"Создание системы взаимодействия между детским садом и начальной школой"
статья на тему

Построение системы взаимодействия работы дошкольного и начального образования. Основные цели, задачи работы и предполагаемые результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ".

Цель организации взаимосвязи - это обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным учреждением и начальной школой, что отвечает современным требованиям к начальному звену системы образования.         Основными задачами построения такой взаимосвязи являются:

  • Согласованность целей и задач дошкольного и начального школьного образования.
  • Создание психолого-педагогических условий, которые будут обеспечивать сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  • Обеспечение условий для реализации бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  • Создание преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Школа и дошкольное учреждение должны быть нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Программа предшкольного образования “Будущий первоклассник”,   предполагает обучение детей на этапе “предшкольной подготовки” в режиме занятий в ДОУ по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и совместные занятия по внеурочной деятельности по программам начальной школы.

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста должна выстраиваться по следующим направлениям:

  • организационно-методическое обеспечение;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает в себя:

  • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
  • Совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей начальной школы и воспитателей дошкольного учреждения в системе подготовки детей к обучению в школе.
  • Семинары-практикумы.
  • Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Работа с детьми будет включать следующие направления работы:

  • Организацию адаптационных занятий с детьми в Школе будущего первоклассника.
  • Совместную работу   педагогов-психологов дошкольного и школьного учреждений по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости” и мотивационной готовности.
  • Совместное проведение праздников и других мероприятий.

Система взаимодействия педагогов и родителей должна включать:

  • Совместное проведение родительских собраний.
  • Проведение дней открытых дверей в обоих учреждениях.
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
  • Консультации психолога и учителя начальной школы.
  • Организацию экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий.  Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Занятия осуществляются учителями начальной школы, выпускающими 4-й класс, носят интегрированный игровой характер по направлениям:

  • “Родное слово”
  • “Математические ступеньки”
  • “Подготовка к письму”
  • “Здоровье и физическая культура”

Ожидаемые результаты при построении системы взаимодействия между детским садом и школой:

Такая система и целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

  • Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:

- личностного развития ребенка;

- укрепления психического и физического здоровья;

- целостного восприятия картины окружающего мира;

- формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

- преодоления разноуровневой подготовки.

  • Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
  • Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
  • Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.
  • Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание преемственных связей между детским садом и начальной школой

Опыт работы детского сада по созданию преемственных связей со школой....

Спортивное развлечение по преемственности между детским садом и начальной школой "Путешествие в страну Спортландию"

Спортивное развлечение для дошкольников (6-7 лет) , первоклассников и их родителей. В развлечении используются: эстафеты, игры, танцы....

«Анализ, описание и результативность технологии взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы»

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития....

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»   Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребе...

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от ур...

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по преемственности между детским садом и ...