Доклад на тему: «Реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ — начальная школа»
статья на тему
В докладе рассматриваются проблемы преемственности между детским садом и школой, практические пути их решения, приводятся примеры взаимодействия. В качестве иллюстрации добавлена презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Реализация преемственности экологического воспитания
в системе «ДОУ — начальная школа»
Подготовил: С.В. Боровская,
воспитатель МБДОУ ДС №20 «Калинка»
«Всё лучшее в природе принадлежит всем вместе».
Латинское изречение
Под преемственностью в обучении обычно понимается связь между этапами в процессе обучения и развития. Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Воспитание дошкольника и младшего школьника — очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Опорой в дошкольном и школьном формировании ребёнка должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и пока ещё столь близкая ему. Но природа должна выступать для ребёнка как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать, - не столько объект любознательного изучения, сколько объект формирующегося отношения. Учитывая, что первичные впечатления малыша очень глубоки, можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и отношение к жизни как таковой. Задача—доминанта в период дошкольного и начального обучения школьника — формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего такого осознанного ценностного отношения к жизни.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов: как создать эффективную систему экологического образования в детском саду и школе, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т. п.)? Какие методики использовать в работе с детьми?
Экологическое воспитание — это результат воздействия на детей определённой системы методов и приёмов воспитания, результат усвоения знаний, доступных пониманию детей этого возраста, постепенное их накапливание и расширение. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями. Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.
Большая роль в возникновении и развитии положительного отношения детей и учащихся к природе принадлежит созданию педагогических условий, таких как: грамотная организация предметно-развивающей среды, систематическое вовлечение детей в самостоятельную деятельность по уходу за растениями и животными, участие в познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. На базе нашего детского сада имеются: зимний сад, специально оформленные коридоры и холлы, в группах создана экологическая предметно-развивающая среда, которая видоизменяется в зависимости от интересов и масштаба знаний детей. На территории образовательного учреждения планируется создание экологической тропы, выделение природно-тематических зон. Не всегда есть возможность выехать на природу в парк воспитанникам детского сада, но ребятам нашей «Калинки» это и не обязательно. На территории детского сада стараниями наших сотрудников в этом году появилось много всего интересного и сказочного. В «Беседке художника» вместе с Веселым карандашом дети могут отразить свои эмоции и впечатления, как на листах бумаги, так и на мольберте. В беседке «В гостях у Сказки» ребята подружились с Бабой Ягой и побывали в ее удивительном домике. А так же посмотрели водоем с «водоплавающими утками». А в беседке «Цветочная поляна» ребята вдохнули запах благоухающих цветов. Недавно появилась в детском саду метеостанция. Ребята с интересом узнали, как и зачем проводятся наблюдения за погодой, познакомились с новыми для себя приборами: барометром, гигрометром, флюгером. Открытием стала для ребят новость, что растения могут предсказывать погоду, а узнать о влажности воздуха можно, просто наблюдая за шишками. В сухую погоду они раскрывают свои чешуйки.
Организация досугового общения и ухода за животными и растениями, во время которых происходит позитивный контакт с объектами природы, способствует развитию сопереживания к заботам живых существ, готовности прийти к ним на помощь.
Также необходимо учитывать единый подход к экологическому воспитанию в семье и образовательном учреждении. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребёнка происходит в повседневной жизни, на основе положительных примеров. Воспитатели и родители должны сами понимать суть экологических проблем и причины их возникновения, вовлекать детей в совместную природоохранную деятельность.
Налаживание контактов по инициативе педагогов, заинтересованных в результативности преемственной работы по экологическому образованию и воспитанию детей, возможно в разных формах. Учащиеся начальных классов могут совместно с педагогами подготовить и провести увлекательные экологические досуги для малышей, как на базе дошкольного учреждения, так и с приглашением дошкольников в гости в свой класс.
