Проект "Здоровые зубы"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №163 «ОАО РЖД»
Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы.
«ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ»
Группа «Знатоки»
Воспитатели
Комарова Л.Г.
Бровкина Я.С.
г. Новосибирск
2018
Характеристика проекта.
Продолжительность: краткосрочный (две недели).
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Тип проекта: информационный, познавательно-исследовательский.
Актуальность.
Каждый человек заботится о зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знаний часто не хватает и у детей возникают проблемы с зубами. Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку следить за гигиеной полости рта. Нам с детства говорят, что за полостью рта необходимо ухаживать постоянно. Но всё ли мы знаем о зубах и уходе за ними? Работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна проводиться в контакте с родителями, чтобы уделять этому время и дать необходимые знания детям. Эффективной работой в этом направлении будет являться данный проект. Этот метод работы дает возможность детям и родителям подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активными участниками в реализации этапов проекта.
Две недели работы в данном направлении не решат всех проблем. Но значительно помогут детям дать необходимые знания о гигиене полости рта, о строении и функции зубов, овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами, разовьют у них самостоятельность и ответственность за своё здоровье.
Мы реализуем наш проект не только через систему знаний, но и в свободное время через чтение художественной литературы, в игровой деятельности, в экспериментировании, участии в выставках, в просматривании видеоматериалов, мультфильмов и т.д.
Цель проекта: развитие познавательных интересов, творческих способностей детей в разрешении проблемной ситуации. Формирование у детей культурно- гигиенических навыков по уходу за зубами. Выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Дать детям необходимые знания о зубах, выработать на основе полученных знаний необходимые навыки и привычки.
Задачи проекта:
Образовательные: расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах: что такое зубы, строение зубов, роль зубов в жизни человека; познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей; создать основные правила ухода за зубами.
Развивающие: развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, отвечать на вопросы, делать выводы и умозаключения; собирать необходимую информацию совместно со взрослыми, представлять свой опыт в форме продуктов исследования.
Воспитательные: воспитывать желание иметь здоровые и красивые зубы; положительно относиться к посещению врача-стоматолога; повысить знания родителей в вопросах профилактики и предупреждения заболеваний зубов и полости рта.
Гипотеза: если соблюдать правила гигиены полости рта, употреблять в пищу полезные продукты, витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит быть здоровым.
Разработка проекта:
-подбор методического и информационного материала;
-разработка плана работы
-проведение анкетирования родителей воспитанников
-реализация проекта
-анализ проделанной работы
Ожидаемый результат:
Повысятся и углубятся знания детей о строении и функции зубов.
Расширятся знания детей о возникновении болезни зубов и полости рта.
Повысится уровень культурно-гигиенических навыков.
Дети будут более осмысленно использовать знания в практической деятельности по уходу за полостью рта.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационный / Подготовительный.
- Подбор и разработка дидактических игр;
- Подбор художественной литературы;
- Подбор видео, аудио материала;
- Разработка консультаций и анкеты для родителей;
- Подготовка выставки детских работ.
Сбор информации:
- Выяснить, что знают дети по теме проекта, и получить ответ на вопросы:
- Как устроен зуб?
- Почему зубы называются молочными?
- Как правильно чистить зубы?
- Что можно сделать для здоровья зубов?
Способ получения информации:
- спросить у взрослых людей, спросить у родителей;
- в энциклопедии, в книгах, в журналах;
- посмотреть мультфильм, видеофильм;
- спросить у врача стоматолога.
II этап. Основной.
Познакомить детей со строением зубов, их назначением и функцией.
Познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной пасте и зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.
Беседы на тему:
«Почему зубы называются молочными?»
«Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?»
«Полезная и вредная еда для наших зубов»
«Витамины для зубов»
Игровые образовательные ситуации:
«Микробы и зубная щетка»
«Какие предметы нужны нам, чтобы зубы были чистыми и здоровыми»
Дидактические игры / упражнения:
«Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы»,
«Полезная и вредная еда».
Сюжетно-ролевая игра
«На приеме у врача стоматолога»
Артикуляционная гимнастика:
Куликовская Т. «Знакомство с язычком и его домиком»
Боромыкова О. «Моем, чистим зубы»
Чтение художественной литературы:
К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит».
С. Войтюк «Королева Зубная Щетка»,
Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка!»
Е. Гурина «Сказка про большие зубки», «Я страдаю дня четыре»
Л. Генералова «Молочный зуб»
Разучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о зубах, зубной пасте, щетке и воде.
Продуктивная деятельность:
- лепка «Здоровый и больной зуб»
- рисование «Веселый и грустный зубик», «Микробы и зубная щетка».
Познавательно-исследовательская деятельность:
Самообследование.
1. Самостоятельно рассмотреть в зеркало внешний вид зубов.
