Зрительно-моторная координация
статья
Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В нашу работу были включены различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда, как плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т. д. Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.
Развитие навыков зрительно-моторной координации важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий, впоследствии обучению письму в школе. А письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
зрительно-двигательной координация | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Что же такое зрительно-моторная координация?
Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Актуальность работы
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики).
Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.
Как показывает практика, дети 6—7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития мелкой моторики и графо-моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
В процессе учебы в школе ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласованные действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. О трудности такой координации говорит тот факт, что многим детям проще рисовать по памяти, чем с натуры, так как при рисовании с натуры внимание раздваивается, ребенку трудно скоординировать действия глаз и рук. При не сформированной зрительно-моторной координации страдают темп и качество выполнения заданий.
Формирование и развитие зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Занятия по коррекции зрительно-двигательной и моторной координации активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
Причины нарушения зрительно-моторной координации это:
Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
Нарушение общей, ручной (мелкой) моторики;
Общая скованность и замедленность выполнения движений;
Дискоординация движений;
Нарушения зрительно-двигательной функции;
Замедленность в освоении новых движений;
«Леворукость».
При недостатках развития отмечается:
• неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
• трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы,цифры,геометрическойфигуры);
• неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы);
•тремор;
• очень медленный темп письма.
Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В нашу работу были включены различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда, как плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т. д. Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.
Развитие навыков зрительно-моторной координации важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий, впоследствии обучению письму в школе. А письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.
Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно – двигательная и моторная координация: ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями. У него вырабатываются навыки пользования таких инструментов, как, карандаш, кисть, ножницы.
Большую помощь в развитии зрительно-моторной координации оказывают графические диктанты. Для развития зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, нарисованный под диктовку, который он должен скопировать.
Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
Графические диктанты.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу.
Рисуем ниточками.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Скопируй точки.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности,
Графический конструктор.
Цель: развитие воображения, укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, развитие концентрации внимания, развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества.
Повтори узор.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.
Дорисуй картинку.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия. Формирование умения регулировать размах рисовального движения в рисовании вертикальных и горизонтальных линий разной величины.
Дорисуй линии.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу.
Волшебные дорожки.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.
Дорисуй отражение.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу. Формирование умения регулировать размах рисовального движения в рисовании вертикальных и горизонтальных линий разной величины.
Раскрась картинки.
Цель: развитие воображения, укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе.
Штриховка.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
Обведи рисунки.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.
Дорисуй детали.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Продолжи ряд.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.
Обведи по точкам.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие зрительно-моторной координации"
В консультации ответ на вопрос родителей " Что делать для развития мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей младшего дошкольного возраста?"...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...
Презентация "Развитие зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации"
Из опыта работы....
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....
Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»
Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»...
Профилактика и коррекция нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников.
В данной статье представлен теоретический и практический материал по формированию зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторной координации как условия познавательной и р...
«Профилактика и коррекция нарушений зрительно – пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников»
Может быть использована для работы воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом....