Организация работы психокоррекционных детско-родительских групп для детей с ОВЗ на базе Психоневрологического дневного стационара.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
организация работы психокоррекционных детско-родительских групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
организация работы | 287.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы психокоррекционных детско-родительских групп для детей с ОВЗ на базе Психоневрологического дневного стационара.
Тинт Н.В. (логопед первой квалификационной категории)
Обидейко Ю.В (семейный психотерапевт)
Романов А.М. (кандидат психологических наук, психолог высшей категории).
Дневной стационар Центра Восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С. С. Мнухина осуществляет лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста, имеющим различную психическую патологию: ЗПР, умственная отсталость различной степени выраженности, РАС, шизофрения, эпилепсия, органического поражение головного мозга. Практически все дети, получавшие помощь в нашем отделении, страдают нарушениями речи различной степени выраженности: моторная алалия, сенсорная алалия, дизартрия, симптоматические нарушения речи в структуре основного заболевания, системные нарушения речи разной степени выраженности.
В стационаре действует установка на организацию охранительного, щадящего психотерапевтического режима. Реабилитация ведется в режиме детского дошкольного отделения, что облегчает адаптацию ребенка при поступлении и при возвращении в свое ДУ, а также позволяет проводить весь комплекс лечебно-коррекционных мероприятий без отрыва ребенка от семьи.
Хочется отметить, что работа всех специалистов стационара ведётся в одном ключе, только в этом случае можно говорить о качественной реабилитационной и коррекционно-развивающей помощи детям.
Несмотря на это, родители зачастую с опасением и недоверием приводят своих детей. Очень часто, приводя ребёнка в стационар, они в большей степени озвучивают проблемы, связанные с речевыми нарушениями, закрывая глаза на проблемы связанные с нарушениями поведения и внимания. Они боятся огласки, установки диагноза, дальнейшего учета, закрываются от персонала и предлагаемой помощи, не посещают консультации врача психиатра и психотерапевта, что значительно усложняет процесс реабилитации. Тем самым упускают драгоценное время.
Но и в массовых садах эти дети не получали качественной помощи, зачастую оставаясь изгоями в группе. Не умея объяснить желаемого, попросить помощи, нередко у малышей портился характер, они становились агрессивными и обижали сверстников, либо замкнутыми и угрюмыми, демонстрируя картинку аутизма.
Мы обратили внимание на то, что родители активно посещают консультации и занятия с логопедами, выполняют их рекомендации, делятся своими тревогами, но, зачастую, с опасением посещают консультации врача психиатра и психотерапевта, закрываются от персонала и предлагаемой помощи, что значительно усложняет процесс реабилитации.
За время существования дневного стационара, а это уже более 40 лет, специалисты поняли, что без привлечения родителей, детям этого «нежного» возраста сложно оказать помощь и существенно изменить их психологический настрой. Чтобы исправить эту ситуацию, мы приняли решение о создании еженедельных детско-родительских групп с участием врача психотерапевта, психолога, логопеда и педагогического состава отделения. Лучшими, на наш взгляд, являются творческие вечера. Они проводятся в пятницу в 15.30, когда родители уже могут спокойно приехать за ребенком и посвятить время общению. Мероприятие состоит из двух частей: первая – творческая, вторая – развлекательная. Придумывались различные креативные идеи: мы раскрашивали гуашью макароны затейливых форм и надевали их на нитку, формируя бусы, учились вырезать короны из ярких бумажных тарелок, затем украшали их блестками и лентами.
Первое время родители крайне неохотно включались в подобную деятельность, старались передать сок и печенье и ждать снаружи. Да и персонал группы также с явной насторожённостью отнесся к этой идее. Но время показало, что эти встречи нужны как родителям, так и сотрудникам: сформировались доверительные теплые отношения между взрослыми, родители стали спокойно оставлять ребят в группе, зная, что в течение дня их будут окружать заботливые и внимательные взрослые. Ведь давно изученный факт, что дети «считывают» настроение своих родителей. Душевное спокойствие родителей постепенно передалось и детям. Их стало возможно быстрее успокоить и настроить на реабилитационные занятия. Родители начали прислушиваться к рекомендациям специалистов, охотнее приходить на открытые логопедические занятия, выполнять домашние задания, перестали бояться давать ребенку назначаемые медицинские препараты. Персонал группы также понял, что иметь родителей в союзниках гораздо спокойнее.
Еще одним нужным изменением стало формирование дружеских отношений между семьями, имеющими детей с ОВЗ. Ведь известно, что это самые уязвимые семьи, им сложно найти компанию для похода в зоопарк или в театр, поездки к реке или загородного пикника. С таким ребенком трудно пойти в гости или встретиться с коллегами, да просто выйти для вечерней прогулки на площадку у дома. Многие родители испытывают чувство стыда и чувство вины, боятся «чужих» взглядов, осуждений и нравоучений. В компании семей, имеющих схожие сложности, они ощущают спокойствие, делятся своим опытом, умеют поддержать и понять.
Мы проанализировали психологическое состояние родителей до и после посещения нескольких детско-родительских групп и пришли к выводу, что отношения родителей к персоналу стало более доверительным, увеличилось количество посещений консультаций логопеда, психолога.
Таким образом, проводимые в наших стенах занятия способствуют созданию неких групп взаимопомощи, в которых родители больных детей могут оказывать поддержку друг другу. Это будет способствовать нормализации отношений в семьях, снижению напряжения и расширению круга взаимопомощи и поддержки. Ведь понимание того, что ты не одинок в своей проблеме, является очень важной поддержкой. Мы считаем, что подобные творческие вечера могут сделать чудеса. Ведь разве не чудо, когда еще одна семья стала счастливее.
2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»
Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
В статье представлен опыт работы по организации взаимодействия с семьей с целью подготовки детей к обучению в школе. Предложены описания форм взаимодействия....
Сообщение из опыта работы "Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения"
В сообщение раскрыт опыт работы воспитателя в сотрудничестве с учителем-дефектологом с родителями детей, имеющих нарушение зрения. Даны рекомендации родителям, как правильно подобрать зрительную нагру...
Презентация"Особенности организации работы в детско-родительских группах". (Группа «Неваляшки»)
Особенности организации работы в детско-родительских группах.(Группа «Неваляшки»)...
Сообщение из опыта работы «Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»
В данном материале публикутся формы работы с родителями с детьми с нарушением зрения...
Схема организации работы учителя-дефектолога в группе для детей с ЗПР.
В схеме показана организация работы учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, взаимодействие учителя-дефектолога со всеми участниками образовательного процесса....
Эссе воспитателя "«Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»
эссе Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения...