Проект "Здоровые зубы"
проект (подготовительная группа)

Проектная деятельность, область "Познание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zuby.docx86.12 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №163 «ОАО РЖД»

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы.        

«ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ»

Группа «Знатоки»

Воспитатели

Комарова Л.Г.

Бровкина Я.С.

г. Новосибирск

2018

Характеристика проекта.

Продолжительность: краткосрочный (две недели).

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Тип проекта: информационный, познавательно-исследовательский.

Актуальность.

 Каждый человек заботится о зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знаний часто не хватает и у детей возникают проблемы с зубами. Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку следить за гигиеной полости рта. Нам с детства говорят, что за полостью рта необходимо ухаживать постоянно. Но всё ли мы знаем о зубах и уходе за ними? Работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна проводиться в контакте с родителями, чтобы уделять этому время и дать необходимые знания детям. Эффективной работой в этом направлении будет являться данный проект. Этот метод работы дает возможность детям и родителям подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активными участниками в реализации этапов проекта.  

Две недели работы в данном направлении не решат всех проблем. Но значительно помогут детям дать необходимые знания о гигиене полости рта, о строении и функции зубов, овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами, разовьют у них самостоятельность и ответственность за своё здоровье.

Мы реализуем наш проект не только через систему знаний, но и в свободное время через чтение художественной литературы, в игровой деятельности, в экспериментировании, участии в выставках, в просматривании видеоматериалов, мультфильмов и т.д.

Цель проекта: развитие познавательных интересов, творческих способностей детей в разрешении проблемной ситуации. Формирование у детей культурно- гигиенических навыков по уходу за зубами. Выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Дать детям необходимые знания о зубах, выработать на основе полученных знаний необходимые навыки и привычки.

Задачи проекта:

Образовательные: расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах: что такое зубы, строение зубов, роль зубов в жизни человека; познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей; создать основные правила ухода за зубами.  

Развивающие: развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, отвечать на вопросы, делать выводы и умозаключения; собирать необходимую информацию совместно со взрослыми, представлять свой опыт в форме продуктов исследования.

Воспитательные: воспитывать желание иметь здоровые и красивые зубы; положительно относиться к посещению врача-стоматолога; повысить знания родителей в вопросах профилактики и предупреждения заболеваний зубов и полости рта.

Гипотеза: если соблюдать правила гигиены полости рта, употреблять в пищу полезные продукты, витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит быть здоровым.

Разработка проекта:

-подбор методического и информационного материала;

-разработка плана работы

-проведение анкетирования родителей воспитанников

-реализация проекта

-анализ проделанной работы

Ожидаемый результат:

Повысятся и углубятся знания детей о строении и функции зубов.

Расширятся знания детей о возникновении болезни зубов и полости рта.

Повысится уровень культурно-гигиенических навыков.

Дети будут более осмысленно использовать знания в практической деятельности по уходу за полостью рта.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный / Подготовительный.

- Подбор и разработка дидактических игр;

- Подбор художественной литературы;

- Подбор видео, аудио материала;

- Разработка консультаций и анкеты для родителей;

- Подготовка выставки детских работ.

Сбор информации:

- Выяснить, что знают дети по теме проекта, и получить ответ на вопросы:

- Как устроен зуб?

- Почему зубы называются молочными?

- Как правильно чистить зубы?

- Что можно сделать для здоровья зубов?

Способ получения информации:

- спросить у взрослых людей, спросить у родителей;

- в энциклопедии, в книгах, в журналах;

- посмотреть мультфильм, видеофильм;

- спросить у врача стоматолога.

II этап. Основной.

Познакомить детей со строением зубов, их назначением и функцией.

Познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной пасте и зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.

Беседы на тему:

 «Почему зубы называются молочными?»

 «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?»

 «Полезная и вредная еда для наших зубов»

 «Витамины для зубов»

Игровые образовательные ситуации:

«Микробы и зубная щетка»

«Какие предметы нужны нам, чтобы зубы были чистыми и здоровыми»

Дидактические игры / упражнения:

«Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы»,

«Полезная и вредная еда».

Сюжетно-ролевая игра

«На приеме у врача стоматолога»

Артикуляционная гимнастика:

Куликовская Т. «Знакомство с язычком и его домиком»

Боромыкова О. «Моем, чистим зубы»

Чтение художественной литературы:

К.И. Чуковский  «Мойдодыр», «Айболит».

С. Войтюк «Королева Зубная Щетка»,

Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка!»

Е. Гурина «Сказка про большие зубки», «Я страдаю дня четыре»

Л. Генералова «Молочный зуб»

Разучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о зубах, зубной пасте, щетке и воде.

Продуктивная деятельность:

- лепка «Здоровый и больной зуб»

- рисование «Веселый и грустный зубик», «Микробы и зубная щетка».