2. Найти отличие зубов друг от друга, выяснить причины такого строения.
3. Сосчитать количество зубов.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Тема: «Защитные функции зубной пасты».
Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитный слой зуба. Изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.
Работа с родителями в ходе проекта:
- Анкетирование
- Памятка «Чистые зубки-здоровые зубки»
- Папка-раскладушка «Здоровые зубы-красивая улыбка»
- Консультация «Как ухаживать за молочными зубами», «Играя чистим зубки»
- Рекомендации «Ведение календаря чистки зубов дома»
Примерные беседы с детьми о зубах
Строение зуба.
Зуб — это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:
1) коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
2) шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
3) корень – часть зуба, которая уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти
Зуб покрыт эмалью – самой твердой тканью в организме человека, она-то и является главным защитником зуба, хотя и очень тонким. Эмаль состоит из кальция.
Под эмалью находится дентин – вещество, похожее на кость, но более твердое. Когда кариес победит эмаль, на защиту зуба встает дентин. Под слоем эмали и дентина находится сердцевина зуба – пульпа. Пульпа – это мягкая ткань, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Через кровеносные сосуды в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.
Основание зуба со всех сторон окружено десной – слизистой, очень плотной и толстой оболочкой, снабженной кровеносными сосудами и нервами. Очень важно, чтобы десны были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Иначе она может распространиться на зуб и разрушить его.
На протяжении жизни зубы у человека сменяются один раз. Сначала вырастают молочные, а затем они выпадают и вырастают постоянные. Все мы знаем, что у человека 32 зуба. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.
Роль зубов в жизни человека
МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ.
Не все молочные зубы одинаковые. Это потому что разные зубы выполняют разные задачи. На каждой челюсти спереди есть четыре острых резца (чтобы кусать и грызть). По одному клыку справа и слева (чтобы удерживать и разрывать пищу). И совсем глубоко во рту, с каждой стороны, по два больших плоских коренных зуба (чтобы жевать). Каждый из них выполняет определённую работу.
- Резцы - острые передние зубы, используемые для откусывания.
- Клыки – конусообразные зубы, которые рвут пищу.
- Моляры (коренные зубы) - они тоже дробят и размалывают пищу.
Если все молочные зубы на месте, то их на верхней челюсти десять и на нижней челюсти тоже десять зубов. Значит, в молочном прикусе двадцать молочных зубов.
Так же зубы участвуют в разговорной речи.
Без них мы не сможем чётко разговаривать. Выпадение нескольких зубов, или неправильное их развитие, может резко сказаться на чёткости речи. Даже при потере одного переднего зуба у ребёнка, речь станет шепелявой.
Ну и, конечно же, зубы делают человека красивым. С человеком приятно общаться, когда у него красивые, ухоженные зубы.
Как и почему разрушаются зубы
Причин, которые приводят к разрушению зубов, может быть несколько:
- Механическое повреждение эмали.
Челюсть дана человеку для пережевывания еды, а не для разгрызания орехов, кусания предметов, не предназначенных в пищу, таких как игрушки, карандаши и ручки. Все это царапает зубную эмаль и может привести к кариесу.
- Контрастные температуры.
Зубы могут портиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или съесть мороженое. Эмаль не выдерживает столь резких температурных перепадов, и трескается, оставляя зуб без защиты.
- Неправильное питание
Неправильное питание приводит к потере зубов. Для того, чтобы эмаль была крепкой, а зубы здоровыми и блестящими, нужно употреблять в пищу молочные продукты, содержащие кальций.
- Плохая гигиена полости рта.
Наверное, самый главный фактор. Во рту у каждого человека есть бактерии. Они кормятся остатками пищи, которая оседает на зубах. Чем больше пищи для бактерий, тем активнее они размножаются. Пока микробов немного, организм справляется с этой опасностью — специальные вещества, содержащиеся в слюне. Но если бактерии не удалять, они продолжают налипать на зубы как пластилин. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой, липкой и вязкой пищи. Бактерии выделяют огромное количество кислоты, которая разрушают зубы и десны. Самым распространенным заболеванием зубов является кариес.
Кариес – это разрушение эмали зуба. Когда разрушение доходит до образования дырки, больной зуб начинает давать знать о себе болями в ответ на принятие холодной и горячей пищи, сладких, соленых и кислых блюд. Если больной упорно не хочет лечить кариес, все заканчивается удалением зуба. Регулярная чистка зубов позволяет предотвратить возникновение кариеса.
Как правильно чистить зубы?
Уход за зубами — привычное и повседневное дело, но многие не знают, что чистка зубов два раза в день имеет важное значение для здоровья полости рта.
Вот несколько правил, которые стоит запомнить:
1. Сама процедура чистки зубов должна занимать около 3 минут.
