«Основы патриотического воспитания в ДОУ»
методическая разработка
Цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т.е. сформировать определенное отношение к собственной стране и народам, населяющим ее; гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- формирование бережного отношение к природе и всему живому;
- развития интереса к русским традициям и промыслам;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti.docx | 86.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы патриотического воспитания в ДОУ»
Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т.е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики. Сегодня проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
Цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т.е. сформировать определенное отношение к собственной стране и народам, населяющим ее; гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- формирование бережного отношение к природе и всему живому;
- развития интереса к русским традициям и промыслам;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в блоках.
Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств).
Календарно-тематическое планирование
по патриотическому воспитанию
Вторая младшая группа (3 - 4 года)
Во второй младшей группе формируются:
- представления о добрых поступках;
- благожелательные взаимоотношения в группе;
- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
Программа по патриотическому воспитания представлена в следующих блоках:
- Моя семья
- Мой детский сад
- Мой город
- Моя страна
- Будем Родине служить
- Культура и традиции русского народа
- Правила, по которым мы живем
Месяц | Неделя | Тема недели (по календарно-тематическому планированию) | Тематический блок | Тема совместной деятельности, основные задачи |
Сентябрь | I | Наша группа | Мой детский сад | «Наша группа» Экскурсия по группе. Познакомить с группой, расположением и оснащением игровых уголков. Рассказать детям о правилах поведения в группе. |
II | Мы - дружные ребята | Правила, по которым мы живем | «Детский сад – наш дом родной» Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, они заботятся о детях. Обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (воспитателей, няни, повара, медицинской сестры); продолжать формировать положительное отношение к детскому саду. | |
III | Наши игрушки | Правила, по которым мы живем | «Не поделили игрушку» Дидактическая игра. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций в детском саду, находить компромиссное решение. | |
IV | На подмогу – в огород | Культура и традиции русского народа | «Репка» Чтение, игра-беседа по сказке. Прививать уважение к людям старшего поколения, рассказать детям о жизни в деревне, знакомить с трудом сельских жителей. | |
Октябрь | I | Фруктовый сад | Моя семья | «Моя семья» Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; познакомить с понятием «семья»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи. |
II | В лес по ягоды. | Моя страна | «В хвойном лесу. Путешествие по разноцветной земле» Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о хвойном лесе, его обитателях; формировать диалогическую речь, обогащать словарный запас; воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к природе. | |
III | Грибов в лукошко наберу. | Культура и традиции русского народа | «Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем» Дать представление о красоте и богатстве лесов России. Дать понятие о грибах, произрастающих в наших лесах. Способствовать развитию интереса к малым фольклорным жанрам, желание вступать в диалог со взрослыми. | |
IV | Удивительное путешествие булочки. | Правила, по которым мы живем | «Мы садимся за стол в детском саду» Игра. Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. | |
29-2 | Ходит осень по дорожке. | Мой детский сад | «Медицинский кабинет» Экскурсия. Познакомить детей с медицинским кабинетом, его работниками, инструментами. Показать значимость профессии медсестры детского сада. | |
Ноябрь | I | Приглашение к обеду. | Культура и традиции русского народа | «Что за чай без самовара?» Познакомить детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями. |
II | Кто по зернышку клюет? | Моя семья | «Петушок и его семья» Игра-драматизация. Формировать представление о семье на примере семьи Петушка; показать любовь и заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями. | |
III | Кто во дворе у нас живет? | Культура и традиции русского народа | «Кот Васька» Игра-развлечение. Знакомить детей с русским народным фольклором; потешками, песнями, играми; развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным. | |
IV | Милее нет родного дома. | Культура и традиции русского народа | «Жилище русского человека» Формировать эмоционально-положительное отношении к предметам быта русской традиционной культуры. Конкретизировать первоначальные представления о предметах быта, познакомить с их назначением; формировать первоначальный интерес к культуре своего народа в процессе восприятия малых форм фольклора; способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой, музыкальной деятельности. | |
Декабрь | I | Мы едем, едем, едем … | Моя страна | «Транспорт и средства связи» Становление положительного отношения к достижениям человечества. Конкретизировать первоначальное представление об отдельных средствах цивилизации; способствовать проявлению интереса к достижениям человечества; актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. |
II | Ура, мы летим, плывем! | Мой детский сад | «Знакомство с трудом работников детского сада» Творческая игра. Знакомить детей с трудом работников детского сада; воспитывать уважение к труду взрослых. | |