Познавательно-исследовательская деятельность:

Самообследование.

1. Самостоятельно рассмотреть в зеркало внешний вид зубов.

2. Найти отличие зубов друг от друга, выяснить причины такого строения.

3. Сосчитать количество зубов.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Тема: «Защитные функции зубной пасты».

Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитный слой зуба. Изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.

Работа с родителями в ходе проекта:

- Анкетирование

- Памятка «Чистые зубки-здоровые зубки»

- Папка-раскладушка «Здоровые зубы-красивая улыбка»

- Консультация «Как ухаживать за молочными зубами», «Играя чистим зубки»

- Рекомендации «Ведение календаря чистки зубов дома»

Примерные беседы с детьми  о зубах

 Строение зуба.

Зуб — это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

1) коронка – часть зуба, которая видна в полости рта; 
2) шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

3) корень – часть зуба, которая уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти

Зуб покрыт эмалью – самой твердой тканью в организме человека, она-то и  является главным защитником зуба, хотя и очень тонким. Эмаль состоит из кальция. 
        Под эмалью находится дентин – вещество, похожее на кость, но более твердое. Когда кариес победит эмаль, на защиту зуба встает дентин. Под слоем эмали и дентина находится сердцевина зуба – пульпа. 
Пульпа – это мягкая ткань, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Через кровеносные сосуды в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба. 

Основание зуба со всех сторон окружено десной – слизистой, очень плотной и толстой оболочкой, снабженной кровеносными сосудами и нервами. Очень важно, чтобы десны были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Иначе она может распространиться на зуб и разрушить его. 

На протяжении жизни зубы у человека сменяются один раз. Сначала вырастают молочные, а затем они выпадают и вырастают постоянные. Все мы знаем, что у человека 32 зуба. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.

Роль зубов в жизни человека

МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ.

 Не все молочные зубы одинаковые. Это потому что разные зубы выполняют разные задачи. На каждой челюсти спереди есть четыре острых резца (чтобы кусать и грызть). По одному клыку справа и слева (чтобы удерживать и разрывать пищу). И совсем глубоко во рту, с каждой стороны, по два больших плоских коренных зуба (чтобы жевать).   Каждый из них выполняет определённую работу.

Резцы - острые передние зубы, используемые для откусывания.

Клыки – конусообразные зубы, которые рвут пищу.

- Моляры (коренные зубы) - они тоже дробят и размалывают пищу.

Если все молочные зубы на месте, то их на верхней челюсти десять и на нижней челюсти тоже десять зубов. Значит, в молочном прикусе двадцать молочных зубов.

Так же зубы участвуют в разговорной речи.

Без них мы не сможем чётко разговаривать. Выпадение нескольких зубов, или неправильное их развитие, может резко сказаться на чёткости речи. Даже при потере одного переднего зуба у ребёнка, речь станет шепелявой.

 Ну и, конечно  же, зубы делают человека красивым. С человеком приятно общаться, когда у него красивые, ухоженные зубы. 

Как и почему разрушаются зубы

Причин, которые приводят к  разрушению зубов, может быть несколько:

- Механическое повреждение эмали.

Челюсть дана человеку для пережевывания еды, а не для разгрызания орехов, кусания предметов, не предназначенных в пищу, таких как игрушки, карандаши и ручки.  Все это царапает зубную эмаль и может привести к кариесу.

 - Контрастные температуры.

Зубы могут портиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или съесть мороженое. Эмаль не выдерживает столь резких температурных перепадов, и трескается, оставляя зуб без защиты.

- Неправильное питание 

Неправильное питание приводит к потере зубов. Для того, чтобы эмаль была крепкой, а зубы здоровыми и блестящими, нужно употреблять в пищу молочные продукты, содержащие кальций.

- Плохая гигиена полости рта.

Наверное, самый главный фактор. Во рту у каждого человека есть бактерии. Они кормятся остатками пищи, которая оседает на зубах. Чем больше пищи для бактерий, тем активнее они размножаются. Пока микробов немного, организм справляется с этой опасностью — специальные вещества, содержащиеся в слюне. Но если бактерии не удалять, они продолжают налипать на зубы как пластилин. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой, липкой и вязкой пищи. Бактерии выделяют огромное количество кислоты, которая разрушают зубы и десны. Самым распространенным заболеванием зубов является кариес.

Кариес – это разрушение эмали зуба. Когда разрушение доходит до образования дырки, больной зуб начинает давать знать о себе болями в ответ на принятие холодной и горячей пищи, сладких, соленых и кислых блюд. Если больной упорно не хочет лечить кариес, все заканчивается удалением зуба. Регулярная чистка зубов позволяет предотвратить возникновение кариеса.

Как правильно чистить зубы?

Уход за зубами — привычное и повседневное дело, но многие не знают, что чистка зубов два раза в день имеет важное значение для здоровья полости рта. 