2. Зубную щетку следует держать под наклоном в 45 градусов относительно зубов.
3. Чистка должна начинаться с передних зубов, после чего стоит медленно продвигаться к задним зубам.
4. При чистке нижних зубов, следует производить движения щеткой снизу вверх.
5. При чистке верхних зубов, движения должны быть сверху вниз.
6. С помощью круговых и одновременно выгребающих движений, следует чистить жевательную поверхность зубов.
7. Хорошо стоит чистить моляры - труднодоступные коренные зубы.
8. После чистки зубов выплюньте зубную пасту или прополощите ротовую полость небольшим количеством воды. Делать это нужно таким образом, чтобы не смыть всю пасту с зубов. В противном случае вы рискуете смыть весь фторид, а значит он не сможет оказать полезное действие на зубы.
9. После чистки стоит почистить язык, используя щетину зубной щетки.
10. Для чистки зубов лучше использовать мягкую зубную щетку. Её размер и форма должны быть такими, чтобы вы беспрепятственно могли доставать до любого зуба и легко его почистить
Анкета для родителей
- Чистит ли ваш ребенок зубы?
- Да
- Нет
- Сколько раз в день ваш ребенок чистит зубы?
- Один
- Два
- Нисколько
- Часто ли у вашего ребенка болят зубы?
- Часто
- Редко
- Совсем не болят
- Когда вы с ребенком идете к стоматологу?
- Когда болит зуб
- Для профилактики
- Какие дополнительные методы профилактики вы используете?
- Ополаскиватель
- Зубная нить
- Совсем не используем
Результаты анкетирования
Чтобы узнать, как родители относятся к здоровью зубов своих детей, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 25 человек. Результаты анкетирования представлены на гистограммах.
На первый вопрос все единогласно ответили «Да».
На второй вопрос, сколько раз в день ваш ребенок чистит зубы? Один раз ответили 2 человека, два раза – 23 человека.
Третий вопрос, болят ли у детей зубы? Часто – ответили 3 человека, редко – 11 человек и совсем не болят – 11 человек.
На вопрос номер четыре, когда вы с ребенком идете к стоматологу? 13 человек ответили, что только когда болит зуб, и только 12 человек ходят на прием для профилактики.
И на последний пятый вопрос, какими дополнительными методами профилактики пользуется ваш ребенок, самыми популярными ответами стали зубная нить и ополаскиватель, 9 и 11 человек. Совсем не используют дополнительную профилактику 5 человек.
Результаты анкетирования показали, что большинство родителей ответственно относятся к здоровью зубов детей, чистят их 2 раза в день, посещают стоматолога, пользуются зубной нитью и ополаскивателем.
- Заключение
Проведя свое исследование и узнав много нового, важного и интересного о зубах, дети пришли к такому выводу: регулярный уход и профилактическое посещение стоматолога обеспечивают здоровье зубов.
Для себя дети выделили несколько основных правил:
- Чистить зубы два раза в день.
- Соблюдать правильную технику чистки зубов.
- Применять зубную нить.
- Ополаскивать рот после каждого приема пищи .
- Посещать стоматолога 2 раза в год.
Список использованной литературы
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М.: Аванта, 2004.
- Борисенко А.В. Кариес зубов. Книга плюс, 2000г.
- Обо всем на свете. Занимательная анатомия. М., изд. «Росмэн», 2001г.
- Толковый словарь Ожегова, 2003г.
- Хорошие зубы – залог здоровья. Книга о здоровье детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Зубы белые нужны, зубы крепкие важны"
Паспорт проекта исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В нем отражены цели, задачи, гипотеза и продукт проектной деятельности....
Здоровые зубы."Какие продукты способствуют укреплению зубов"
Продукты питания для укрепления зубов...
"Зубы белые нужны, зубы крепкие важны!"
В данном занятии у детей формируются представления о зубах, их строении и ролью в жизни человека. Дети знакомятся с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами. Воспитывается желание осознанно...
Консультация для родителей. Советы родителям по уходу за зубами ребенка. Формирование крепких и здоровых зубов Составила: Гнедина Е. В.
Консультация для родителей. Советы родителям по уходу за зубами ребенка. Формирование крепких и здоровых зубов Составила: Гнедина Е. В...
"Зубы белые нужны, зубы белые важны"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста...
«Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» - познавательный досуг из серии заботимся о своем здоровье
Главная цель сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, закрепить представление о зубах и их значимости в жизни человека, побуждать детей ухаживать за своими зубами. С детьми дошк...
Использование приёмов и методов мнемотехники для освоения алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»
Мнемотехника - метод и приёмы облегчающие процесс запоминания информации. Это приисходит путём кодирования информации в зрительные образы. Для облегчения процесса запоминания последовательности алгори...