III | О тех, кто в лесу живет. | Культура и традиции русского народа | «В зимнем лесу» Вызывать интерес к окружающему миру, миру природы, развивать умение любоваться красотой русского зимнего леса. Закрепить представления об особенностях внешнего вида диких животных. | |
IV | Здравствуй, ёлочка! | Культура и традиции русского народа | «Морозушко-мороз» Учить детей чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе. | |
Январь | I | Зимние забавы | Культура и традиции русского народа | «Коляда-коляда» Познакомить детей обычаями колядования, ряжения. Помочь детям понять, что эти праздники – часть истории великого русского народа. Научить совместно со взрослыми встречать гостей, играть, угощать колядовщиков. |
II | Здравствуй, Зимушка-зима! | Культура и традиции русского народа | «Зимушка-зима» Вызывать интерес к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности. | |
III | Птичкам холодно зимой. | Мой детский сад | «Прачечная» Экскурсия. Воспитывать уважение к труду взрослых; вызывать интерес к труду работников прачечной; продолжать формировать культурно-гигиенические навыки. | |
IV | Путешествие на Северный полюс. | Моя страна | «Север и юг нашей страны» Формировать понятие «Россия»; познакомить с природой нашей страны: рассказать о природе Средней полосы России; о природе Сибири – о тайге; дать понятие о пустыне; формировать умение слушать и отвечать на вопросы; воспитывать у детей интерес к природе родной страны, желание узнать больше о ней. | |
Февраль | I | Оденем нашу Машу. | Культура и традиции русского народа | «Из бабушкиного сундука» Вызывать интерес к русскому костюму, его элементам. Побуждать отгадывать загадки, проявлять самостоятельность и активность. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к детям и взрослым. |
II | Что у нас в квартире? | Культура и традиции русского народа | «В горнице» Познакомить детей горницей, ее убранством. Воспитывать уважение к русским народным традициям. Вызывать желание слушать сказку, сопереживать героям, отвечать на вопросы по содержанию. | |
III | Папин праздник. | Моя страна | «Летят самолеты» Беседа. Дать понятие о празднике День защитников Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных летчиков. | |
IV | Сад на подоконнике | Мой детский сад | «Каждой вещи - свое место» Игра-беседа. Познакомить детей с правилом «Каждой вещи – свое место»; выяснить, знают ли дети расположение игрушек и вещей в группе, необходимых для самостоятельной деятельности. | |
Март | I | Мамин праздник. | Культура и традиции русского народа | «Нет милее дружка, чем родная матушка» Воспитывать любовь к маме, уважение к ее труду, желание порадовать маму и не огорчать ее. Помочь детям осознавать, что «семья вместе – так душа на месте». |
II | Знакомьтесь, я русская матрешка. | Культура и традиции русского народа | «В гости к нам пришли матрешки» Познакомить детей с русской матрешкой; вызывать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки. | |
III | Весна идет, весне дорогу! | Культура и традиции русского народа | «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» Способствовать открытию мира словесного искусства (ритмического склада речи, звучных ритмов и рифм, выразительности интонации потешек, закличек, стихов). Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам. | |
IV | Пруд на окошке. | Моя страна | «Моя малая Родина» Игра-беседа» Познакомить детей с понятием «малая родина», воспитывать любовь к малой родине. Выучить название улицы, на которой живет ребенок. | |
Апрель | I | Птички прилетели | Культура и традиции русского народа | «Жаворонки, прилетите» Познакомить детей с праздником прилета птиц – Сороками. Дать понятие о любви русского народа к птицам, их необычной красоте, пению. Способствовать пониманию детьми декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры народа. Пробуждать активно исполнять заклички, развивать умение испытывать радость от игр со звуками, словами. |
II | Космос | Моя страна | «Родная страна» Игра-беседа. Формировать представление о величине России, воспитывать любовь к родной стране. | |
III | В жаркой, жаркой Африке | Мой город | «Мой город» Игра-путешествие. Формировать понятие «город». Воспитывать любовь к городу, в котором живешь. | |
IV | В синем море-океане. | Моя страна | «Маленький капитан» Беседа. Обогащать знания детей о морях, формировать патриотические чувства. | |
Май | I | Веселые забавы | Моя страна | «Сильные и ловкие» Игра-соревнование. Способствовать формированию мужских качеств; силы, ловкости, быстроты. |
II | День Победы! | Моя страна | «Наша Армия» Беседа. Формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. | |
III | В траве сидел кузнечик | Моя страна | «Природа России» Беседа. Формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. | |
IV | Что растет на лугу? | Культура и традиции русского народа | «Раскудрявая береза» Познакомить детей с березой – самым почитаемым, любимым, счастливым деревом нашего народа; обычаем русского народа украшать жилища веточками березы. Укреплять веру в благополучное будущее, желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу. | |
V | Скоро лето. | Культура и традиции русского народа | «Россия – Родина моя» Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о флаге России. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Закрепить понятие «Россия». Воспитывать уважительное отношение к Российской геральдике. |
Календарно-тематическое планирование
по патриотическому воспитанию
Средняя группа (4 -5 лет)
В средней группе формируются:
- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;
- доброжелательные отношения в группе;
- чувство долга;
- навыки вежливого обращения;
- представления о родственных отношениях в семье;
- представление о социуме.