Примером удачного взаимодействия дошкольников и младших школьников, а также членов их семей становится участие в массовых экологических акциях. Одной из самых любимых и традиционных стала муниципальная экологическая акция «Доброе дело - поможем пернатым!». Дети совместно с родителями из подручных материалов изготовили кормушки. Были здесь и простенькие кормушки, и расписные из подарочных коробок, и настоящие шедевры – домики, сделанные из досок и фанеры. Все это многообразие дети вместе с воспитателями разместили на деревьях. Ребята принесли из дома для птичек корм – семечки, пшено. До самой весны дети следят за тем, чтобы в кормушках всегда была еда для птиц.
С 11 декабря 2015 года по 25 декабря в МБДОУ ДС №20 «Калинка» проходила экологическая акция «Елочку – Красавицу давайте сбережем! На праздник новогодний из леса не возьмем!». В акции приняли участие воспитанники подготовительных к школе групп, а также обучающиеся объединения «Юные друзья природы» МБУ ДО «Центр эколого-биологического образования». Наши воспитанники, совместно с родителями и педагогами ДОУ, организовали выставку альтернативных елочек, разработали, изготовили и расклеили листовки в ближайших к детскому саду микрорайонах. Обучающиеся объединения выступили перед малышами со стихами и песнями в защиту елочек, а также совместно с педагогом Карапузовой С.В. был проведен мастер-класс по изготовлению елки из салфеток в технике «волшебные комочки».
Большую роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой, узнают о пользе, свойствах растений, становятся более внимательными к окружающему их миру. Для изучения особенностей роста, необходимых условий, а также полезных свойств мы с ребятами посадили лук. Теперь наблюдаем, как он растет.
Таким образом, дети осознанно включают живое существо в сферу действия этических норм, усваивают необходимый минимум соответствующих возрасту экологических знаний.
Ежегодно воспитанники дошкольных учреждений и младшие школьники участвуют в творческих конкурсах, проводимых различными учреждениями. Воспитанники МБДОУ ДС №20 «Калинка» приняли активное участие в конкурсе «Новый дом для носорога», организованном Старооскольским зоопарком в целях воспитания у детей и подростков чувства любви к животным, развития творческих способностей, стимулирования фантазии и умения выразить её посредством художественного творчества. Старооскольский зоопарк полным правом можно назвать музеем природы, ставшим одним из любимых и доступных мест отдыха не только для детей, но и взрослых, где можно пообщаться с животными, покормить их из рук, покататься на пони, посидеть на «Поляне сказок» в окружении фигур зверей, вырезанных из дерева местными мастерами. Зоопарк — это то место, где мы учимся общаться с природой, и можем ощутить себя её частью.
Проведение таких мероприятий экологической направленности обеспечивает системный подход в экологическом образовании дошкольников и учащихся, что способствует пониманию и усвоению детьми закономерностей развития окружающего мира, глубокое осознание роли и места в ней человека.
В целом реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ — начальная школа» осуществляется через интеграцию исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности, художественной литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребёнка.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Познавательное путешествие совершили воспитанники группы № 11 на недавно появившуюся в детском саду метеостанцию. Ребята с интересом узнали, как и зачем проводятся наблюдения за погодой, познакомились с новыми для себя приборами: барометром, гигрометром, флюгером.
Не всегда есть возможность выехать на природу в парк воспитанникам детского сада, но ребятам нашей «Калинки» это и не обязательно.
На территории детского сада стараниями наших сотрудников в этом году появилось много всего интересного и сказочного.
Убедилась в этом в один из летних дней группа №10 «Зайчики», совершившая экскурсию по территории «Калинки».
В «Беседке художника» вместе с Веселым карандашом дети смогли отразить свои эмоции и впечатления, как на листах бумаги, так и на мольберте.
В беседке «В гостях у Сказки» ребята подружились с Бабой Ягой и побывали в ее удивительном домике. А так же посмотрели водоем с «водоплавающими утками». А в беседке «Цветочная поляна» ребята вдохнули запах благоухающих цветов.
