Статья (младший, средний и старший дошкольный возраст)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие полоролевых отношений дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polorolevoe_vospitanie.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ведущие потребности общества всегда определяют воспитание, как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной целеполагающей основе. Современные условия развития общества требуют от образовательных учреждений создания определённых условий для социокультурного становления личности детей, реализации их внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим ценностям, значимым во все времена и закреплённым в культурно – историческом наследии, включая их полоролевое развитие.
Процесс гендерной идентичности человека начинается с момента рождения ребёнка и предполагает формирование на каждом этапе возрастного развития, имеющего свои особенности и возможности. Наибольшую ценность развития данного феномена атрибутируют дошкольному детству.
Полоролевая идентичность – это многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития, социальный конструкт, представляющий собой целостную, сложно организованную, внутрипсихическую, динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определённого пола. Это одна из основных характеристик личности, которая формируется в результате становления внутренних структур человеческой психики мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, под влиянием окружающего мира [1].
С самого рождения общество предоставляет разные возможности мужчинам и женщинам и предъявляет им разные требования. Социальная практика конструирует социальный пол. Всё это закладывается в сознание человека, с момента его появления на свет и на протяжении всей жизни, с использованием институтов гендерной социализации. При этом в результате сложного взаимодействия природы и общества происходит постепенное становление полоролевой идентичности человека. Общество и историческо-культурное наследие являются активными участниками этого процесса, как и сам субъект. Пол является продуктом человеческой культуры, различных социальных институтов: семьи, образования, искусства, масс-медиа, языка, научных теорий и исследований, церкви. Гендер – это человеческий продукт, а не природная данность [5].
Существуют разные теории, объясняющие процесс становления генерности человека, из которых выводятся основные психологические механизмы, лежащие в основе полоролевых отношений.
Культурно-историческая теория развития личности, признающая примат социального над натурально – биологическим в психическом развитии человека, разрабатывалась советскими психологами Львом Семёновичем Выготским и его школой – философом и педагогом Алексеем Николаевичем Леонтьевым и основателем отечественной нейропсихологии Александром Романовичем Лурией, выдвигающая положение о социально – историческом обуславливании психики человека в онтогенезе и формирование высших психических функций путём интериоризации в сотрудничестве со взрослым как носителем социально – культурного опыта.
Концепция психосоциальной идентичности и представления о кризисе идентичности немецкого психолога Эрика Эриксона, идея о делении идентичности на два основных типа – личностную и социальную. Эту теорию поддерживали отечественные психологи и социологи Владимир Сергеевич Агеев, Владимир Александрович Ядов, немецкий социолог Эрих Фромм.
Теория о непрерывности процесса конструирования и реконструкции гендера каждым индивидом на протяжении всей его жизни, о становящемся характере сущности человека, её межсубъектной природе проблеме самоопределения личности советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна.
Вопросу становления полоролевой идентичности посвящали свои работы австрийский психолог Зигмунд Фрейд, американский психолог Лоренс Кольберг, швейцарский психолог Жан Пиаже, и многие другие [6].
Благодаря теориям, объясняющим процесс становления гендерности человека, выводятся основные психологические механизмы, лежащие в основе полоролевого становления общения.
Процесс полоролевого становления общения является частью общего процесса социализации и развития растущего человека, одной из задач которого является усвоение человеком культурных образцов мужественности и женственности, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Согласно исследованиям советского психолога, социолога, философа Игоря Семеновича Кона осознание половой принадлежности формируется у ребёнка только к полутора годам и отождествляется с интимным представлением как результатом знакомства с телом определённого пола и ранних этапов социализации.
Полоролевое становление человека начинает формироваться с появлением категории «Я» в сознании и речи ребёнка. В соответствии с этим психологами и социологами были выделены два, тесно связанных между собой, процесса, когнитивного и эмоционального, которые у мальчиков и у девочек протекают не одинаково. Детский психосексолог, доктор медицинских наук Виктор Ефимович Каган определил период от рождения до двух с половиной лет, как период номинативного пола, так как факт номинации пола опережает самосознание. Согласно его исследованиям, на четвёртом году девочки в два с половиной раза чаще мальчиков имеют желание изменить свой пол, при этом когнитивное предпочтение маскулинности сочетается с эмоциональным предпочтением феминности. После этого периода подобные явления не были зафиксированы. Уже на пятом году жизни дети осознают свою половую принадлежность и её неизменность, при этом представление о поле ассоциируется с родителями. Исследования Дугласа Абрамса, американского психолога, показали, что влияние родителей и других близких взрослых, и даже детей, может определить присвоение телесных параметров концепции «Я» у детей дошкольного возраста.
Адъюнкт-профессор психологии Калифорнийского университета Шон Меган Берн выделяет четыре стадии становления полоролевой идентичности: полоролевую идентификацию – отнесение ребёнком себя к тому или иному полу, полоролевую константность – понимание, что пол постоянен и изменить его нельзя, дифференциальное подражание – желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой и гендерную саморегуляцию – ребёнок сам начинает контролировать своё поведение [2].