Программа по патриотическому воспитанию представлена в следующих блоках:
- Мой детский сад
- Моя страна
- Мой город
- Природа нашей Родины
- Нам есть чем гордиться
- Культура и традиции русского народа
Месяц | Неделя | Тема недели (по календарно-тематическому планированию) | Тематический блок | Тема совместной деятельности, основные задачи |
Сентябрь | I | Хорошо у нас в саду. | Мой детский сад | «Что такое детский сад» Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым. |
II | Деревья и кустарники. | Природа нашей Родины | «Русский лес» Познакомить с разнообразием русской природы (лес, бор, роща, и т.д.) Обогащать знания детей о деревьях и кустарниках. Воспитывать любовь к родной природе. «Люблю березку русскую» Рассказать о березе – символе России, символе красоты русской природы. О том, что о березе сложено много стихов, песен. Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Вызвать желание слушать сказку «Полевая березонька». | |
III | Что растет у нас на огороде. | Культура и традиции русского народа | «Во саду ли в огороде» Знакомить с традициями русского народа. Знакомить детей с мудростью русских народных сказок («Мужик и медведь»). Формировать бережное отношение к труду взрослых. | |
IV | Что растет в саду? | Природа нашей Родины | «Наша Родина – Россия» Уточнить знания о природе России, предметах русского декоративно-прикладного искусства, народных сказках, потешках. Вызвать чувство восхищения родной природой и талантом русского народа. Воспитывать любовь к своей Родине. | |
Октябрь | I | Ягоды лесные и садовые | Моя страна | «Государственные символы России. Флаг» Закрепить и обощить знания детей о цветах государственного флага РФ, об их расположении, формировать уважительное отношение к государственному символу России –флагу. |
II | Дары леса: грибы | Культура и традиции русского народа | «В гостях у трех медведей» Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызывать интерес к русской народной сказке «Три медведя», желание участвовать в игровой, театрализованной деятельности. Познакомить с предметами домашнего обихода, их внешним видом, назначением, названием. Решение игровых ситуаций: «Медведи задержались в лесу: собирали грибы», «Какие грибы собирал Мишутка?» | |
III | Хлеб - всему голова | Нам есть чем гордиться | «Хлеб – всему голова» Дать детям понять, что хлеб (он нужен каждому человеку каждый день). Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Учить внимательно слушать сказку «Колосок», оценивать поведение героев сказки. Вызывать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия. | |
IV | Федорино горе. Расскажите о посуде. | Культура и традиции русского народа | «Самовар и чаепитие» Познакомить с историей русской кухни. Формировать представления о гостеприимстве, традиции чаепития. Воспитывать уважение к русским народным традициям. | |
V | Здравствуй, осень! | Природа нашей Родины | «Осенние приметы» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. «Золотая осень» Развивать у детей интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнение и суждение; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы. Вызывать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова. | |
Ноябрь | I | Наши пернатые домашние друзья | Культура и традиции русского народа | «Баю-баю-баюшок» Познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора. Открыть мир словесного искусства (ритмический склад речи, напевность, выразительность интонаций). Вызвать желание слушать сказку «Гуси-лебеди», сопереживать героям. Развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей. |
II | Наши верные друзья и помощники | Культура и традиции русского народа | «Домашние животные» Закреплять представление о домашних животных. Познакомить с трудом крестьян по разведению домашних животных и профессией пастуха. «Уж как я ль свою коровушку люблю» Расширять представление детей о многообразии устного народного творчества. Высказывать интерес к русской народной сказке «Хаврошечка», сочувствие к героям сказки, попавшим в беду. Дать понятие добре и зле; о том, что зло наказывается, за добро платят добром. Развивать нравственные чувства: трудолюбие, честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость. | |
III | Знакомство с народным творчеством. Дымковская игрушка. | Культура и традиции русского народа | «Глиняные расписные» Познакомить детей с русской народной сказкой «Глиняный парень»; развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведения. Познакомить с глиной и ее свойствами. Вызывать интерес к дымковским игрушкам: желание лепить и использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек (кольца, дуги, точки). Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству. Формировать эстетическое отношение к предметам народного искусства. | |
IV | Кто построил этот дом? | Культура и традиции русского народа | «Быт русских крестьян» Познакомить с традициями внутреннего убранства избы. Расширять кругозор. Воспитывать нравственность на основе народных традиций. | |
Декабрь | I | Наземный транспорт | Моя страна | «Транспорт родного города» Закрепить название родного города, названия транспорта, правила дорожного движения, формировать у детей чувства любви к своему городу, понимание слова «Родина». |
II | Что и когда мы надеваем? Одежда и обувь. | Культура и традиции русского народа | «Русский национальный костюм» Формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках. Вызывать чувство восхищения талантом русского народа. | |
III | Как животные в лесу к зиме готовятся | Природа нашей Родины | «Как дикие животные готовятся к зиме» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закрепить названия жилищ животных, познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к животным. | |
