поляна» ребята вдохнули запах благоухающих цветов. Недавно появилась в детском саду метеостанция. Ребята с интересом узнали, как и зачем проводятся наблюдения за погодой, познакомились с новыми для себя приборами: барометром, гигрометром, флюгером. Открытием стала для ребят новость, что растения могут предсказывать погоду, а узнать о влажности воздуха можно, просто наблюдая за шишками. В сухую погоду они раскрывают свои чешуйки.
Организация досугового общения и ухода за животными и растениями, во время которых происходит позитивный контакт с объектами природы, способствует развитию сопереживания к заботам живых существ, готовности прийти к ним на помощь.
Также необходимо учитывать единый подход к экологическому воспитанию в семье и образовательном учреждении. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребёнка происходит в повседневной жизни, на основе положительных примеров. Воспитатели и родители должны сами понимать суть экологических проблем и причины их возникновения, вовлекать детей в совместную природоохранную деятельность.
Налаживание контактов по инициативе педагогов, заинтересованных в результативности преемственной работы по экологическому образованию и воспитанию детей, возможно в разных формах. Учащиеся начальных классов могут совместно с педагогами подготовить и провести увлекательные экологические досуги для малышей, как на базе дошкольного учреждения, так и с приглашением дошкольников в гости в свой класс.
Примером удачного взаимодействия дошкольников и младших школьников, а также членов их семей становится участие в массовых экологических акциях. Одной из самых любимых и традиционных стала муниципальная экологическая акция «Доброе дело - поможем пернатым!». Дети совместно с родителями из подручных материалов изготовили кормушки. Были здесь и простенькие кормушки, и расписные из подарочных коробок, и настоящие шедевры – домики, сделанные из досок и фанеры. Все это многообразие дети вместе с воспитателями разместили на деревьях. Ребята принесли из дома для птичек корм – семечки, пшено. До самой весны дети следят за тем, чтобы в кормушках всегда была еда для птиц.
Большую роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой, узнают о пользе, свойствах растений, становятся более внимательными к окружающему их миру. Для изучения особенностей роста, необходимых условий, а также полезных свойств мы с ребятами посадили лук. Теперь наблюдаем, как он растет.
Таким образом, дети осознанно включают живое существо в сферу действия этических норм, усваивают необходимый минимум соответствующих возрасту экологических знаний.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация преемственности в системе дошкольное образовательное учреждение – начальная школа.
Организация преемственности в ДОУ...
Гуманизация образовательного процесса в системе ДОУ – начальная школа
Презентация для выступления на районном совещании руководителей ДОУ по теме преемственности в работе ДОУ и начальной школы....
"Создание системы взаимодействия между детским садом и начальной школой"
Построение системы взаимодействия работы дошкольного и начального образования. Основные цели, задачи работы и предполагаемые результаты....
ДОКЛАД «Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Яблочко» в системе «Детский сад- начальная школа»
МБДОУ: «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида«Яблочко» ДОКЛАД«Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Я...
Доклад на тему: «Реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ — начальная школа»
В докладе рассматриваются проблемы преемственности между детским садом и школой, практические пути их решения, приводятся примеры взаимодействия. В качестве иллюстрации добавлена презентация....
КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»
laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...
Обобщение педагогического опыта «Преемственность экологического воспитания в системе ДОУ — начальная школа, посредством создания экологической тропы в здании ОУ»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22 г Орска»дошкольные группы «Светлячок» Обобщение пед...