Организация совместной деятельности валеологической направленности с использованием технологии свободы и выбора.
статья

Кушматова Лолита Александровна

Концептуальными основами деятельности детского сада  являются валеологические положения о формировании здорового образа жизни человека, приобщение ребенка к культуре семейных и общественных отношений, культуре здоровья, общечеловеческим ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности валеологической направленности с использованием технологии свободы и выбора.

Детям совершенно так же, как и взрослым,

                                                              хочется быть здоровыми и сильными,

                                                  только дети не знают, что для этого

        надо делать. Объясним им, и они

будут беречься.

«Педагогика сердца». Януш Корчак

Концептуальными основами деятельности детского сада  являются валеологические положения о формировании здорового образа жизни человека, приобщение ребенка к культуре семейных и общественных отношений, культуре здоровья, общечеловеческим ценностям.

Основные задачи по валеологизации педагогического процесса это:

  1. создание благоприятных условий для здорового образа жизни детей;
  2. обеспечение социальной защиты, медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей;
  3. охрана здоровья детей;
  4. знакомство с основными понятиями, связанными с ЗОЖ;
  5. осмысление и оценка своего образа жизни, образа жизни окружающих и близких людей;
  6. отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности;
  7. формирование умений и навыков ведения ЗОЖ;
  8. формирование здоровых и культурных привычек, борьба с вредными;
  9. создание атмосферы, благоприятной для здоровых человеческих отношений; пропаганда ЗОЖ.

Формирование валеологической культуры - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди детей.

В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение занятий с детьми познавательного характера: знакомство детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения и т.д.

Задачи валеологического воспитания решаются во всех видах детской деятельности.

Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослыми. Тем самым, важнейшим фактором в развитии детского выбора является создание валеологически развивающейся среды по формированию у детей валеологической культуры.

Таким образом, подготовку к стремлению воспитания ЗОЖ целесообразнее начинать уже в дошкольном возрасте. Этому в большей мере способствует построение свободной деятельности детей по принципам выбора.

Выбор является неотъемлемой частью повседневной жизни человека и от того, насколько верно он совершен, очень часто зависят такие важные факторы как физическое и психологическое здоровье, отношения с окружающими, а может быть и сама жизнь. В центр воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения.

Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для социализации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми, стремлению к здоровому образу жизни. Среди потребностей ребенка, которые призван удовлетворить современный педагогический процесс, очень важна потребность ребенка в признании его достижений окружающими, так как позитивное развитие личности возможно при условии положительного самоутверждения.

Таким образом, накопление опыта по сохранению и поддержанию здоровья направлено на то, чтобы каждый ребенок ощутил радость от своих достижений. Такая направленность его в этих условиях определяется свободой выбора деятельности, предполагающей активную субъектную позицию ребенка в разных видах детской деятельности, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям и интересам дошкольника.

Педагоги выстраивают образовательный процесс с учетом интересов, желаний, потребностей детей. Большое внимание уделяется формированию у ребят навыков эффективной социальной адаптации (умению общаться со сверстниками и старшими, преодолению негативных эмоциональных состояний и т.д.), воспитанию у детей мотивации здорового образа жизни, формированию представления о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознанию важности заботливого отношения к своему организму.

Главным становится развитие личности ребенка, помощь ему в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях, создание социально-эмоционального комфорта для ребенка, атмосферы доброжелательности, взаимодействия и взаимопомощи.

Создаются условия для развития у детей потребностей и способностей к:

  • самопознанию (темы занятий «Кто такой Я», «Узнай себя», «Я –  это…»);
  • самореализации (темы занятий «Я действую», «Я разный», «Я могу»);
  • саморегуляции (темы занятий «Я и мои чувства», «Мир эмоций» «Как мы едим (органы пищеварения», «Как я распознаю запахи»);
  • самоопределению (темы занятий «Я выбираю», «Моя ответственность»).

Отмечено, что в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по принципам выбора:

  • поддерживается уверенность ребенка в своих возможностях, поскольку он выступает в качестве субъекта деятельности, а взрослые и сверстники принимают его как данность, устанавливая требования к нему в соответствии с возрастными возможностями;
  • формируется ответственность ребенка за результаты деятельности;
  • развивается произвольность поведения ребенка, что проявляется в умении сознательно ставить цели действий и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.

Необходимо отметить, что без определенных установок в сознании воспитателя невозможно достигнуть положительного результата в работе.

Используются следующие принципы работы:

  • Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности.
  • Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.
  • Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приемов оздоровления, апробированных и официально признанных.
  • Принцип гуманизма. В валеолгическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.  
  • Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.
  • Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Работая по таким принципам, создается атмосфера психологической комфортности для ребенка: он окружен вниманием и заботой, обеспечен эмоционально окрашенным общением со взрослыми и сверстниками.

Важным условием педагогической поддержки является диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то он легко ориентируется на успех организации выбора при решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия необходимо ввести его в среду, предложить совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.

Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.

Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создает ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствует формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности.

Таким образом, строится система комплексного педагогического воздействия, направленная на валеологизацию воспитательного процесса, при которой стимулируется личностное развитие ребенка и его социальная адаптация. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Все вместе составляет единое целое – дорогу к здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД валеологической направленности с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "Путешествие в страну Неболейка"

Цель занятия : Дать детям знания о простейших приёмах самооздоровления( точечный масаж, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека....

Конспект совместной деятельностим с детьми с использованием технологии эксперементирования для детей 2- 3 лет. Тема: "Рисование песком".

Это готовый конспект. Деткам очень нравится экмперементировать, в данном случае с песком.  Узнают, что с песком можно играть не только в песочнице с формачками и лопаткой, но и дома....

Организация совместной деятельности с детьми старшей подготовительной группы на тему: «Букет для мамы» с использованием образовательных технологий:

Задачи:·  закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – рисование губкой;·  формировать композиционные навыки;·  развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четки...

Организация совместной деятельности дошкольников с использованием подвижных игр дидактической направленностью.

Организация совместной деятельности дошкольников с использованием подвижных игр дидактической направленностью....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММЫ «СООБЩЕСТВО»

Конструкт НОД для детей подготовительной к школе группы "Государственные символы России"...

Организация совместной деятельности дошкольников с использованием подвижных игр дидактической направленностью.

laquo; У ребенка есть страсть к игре, и ее надоудовлетворить. Надо не только дать емувремя поиграть, но и прожить этойигрой всю его жить»А.Макаренко...

Работа воспитателя по организации совместной деятельности детей, направленная на формирование детских объединений

Формирование детского коллектива - длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; э...