IV | Встречаем Дедушку Мороза | Моя страна | «Волшебный сундучок Деда Мороза» Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок. Вызывать интерес к русской народной сказке «Два Мороза» развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением. Вызывать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний. | |
Январь | I | Зимние забавы | Культура и традиции русского народа | «Зимние забавы» Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы зимы, названия зимних игр, закрепить название родного города и реки. «Святки» Познакомить детей с народным праздником «Святки», традициями ряжения, колядования. Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. |
II | Здравствуй, гостья - зима! | Природа нашей Родины | «Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!» Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам И.Бродской «Лес зимой в снегу», И.Грабаря «Зимний пейзаж», А Соврасова «Зимний пейзаж», В. Токарева «Зимушка-зима». Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка». Вызвать сочувствие к герою сказки, желание помогать. Развивать чуткость, отзывчивость, справедливость. Учить проникать в удивительный мир русского слова. | |
III | У кормушки. Зимующие птицы | Природа нашей Родины | «Зимующие птицы нашей области» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с названиями зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона. | |
IV | В гости к Умке | Моя страна | «Государственные символы. Герб» Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе – гербе, формировать уважительное отношение к гербу. | |
Февраль | I | Воздушный транспорт | Природа нашей Родины | «Зима в лесу» Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы русской зимы, развивать эстетические чувства. |
II | Моя комната. Мебель | Культура и традиции русского народа | «Русь деревянная» Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, мебель прялка, люлька), деревянным музыкальным инструментам: ложкам, трещоткам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить детей понимать, что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом человека. | |
III | 23 февраля | Нам есть чем гордиться | «Солдатушки, бравы ребятушки!» Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере Александра Невского. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества. | |
IV | Комнатные растения | Моя страна | «Государственные символы. Гимн.» Закрепить о обобщить знания детей о государственном символе – гимне, формировать уважительное отношение к гимну. | |
Март | I | 8 марта | Нам есть чем гордиться | «Сердце матери лучше солнца греет» Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду. Приобщать к художественной культуре: вызывать интерес к слушанию словацкой сказки «У солнышка в гостях», стихов о маме. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок; пробуждать желание исследовать и искать слова. |
II | Водный транспорт | Культура и традиции русского народа | «Водичка, водичка» Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Познакомить с предметами обихода (корыто, стиральная доска, рукомойник). Воспитывать интерес к собственной трудовой деятельности, аккуратность и самостоятельность. Познакомить детей со сказкой «У страха газа велики». Вызывать желание слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. | |
III | Весна идет, весне дорогу! | Природа нашей Родины | «Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота» Развивать у детей эмоциональную отзывчивость не весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере картины И. Левитана «Весна. Большая вода», устного народного творчества (потешек, загадок, сказки «Снегурочка»). Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств. | |
IV | Пруд на окошке. Аквариум. | Природа нашей Родины | «Весна» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. | |
V | Знакомство с народным творчеством. Городецкая роспись. | Культура и традиции русского народа | «Веселье лучше богатства» Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, назначением. Вызвать интерес к сказке «Кот, петух и лиса», научить понимать, что друзья познаются в беде. Дать понятие о дне шуток и розыгрышей: «Первое апреля – никому не верим!» | |
Апрель | I | Птички прилетели. Перелетные птицы | Культура и традиции русского народа | «Сороки» Познакомить детей с праздником прилета птиц Сороки, музыкально-поэтическим творчеством, связанным с праздником, картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние явления природы, эстетические чувства и переживания. |
II | Космос | Нам есть чем гордиться | «Первооткрыватели космоса» Расширить представление детей о космических полетах. Рассказать о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Подсвети к тому, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Вызывать у детей гордость за успехи нашей Родины в области космонавтики. | |
III | Животные жарких стран | Природа нашей Родины | «Полупустыни и пустыни: их расположение» Расширить знания детей о природных зонная России.Рассказать детям, что такое пустыня, где в России расположена зона пустынь и полупустынь. | |
IV | Обитатели морей и океанов | Культура и традиции русского народа | «По щучьему велению» Познакомить детей с небылицами как жанром устного народного творчества; русской народной сказкой «По щучьему велению». Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа, юмора. Вызывать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами. Воспитывать уважение к русской народной культуре. Расширять художественно-творческие возможности. | |