Хорошо пройтись по детскому саду летом!
Мы с Тимошей целый день, пилим и колотим,
Пальчики уже болят, от такой работы.
Мы кормушку мастерим, холода настали,
Нужно птичек подкормить, чтоб не голодали.....
Семьям наших ребятишек мы предложили принять участие в акции и смастерить кормушку вместе со своим ребёнком. Тем самым заложить в родителях основы воспитания в детях любви к родной природе, пробудить в них стремление к совместной со своими детьми трудовой деятельности. А самое главное, такие совместные работы больше сближают родителей и детей!
Какова же была наша радость и восхищение, когда родители стали приносить свои поделки! Семьи наших воспитанников показали настоящий мастер класс и поделились своим мастерством и фантазиями чудесных поделок!
После того, как дети презентовали свои работы, с трепетом и восхищением рассказывая, о всем процессе сооружения "домика", кормушки были развешены на территории и за территорией детского сада. Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.
Ведь так приятно наблюдать, как птички прилетают пообедать в собственноручно сделанную «столовую».
Теперь главное не подводить ожидания питомцев и регулярно подсыпать корм в кормушку для птиц, и не забывать раз в неделю чистить столовую.
20 октября 2014 года стартовала муниципальная экологическая акция «Доброе дело - поможем пернатым!».
Цель акции – помочь зимующим птицам.
Активное участие в добром деле приняли педагоги (М.М. Акишева, Е.А. Баринова, Н.Н. Никулина, С.А. Фоменко) и воспитанники групп № 10 «Зайчики» и № 12 «Лучики».
Дети совместно с родителями из подручных материалов изготовили кормушки.
Были здесь и простенькие кормушки, и расписные из подарочных коробок, и настоящие шедевры – домики, сделанные из досок и фанеры. Все это многообразие дети вместе с воспитателями разместили на деревьях.
Ребята принесли из дома для птичек корм – семечки, пшено. Теперь до самой весны дети будут следить за тем, чтобы в кормушках всегда была еда для птиц.
…С 11 декабря 2015 года по 25 декабря МБДОУ ДС №20 «Калинка» проводит экологическую акцию «Елочку – Красавицу давайте сбережем! На праздник новогодний из леса не возьмем!». В акции приняли участие воспитанники групп №10 и №12, а также обучающиеся объединения «Юные друзья природы» МБУ ДО «Центр эколого-биологического образования». Наши воспитанники, совместно с родителями и педагогами ДОУ, организовали выставку альтернативных елочек, разработали, изготовили и расклеили листовки в ближайших к детскому саду микрорайонах. Обучающиеся объединения выступили перед малышами со стихами и песнями в защиту елочек, а также совместно с педагогом Карапузовой С.В. был проведен мастер-класс по изготовлению елки из салфеток в технике «волшебные комочки». Надеемся, что проделанная работа оставит след в сознании не только детей, но и взрослых, а ёлочки останутся в лесу, радуя нас своей красотой и выполняя бесценную работу – очищают нашу планету от последствий неразумных действий человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: « Работа по экологическому воспитанию в старшей группе»
В докладе отражается значение и необходимость эологического воспитания детей; опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе; методы и приёмы использеуемые в работе с детьми....
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...
«Реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ - школа»
Выступление из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ Тузовой Л.Н. на районном методическом объединении педагогов ДОУ НМР РТ &laqu...
Доклад на тему: "Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников"
Важно воспитывать у детей любовь к природе и понимания необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют зна...
Реализация преемственности музыкального образования ДОУ и начальной школы
Реализация преемственности музыкального образования дошкольного образовательного учреждения и начальной школы...
«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между специалистами ДОУ и начальной школой».
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...
Доклад на тему "КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР, ТНР) "
Экологическое воспитание в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического и речевого развития очень важно....