Консультация для педагогов «Воспитание музыкальной культуры дошкольника»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов «Воспитание музыкальной культуры дошкольника» | 18.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Ладушки» муниципального образования Староминский район
Консультация для педагогов
«Воспитание
музыкальной культуры
дошкольника»
Музыкальный руководитель:
Старченко Н. Ф.
2020 г.
С введением ФГОС ДО музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
В новой образовательной ситуации, музыкальная деятельность способствует:
— усвоению норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
— формированию готовности к совместной творческой деятельности.
В этой ситуации художественно-эстетическое развитие обеспечивает атмосферу свободы, радости, творчества, полной успешности каждого дошкольника. В результате взаимодействия друг с другом в музыкальной деятельности, у ребёнка происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, формируются навыки позитивного общения, познание самого себя и других.
Музыкальная деятельность одна из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.
Особенности формирования
музыкальной культуры дошкольника.
Музыкальная культура ребёнка в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения основывается на:
— формировании эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
— формировании образного мышления и воображения;
— накоплении познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности;
— развитии всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале.
Проводником ребёнка в мир музыкального искусства является музыкальный руководитель, воспитатель, родитель. Музыкальная деятельность решает огромный круг образовательных и воспитательных задач.
Приобщая ребёнка к музыкальной культуре, мы формируем у него:
- способность к чувственному восприятию мира;
- ассоциативность художественного мышления;
- выразительность интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
- координацию слуха, голоса, зрения, движения;
- чувство ритма: пространственного, пластического, музыкального;
- палитру выразительных движений, звучащих жестов, красок собственного голоса;
- навыки элементарного музицирования;
- тесную взаимосвязь детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;
- радостное мироощущение, сопричастность и сострадание.
Чтобы творческий процесс был непрерывным, в него должны быть вовлечены все педагоги ДОУ, хотелось бы сказать несколько слов об интеграции.
Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Целью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Интеграция предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, она является ведущей при разработке содержания обучения, его форм и методов.
Интегративный подход способствует формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность решать несколько задач из различных областей развития.
Интеграция – это также и возможность для профессионального роста педагога, раскрытия его творческих способностей.
В музыкально-эстетическом воспитании принципами интеграции могут выступать законы и виды искусства.
В первую группу интегративных занятий входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа — изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — музыка, литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами — хореография, театральное искусство, киноискусство.
Реализация задач, поставленных ФГОС перед дошкольным образованием, будет невозможна без применения педагогами современных программ и технологий. В последнее время появилось немало инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребёнка. В работе для формирования у дошкольников музыкальной культуры активно применяется «Квест» технология.
Технология проектирования даёт ребёнку возможность синтезировать полученные знания о многообразии мира, развивать творческие музыкальные способности и коммуникативные навыки, позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Именно проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивая коммуникативные и нравственные качества. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм внутреннего взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, и внешнего взаимодействия родителей воспитанников и ДОУ. Решая поставленные задачи, воспитатель и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Родители же становятся не только источником реальной помощи педагогам и поддержки ребёнку в процессе работы над проектом, но и непосредственными его участниками.
Общеизвестно: ребёнок не может развиваться на пустом месте, необходимо создать определенные условия. Для гармоничного музыкального развития детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды. От компетентности взрослого, его заинтересованного отношения зависит, станет ли эта среда развивающей, или останется лишь набором красивых пособий и инструментов.
Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь потенциал для музыкального воспитания и развития творчества. Музыкальные центры следует оформлять в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы, не забывая о том, что это среда, формирующая культуру ребенка: пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении. Только тогда они вызывают желание действовать с ними.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи – особенно актуален в наши дни.
И, подводя итог, хотелось бы сказать несколько слов о личности самого педагога, который участвует в приобщении ребёнка к музыкальной культуре. Не следует забывать о том, что музыкальная формирующая среда — это не только то, о чём я говорила выше, но и мы с вами тоже. Мы тоже часть развивающей среды, в которой формируется дошкольник: как мы говорим, как выглядим, что читаем и смотрим, какую музыку любим — это то, чем мы делимся с ребёнком каждый день, что и формирует его как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....