Май | I | День Победы! | Нам есть чем гордиться | «День Победы» Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне на примере защитника Заполярья Анатолия Бредова. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, частушками, песнями «Катюша», «Солдатушки, бравы ребятушки!», «День Победы». Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества. |
II | Веселые забавы | Природа нашей Родины | «Весна в лесу» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе , закреплять признаки ранней весны в лесу, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. | |
III | В траве сидел кузнечик | Моя страна | «Москва – столица нашей Родины» Дать детям представление о Москве как главном городе России. Развивать интерес к Москве. Учить рассказывать по иллюстрациям. | |
IV | Скоро лето. | Природа нашей Родины | «Времена года» Закрепить и обобщить знания детей о временах года, их приметах, воспитывать любовь к родной природе, эстетические чувства. |
Календарно-тематическое планирование
по патриотическому воспитанию
Старшая группа (5 -6 лет)
В старшей группе формируются:
- взаимоотношения в группе;
- межличностные отношения;
- умение оценивать свои поступки и поступки других людей;
- интерес к своей родословной;
- понятия о дружбе и взаимовыручке;
- представление о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.
Программа по патриотическому воспитанию представлена в следующих блоках:
- Я и мир
- Моя страна
- Природа нашей Родины
- Нам есть чем гордиться
- Культура и традиции русского народа
Месяц | Неделя | Тема недели (по календарно-тематическому планированию) | Тематический блок | Тема совместной деятельности, основные задачи |
Сентябрь | I | До свиданья лето! | Я и мир | «Мой портрет» Развивать и поддерживать интерес к себе, стремление рассмотреть свое лицо и нарисовать автопортрет. Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства. Распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его. Воспитывать положительное отношение к себе «Я хороший!» |
II | Дары осени: Фрукты. Садовые ягоды. | Я и мир | «Я и моя семья» развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. Помочь ребенку осознавать себя, свои достоинства и недостатки. Вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье. Вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. | |
III | Дары осени: Овощи. Огород. | Моя страна | «Русская деревня» Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой родине, пополнить активный словарь. | |
IV | «Хлеб – всему голова!» | Моя страна | «Откуда хлеб пришел?» Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. Разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | |
Октябрь | I | «Золотая осень! Осенние приметы» | Культура и традиции русского народа | «Осенины» Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку. |
II | «Осенние дары леса: Ягоды, грибы» | Нам есть чем гордиться | «То, что называют одним широким словом – Русь» Познакомить детей с историей нашего государства, сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей. | |
III | «Знакомство с народным творчеством: Золотая хохлома» | Нам есть чем гордиться | «Поначалу в жизни нашей было все не так» Познакомить детей с образом жизни древних славян, сформировать понимание слова «предки», уточнить виды занятий славян в древности. | |
IV | «Я расту здоровым!» | Моя страна | «Еще одно последнее сказанье … » Познакомить детей с историей нашего государства. Развивать творчество, учить поддерживать непринужденную беседу. | |
V | «Россия – Родина моя!» | Нам есть чем гордиться | «Что такое героизм» Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. | |
Ноябрь | I | «Мой дом» | Моя страна | «Городские здания» Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, аптека, библиотека, парикмахерская, аэропорт, банк, магазин. Познакомить с сооружениями культуры и досуга, их назначением. Пополнить словарь: бассейн, аквапарк, филармония, театр, музей. |
II | «Дикие животные готовятся к зиме» | Природа нашей Родины | «Животный мир родного края» Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения. | |
III | «Домашние животные и домашние птицы» | Моя страна | «История возникновения знамен» Сформировать у детей элементарные представления о происхождении знамен, познакомить детей с цветами российского флага и их символическими значениями, обогащать словарь детей. | |
IV | «Комнатные растения» | Природа нашей Родины | «Растительный мир родного края» Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищать красотой родной природы. | |
Декабрь | I | «Мебель. Моя комната» | Нам есть чем гордиться | «Преданья старины глубокой» Познакомить детей с историей нашего государства, учить их поддерживать непринужденную беседу. Вызывать эмоциональный отклик на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения. |
II | «Там, где всегда зима» | Моя страна | «Раскинулась моя страна от севера до юга» Познакомить детей с историей государства, учить поддерживать непринужденную беседу. | |
III | «Новогодние украшения» | Культура и традиции русского народа | «Новый год у ворот» Формировать первоначальное представление об обычаях и традициях России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. | |
IV | «Новый год!» | Моя страна | «Новогодний праздник» Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки близким. | |
Январь | I | «Зимние забавы» | Культура и традиции русского народа | «Рождественские колядки» Рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних святок. Расширять кругозор. Формировать интерес к русским народным традициям. Воспитывать гражданственность, любовь к Родине. |
II | «Зимушка-Зима» | Моя страна | «Берегите Россию, нет России другой» Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями. | |