Вот несколько правил, которые стоит запомнить:

1. Сама процедура чистки зубов должна занимать около 3 минут.

2. Зубную щетку следует держать под наклоном в 45 градусов относительно зубов.

3. Чистка должна начинаться с передних зубов, после чего стоит медленно продвигаться к задним зубам.

4. При чистке нижних зубов, следует производить движения щеткой снизу вверх.

5. При чистке верхних зубов, движения должны быть сверху вниз.

6. С помощью круговых и одновременно выгребающих движений, следует чистить жевательную поверхность зубов.

7. Хорошо стоит чистить моляры - труднодоступные коренные зубы.

8. После чистки зубов выплюньте зубную пасту или прополощите ротовую полость небольшим количеством воды. Делать это нужно таким образом, чтобы не смыть всю пасту с зубов. В противном случае вы рискуете смыть весь фторид, а значит он не сможет оказать полезное действие на зубы.

9. После чистки стоит почистить язык, используя щетину зубной щетки.

10. Для чистки зубов лучше использовать мягкую зубную щетку. Её размер и форма должны быть такими, чтобы вы беспрепятственно могли доставать до любого зуба и легко его почистить

Анкета для родителей

  1. Чистит ли ваш ребенок зубы?
  • Да
  • Нет

  1. Сколько раз в день ваш ребенок чистит зубы?
  • Один
  • Два
  • Нисколько

  1. Часто ли у вашего ребенка болят зубы?
  • Часто
  • Редко
  • Совсем не болят

  1. Когда вы с ребенком идете к стоматологу?
  • Когда болит зуб
  • Для профилактики

  1. Какие дополнительные методы профилактики вы используете?
  • Ополаскиватель
  • Зубная нить
  • Совсем не используем

Результаты анкетирования

Чтобы узнать, как родители относятся к здоровью зубов своих детей, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 25 человек.  Результаты анкетирования представлены на гистограммах.

На первый вопрос все единогласно ответили «Да».

На второй вопрос, сколько раз в день ваш ребенок чистит зубы? Один раз ответили 2 человека, два раза – 23 человека.

        

Третий вопрос, болят ли у детей зубы? Часто – ответили 3 человека, редко – 11 человек и совсем не болят – 11 человек.

На вопрос номер четыре, когда вы с ребенком идете к стоматологу? 13 человек ответили, что только когда болит зуб, и только 12 человек ходят на прием для профилактики.

             

И на последний пятый вопрос, какими дополнительными методами профилактики пользуется ваш ребенок, самыми популярными ответами стали зубная нить и ополаскиватель, 9 и 11  человек. Совсем не используют дополнительную профилактику 5 человек.

 

               Результаты анкетирования показали, что большинство родителей ответственно относятся к здоровью зубов детей, чистят их 2 раза в день, посещают стоматолога, пользуются зубной нитью и ополаскивателем.  

  1. Заключение

            Проведя свое исследование и узнав много нового, важного и интересного о зубах, дети пришли к такому выводу: регулярный уход и профилактическое посещение стоматолога обеспечивают здоровье зубов.

Для себя дети выделили несколько основных правил:

  1. Чистить зубы два раза в день.
  2. Соблюдать правильную технику чистки зубов.
  3. Применять зубную нить.
  4. Ополаскивать рот после каждого приема пищи .
  5. Посещать стоматолога 2 раза в год.

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М.: Аванта, 2004.
  2. Борисенко А.В. Кариес зубов. Книга плюс, 2000г.
  3. Обо всем на свете. Занимательная анатомия. М., изд. «Росмэн», 2001г.
  4. Толковый словарь Ожегова, 2003г.
  5. Хорошие зубы – залог здоровья. Книга о здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зубы белые нужны, зубы крепкие важны"

Паспорт проекта  исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В нем отражены цели, задачи, гипотеза и продукт проектной деятельности....

"Зубы белые нужны, зубы крепкие важны!"

В данном занятии у детей формируются представления о зубах, их строении и ролью в жизни человека. Дети знакомятся с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами. Воспитывается желание осознанно...

Консультация для родителей. Советы родителям по уходу за зубами ребенка. Формирование крепких и здоровых зубов Составила: Гнедина Е. В.

Консультация для родителей.  Советы родителям по уходу за зубами ребенка.        Формирование крепких и здоровых зубов     Составила: Гнедина Е. В...

"Зубы белые нужны, зубы белые важны"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста...

«Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» - познавательный досуг из серии заботимся о своем здоровье

Главная цель сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, закрепить представление о зубах и их значимости в жизни человека, побуждать детей ухаживать за своими зубами. С детьми дошк...

Использование приёмов и методов мнемотехники для освоения алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»

Мнемотехника - метод и приёмы облегчающие процесс запоминания информации. Это приисходит путём кодирования информации в зрительные образы. Для облегчения процесса запоминания последовательности алгори...