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, кандидат биологических наук, профессор Евгений Павлович Ильин в своей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» пишет, что двухлетний ребёнок знает свой пол, но ещё не умеет обосновывать эту атрибуцию. К трём годам 70% детей считают себя мальчиком или девочкой. В три – четыре года ребёнок уже способен различать пол окружающих людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками: одеждой, стрижкой волос и допускает принципиальную обратимость пола.
В возрасте 4-5 лет дети, начинают воспринимать себя в соответствии со своим биологическим полом и овладевают соответствующим стилем поведения. В своих работах Лоренц Колберг назвал этот процесс «социализация Я», мальчики обычно подражают поведению отцов, а девочки – матерей. Это явление называется дифференциальным подражанием. В ходе этого процесса ребёнок выбирает ролевые модели в соответствие с принятыми нормами поведения в семье и начинает подражать их поведению [3].
С пяти лет всё более существенным для ребёнка становится однополый круг сверстников. Дети занимаются деятельностью, которая считается нормальной для мальчиков и девочек. В центре внимания интересов и потребностей девочки находится человек и его окружение: взаимоотношения между людьми, быт и его компоненты. Деятельность мальчиков в большей степени связана с высокой двигательной и познавательной активностью, с потребностью преобразующей деятельностью. Мальчики и девочки 6-7 лет осознают свою половую принадлежность, различают пол окружающих людей и не допускают изменения половой принадлежности.
В каждом обществе и культуре вырабатывается специфический набор элементов стереотипов маскулинности и феминности. Подобные нормативные представления о психических и поведенческих особенностях мужчин и женщин являются эталонными в процессе полоролевого развития подрастающего поколения.
Поскольку половые или гендерные роли у детей не появляются в готовом виде, а формируются и развиваются в процессе социализации личности ребенка, то необходим специально организованный процесс, направленный на полоролевое развитие ребенка в соответствие с эталонными нормами, принятыми в обществе.
Отечественная педагогика на протяжении длительного времени имела «бесполый характер», она на практике показала свою несостоятельность в решении вопросов, связанных с полоролевыми отношениями подрастающего поколения, а так же подготовке его к выполнению соответствующих половых социальных ролей. Многочисленные наблюдения и исследования доказали эффективность гендерного подхода в образовании, поскольку он способствует обеспечению большей эффективности процессов воспитания, обучения и формирования личности.
В процессе организации педагогического сопровождения полоролевого развития ребенка необходимо учитывать также основные принципы, как принцип природосообразности, косвенного педагогического вмешательства, культуросообразности, интеграции и учета психологических особенностей, а также необходимо помнить, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, посредством игры устанавливаются положительные стереотипы качеств и поведения, присущих представителям разных полов. В игре складывается фундамент эмоционально позитивного отношения к роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы в дальнейшем его развитии [4].
Проблема полоролевых отношений дошкольников, изначально выступающая исключительно как философская категория, на сегодняшний день актуальна и для многих других наук. Так, в психологии, уровень сформированности полоролевой идентичности личности изучается одновременно как регулятор поведения, так и основа развития личности. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Понятие «полоролевое отношение» не может быть рассмотрено в отрыве от понятия «личность» так как выступает её основной характеристикой и является постепенно формируемым качеством личности. Полоролевая идентичность формируются в условиях целенаправленной социализации дошкольников. Составляя систему ценностных ориентиров личности дошкольника, полоролевая идентичность является также основой выбора деятельности ребёнка, определением её направленности.
Список литературы
- Бендас, Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2013. - 431с
- Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-еврознак, 2015. - 320с
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 220 с
- Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. - М.: Воронеж, 2004. - 300 с.
- Тереза де Лауретис. Антология гендерных исследований: сб. пер./ состоит из комментарий Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 2000. – 384с.
- Научный альманах. 2010. Том IV. Человек в поисках идентичности / под ред. Ю. М. Резника и М. В. Тлостановой. - М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. - 528 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Педагогический образовательный проект для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Формирование у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни»
Формирование у детей здоровья и здорового образа жизни....
ОБЖ: «Школа дорожных наук» Календарно –тематическое планирование( младший, средний и старший дошкольный возраст)
Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование(недельный план) по теме"Школа дорожных наук" для трех возрастных груп....
Картотека подвижных игр по плаванию для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
подвижные игры в бассейне для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
"Памятки для родителей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по ПДД"
В памятках раскрывается: что ребенок должен усвоить по правилам дорожного движения, приемы обучения навыкам безопасного поведения на дороге. Даны уроки дорожной безопасности, где рассматриваются разли...
Статья (младший, средний и старший дошкольный возраст)
laquo;Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей дошкольного возраста»Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период...
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....