III | «Знакомство с народным творчеством: Гжель» | Моя страна | «Родина бывает разная, но у всех она одна» Расширять представления детей о России как о стране, в которой они живут. Воспитывать чувство гордости за Родину, сопричастности к ее судьбе, поддерживать интерес к славному прошлому. Развивать речь детей. | |
IV | «Птицы зимой» | Моя страна | «Я люблю тебя Россия, дорогая наша Русь» Познакомить с принципом создания гербов российских городов. Расширять представления детей об особенностях географического расположения России. | |
Февраль | I | «Зимняя одежда» | Культура и традиции русского народа | «Отражение русских традиций в национальном костюме» Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, к результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде. Продолжать знакомить детей с русской старинной одеждой. Уточнить детали одежды, их функциональное назначение и преобразование. Вспомнить, из какой ткани шили одежду. |
II | «Транспорт» | Моя страна | «Пассажирский транспорт родного города» Познакомить детей с разными видами транспорта нашего города, особенностями труда людей разных профессий, Воспитывать чувство гордости за родной город. | |
III | «Защитники Отечества» | Нам есть чем гордиться | «Мой папа» Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать подражать в достойном поведении. Рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье. | |
IV | «Обитатели рек, морей и океанов» | Природа нашей Родины | «Беседа о Волге» Познакомить с самой главной рекой России. Познакомить с историей возникновения названия»Волга». Воспитывать любовь и интерес к природе и живому миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять природу России. Уточнить значение воды для жизни животных и растений. | |
Март | I | «8 марта – мамин день» | Нам есть чем гордиться | « Мама – первое слово» Эстетическими средствами воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. |
II | «Знакомство с народной игрушкой: Дымка» | Культура и традиции русского народа | «Выставка дымковских игрушек» Игра-путешествие. Формировать у детей представление о русской народной игрушке, продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Воспитывать эстетическое отношение к народным игрушкам. | |
III | «Посуда» | Природа нашей Родины | «Как велика моя земля, как широки ее просторы» Закреплять знания о названии нашей страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям представление о богатстве России, воспитывать стремление беречь и преумножать их. Воспитывать чувство гордости за свою страну. | |
IV | «Там, где всегда жара» | Моя страна | «Символика страны – флаг, герб, гимн» Воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к государственной символике России. Познакомить детей с изображением государственного герба и флага РФ, гимном России и правилами поведении, которых нужно придерживаться при его исполнении. | |
V | «Звенит веселая капель!» | Моя страна | «Если скажут слово «Родина»…» Познакомить детей с неофициальными символами РФ. Воспитывать любовь и уважения к Родине, ее истории и культуре, интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, Развивать творческие способности детей. | |
Апрель | I | «Космос» | Нам есть чем гордиться | «Первый в космосе»» Расширить представление детей о космических полетах. Рассказать о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Подсвети к тому, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Вызывать у детей гордость за успехи нашей Родины в области космонавтики. |
II | «Птички прилетели!» | Природа нашей Родины | «Жаворонки» Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы ранней весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями. Танцами, народными традициями встречи весны. | |
III | «Знакомство с народным творчеством: Веселый Городец» | Культура и традиции русского народа | «В гостях у городецких мастеров» Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам, продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями: подбором цветов, элементами узора, его построения. Учить детей составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев. | |
IV | «День Победы» | Нам есть чем гордиться | «День Победы» Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. | |
Май | I | «Первоцветы» | Природа нашей Родины | «Лекарственные растения родного края» Расширять представления о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей гордиться богатствами родного края. |
II | «Царство земноводных и пресмыкающихся» | Моя страна | «Москва – столица нашей Родины» Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, городе, где работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее историческим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства. | |
III | «Город мой родной!» | Моя страна | «Город мой родной!» Формировать представления о родном городе. Уточнить знания о правилах поведения на улицах. | |
IV | «Здравствуй, лето!» | Моя страна | Викторина «Что мы знаем о России?» Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить название крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Знать имена деятелей науки и культуры, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. |
Календарно-тематическое планирование
по патриотическому воспитанию
Подготовительная группа (6 -7 лет)
В подготовительной к школе группе формируются:
- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать ее;
- умение вежливо обращаться к окружающим;
- умение давать самооценку своих возможностей;
- освоение позиции ученика, члена коллектива класса;
- стремление к принятию новых обязанностей;
- представление о долге.
Программа по патриотическому воспитанию представлена в следующих блоках:
- Я и мир
- Моя страна
- Природа нашей Родины
- Нам есть чем гордиться
- Культура и традиции русского народа
Месяц | Неделя | Тема недели (по календарно-тематическому планированию) | Тематический блок | Тема совместной деятельности, основные задачи |
сентябрь | I | «Вот и лето пролетело!» | Я и мир | «Семья» Формировать представление о мире семьи. Актуализовать эмоциональный опыт детей о семейных отношениях. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания взаимопомощи в семейной жизни. |
II | «Скоро в школу!» | Я и мир | «Грамоте учиться – всегда пригодиться» Рассказать детям о необходимости обучения, о возникновении русской письменности на Руси. Развивать познавательную активность, любознательность, самостоятельность, интерес к книге и истории. Вызывать желание и стремление быть грамотным, образованным, умным и воспитанным. | |
III | «Грибы и лесные ягоды» | Моя страна | «Наша страна – Россия» Формировать в воображении детей образ Родины. Представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны. | |
IV | «Овощи» | Культура и традиции русского народа | «Капустные вечеринки» Познакомить детей с народным праздником осеннего урожая, с традицией молодежи устраивать капустные вечеринки. Расширять словарный запас детей. В процессе игр соревновательного характера воспитывать умение проявлять дружелюбие, взаимопомощь, смекалку и быстроту. | |
октябрь | I | «Фрукты» | Нам есть чем гордиться | «Как жили славяне» Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. Воспитывать интерес к истории нашей Родины. |
II | «Хлеб» | Моя страна | «Хлеб – всему голова» Дать детям понятие о том, что хлеб – главный продукт питания на Руси, настоящее богатство русской земли. Уточнить знания детей о труде людей, связанном с выращиванием урожая. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба. | |
III | «Деревья и кустарники» | Природа нашей Родины | «Береза – символ России» Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Создать в воображении детей образ Родины. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. | |
« Осень» | Культура и традиции русского народа | «Осенины» Познакомить детей с народными названиями осенних месяцев. Рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре. Расширять словарный запас. Развивать художественное восприятие поэтических текстов. Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения героев в фольклорных произведениях. | ||
I | «Золотая хохлома!» | Моя страна | «Наша Родина – Россия, наш язык – русский» Воспитывать у детей любовь к Родине, народному творчеству. Закреплять знания о русском фольклоре, познакомить детей с понятием «устное народное творчество». Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками. | |
II | «Домашние животные» | Я и мир | «Мир вокруг нас» Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. | |
III | «Домашние птицы» | Я и мир | «Разноцветные люди» Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны об их общности и различиях. | |
«Дом и его части» | Нам есть чем гордиться | «Русь деревянная» Развивать у детей устойчивый интерес к деревянному зодчеству России. Расширять словарный запас. Воспитывать любовь и уважение к мастерству русских народных умельцев, результатом их труда, гордость за созданные памятники искусства. | ||
ноябрь | I | «Воздушный транспорт» | Природа нашей Родины | «Климатические зоны России» Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации, Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. |
II | «Дикие животные наших лесов» | Природа нашей Родины | «Что такое заповедник?» Познакомить детей с назначением природного заповедника, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать патриотические чувства. | |
III | «Веселый городец!» | Культура и традиции русского народа | «Веселый городец» Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Закреплять знания о городецком промысле. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, доставляет людям радость. | |
«Арктика и Антарктика» | Моя страна | «Жизнь людей на Севере» Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях. | ||
декабрь | I | «Новогодние украшения» | Культура и традиции русского народа | «В морозный денек – да за сказочку» Познакомить детей со сказкой (бытовой, волшебной, о животных) как с жанром устного народного творчества. Учить чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (зачин, концовка, сравнение, усиление, многозначность слова, напевность русской речи). |
II | «Скоро Новый год!» | Культура и традиции русского народа | Новогодние посиделки: «Колядки» Знакомить с традициями русского народа; познакомить с зимними праздниками русского народа; воспитывать интерес к национальным традициям. | |
III | «Зимушка-зима» | Природа нашей Родины | «Зимушка-зима» Учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы. Способствовать расширению и углублению представлений детей о зимних явлениях в природе. Развивать эстетическое восприятие произведений искусства. | |
«Сине-голубая гжель» | Культура и традиции русского народа | «Голубая гжель» Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Закреплять знания о гжельском промысле. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, доставляет людям радость. | ||
январь | III | «Зимующие птицы» | Моя страна | «Государственный символ России – герб» Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. Воспитывать уважение к государственным символам России. |
«Наземный и подземный транспорт» | Моя страна | «Государственный символ России – флаг» Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении флага, его символических цветах. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. Воспитывать уважение к государственным символам России. | ||
февраль | I | «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина» | Я и мир | «Какие народы живут в России» Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательно отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Побуждать детей уважительно относится к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. |
II | «Зимняя Олимпиада» | Нам есть чем гордиться | «Знаменитые спортсмены России» Познакомить детей со знаменитыми спортсменами-россиянами, своими упорством и трудом, спортивным подвигом, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны. | |
III | «День защитника Отечества» | Нам есть чем гордиться | «Богатыри земли русской» Познакомить с картиной В.Васнецова «Богатыри». Развивать интерес к русской истории, ее героям – русским богатырям. Воспитывать гордость за наших предков – защитников Родины, уважение к их мужеству. | |
«Комнатные растения» | Моя страна | «Государственный символ России – гимн» Закрепить и обобщить знания детей о гимне России, истории его создания. Воспитывать уважение к государственным символам России. | ||
март | I | «Международный женский день» | Культура и традиции русского народа | «Нет милей дружка, чем родная матушка» Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором. Расширять словарный запас. Воспитывать любовь, уважение , заботливое отношение к маме. |
II | «Ранняя весна» | Природа нашей Родины | «Весна-красна» Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие произведения пейзажной живописи (картина Левитана И. «Весна. Большая вода») | |
III | «Дымка « | Культура и традиции русского народа | «Расписная дымка» Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Закреплять знания о дымковском промысле. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, доставляет людям радость. | |
«Животные жарких стран» | Моя страна | «Главный город нашей страны» Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представления о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | ||
апрель | I | «Перелетные птицы» | Культура и традиции русского народа | «Жаворонки» Познакомить детей с народным весеннем празднике «Жаворонки». Уточнить и пополнить знания детей о птицах в природе и в русском народном творчестве. |
II | «Космос» | Нам есть чем гордиться | «Мы первые в космосе!» Рассказать детям о наших героях-космонавтах. Учить гордиться подвигом наших людей, достижениями нашей Родины. | |
III | «Обитатели океанов, морей и рек» | Природа нашей Родины | «Голубые реки России» Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание и значение воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. | |
«Первоцветы» | Моя страна | «Города России» Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск, и т.д. Формировать представления о том, что Россия огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну. | ||
май | I | «Водный транспорт» | Нам есть чем гордиться | «Знаменитые Россияне» Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигом, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны. |
II | «День Победы!» | Нам есть чем гордиться | «Юные герои войны» На примерах подвигов героев-школьников рассказать детям о войне с фашизмом. Воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожим на таких героев. | |
III | «Цветущая весна. Травы» | Моя страна | «Города России» Продолжать знакомство с великими городами России. Формировать представления о том, что Россия огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну. | |
«Здравствуй, лето!» | Нам есть чем гордиться | «Знаменитые Петербуржцы» Познакомить детей со знаменитыми петербуржцами, своими делами и подвигом, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны. Воспитывать любовь и уважение к родному городу. |
Литература
- Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. – 2-е изд., испр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 352 с.
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под.ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 – 304 с.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3 – 5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 176 с.
- Народное искусство – детям / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 224 с.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 192 с.
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Шорыгина Т.А. Наша Ролина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
- Шорыгина Т.А. Бесды о русском Севере. Методическое рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
- Шорыгина Т.А. Детский сад. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Воспитание любви к родителям как основа патриотического воспитания дошкольников
В данной статье автор раскрывает отдельные аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.
laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...
Презентация "Основы патриотического воспитания старшего дошкольного возраста"(на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)
Материал из опыта работы по теме"Патриотическое воспитание в ДОУ"...
Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)
Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНИКАХ ПТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, МЕТОДАХ РАБОТЫ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ....
Поликультурное воспитание – основа патриотического воспитания дошкольников.
Поликультурное воспитание –основа патриотического воспитания дошкольников.Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Существование успешного человека в конкурентном м...
Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Консультация для родителей/законных представителей дошкольников "Семейные традиции - основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Семья и Семейные традиции - основа воспитания детей...