Использование приёмов и методов мнемотехники для освоения алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»
картотека (младшая, средняя группа) на тему
Мнемотехника - метод и приёмы облегчающие процесс запоминания информации. Это приисходит путём кодирования информации в зрительные образы. Для облегчения процесса запоминания последовательности алгоритма чистки зубов, стала использовать мнемокарточки, которые складываются в мнемоцепочки отражающие весь процесс чистки зубов. Всю информацию, которую должна донести до детей, кодирую в предметные и графические образы. Весь процесс запоминания строится на основе игры, поэтому дети в два раза быстрее запоминают последовательность алгоритма т.к. включается ассоциативное мышление. Предлагаю несколько развивающих игр, которые использую в работе с детьми, а также в приложении вы найдёте готовые мнемокарточки, которые сможете использовать в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_mnemotehniki.docx | 882.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов и методов мнемотехники для освоения алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»
Для облегчения процесса запоминания последовательности алгоритма чистки зубов, стала использовать мнемокарточки, которые складываются в мнемоцепочки отражающие весь процесс чистки зубов. Всю информацию, которую должна донести до детей, кодирую в предметные и графические образы.
Главное перед работой с мнемокарточками дети должны освоить основные движения зубной щётки (их в алгоритме четыре) и их последовательность, а также ориентацию в пространстве, в нашем случае это ротовая полость. Ребёнок должен без ошибки различать верхнюю и нижнюю челюсть, также фронтальные и жевательные зубы, правую и левую половину челюсти.
Чтобы решить эти задачи, с детьми проводится предварительная работа на моделях-заместителях, здесь эти задачи решаются в комплексе. Во -первых, дети знакомятся с алгоритмом чистки зубов, во-вторых, выделяют основные движения зубной щётки и механически их запоминают и в-третьих, легко запоминают и выделяют верх, низ, право и лево и т.д. Работая с моделями-заместителями детям предлагается обратить внимание на направление движения зубной щётки (вправо, влево, вверх, вниз, по кругу), а также на место, где эти движения происходят (впереди, справа внизу, справа вверху, слева вверху или слева внизу). В процессе игроперапии и арттерапии движения зубной щётки сравниваются с конкретными предметами (подметающие движения с веником, скребущие движения с граблями, круговые движения с колобком, а вымётывающие движения с бананом), а пространство, где находится зубная щётка делится на шесть зон (вверху справа, вверху спереди, вверху слева, внизу слева, внизу впереди, внизу справа).
Так вместе с детьми формирую мнемокарточки двух видов.
1. Графические:
а) зоны ротовой полости обозначены квадратами, а зона где должно происходить действие обозначается красным цветом;
б) стрелками указаны направления движений зубной щётки.
2. Предметные, где движения зубной щётки изображены в виде предметов похожие на эти движения.
В последствии эти мнемокарточки объединяются в парные мнемокарточки, где графические образы связаны со зрительными образами, в виде предметов.
Освоение детьми последовательности зон чистки зубов происходит одновременно с закреплением последовательности основных движений зубной щётки. Этот процесс непрерывный, разучивая последующее движение зубной щётки одновременно идёт закрепление ранее разученных движений алгоритма. Работа с мнемокарточками проводится в игровой форме, поэтапно:
- Освоение детьми зон чистки зубов и их последовательность подметающими движениями.
- Освоение детьми зон чистки зубов и их последовательность скребущими движениями, (закрепление зон чистки подметающими движениями).
- Освоение детьми зоны чистки зубов круговыми движениями, (закрепление зон чистки подметающими и скребущими движениями).
- Освоение детьми зон чистки зубов и их последовательность выметывающими движениями, (закрепление зон чистки подметающими, скребущими и круговыми движениями).
На этих этапах проводится работа с парными мнемокарточками двух видов:
А) На левой стороне указана нужная зона чистки зубов, а на правой стороне указан нужный предмет, символ конкретного движения зубной щётки (графический символ + предметный символ);
Б) На левой стороне указана нужная зона чистки зубов, а на правой стороне указано стрелкой конкретное направление движений зубной щётки (графический символ + графический символ).
5. Закрепление детьми основных движений зубной щётки и их последовательности.
На этом этапе работа с детьми начинается с предметных мнемокарточек, которые обозначают основные движения зубной щётки, ведётся составление мнемоцепочек, последовательности основных движений зубной щётки. Затем работа продолжается с парными мнемокарточками, где основное движение зубной щётки представлено в предметном и графическом изображении (предметное изображение + графическое изображение), также составляются мнемоцепочки, постепенно предметные мнемокарточки заменяются графическими.
По мере освоения детьми мнемокарточек, провожу игротерапию в соревновательной форме, например, «Кто быстрее». Это стимулирует интерес детей, которые уже хорошо освоили мнемокарточки и подтягивает тех детей, которые с трудом осваивают мнемокарточки.
В процессе работы с мнемокарточками дети в два раза быстрее запоминают последовательность алгоритма т.к. включается ассоциативное мышление. Карточки находятся в свободном доступе, дети, самостоятельно, могут взять карточки и поработать с ними. При необходимости могу сама обратить внимание детей на карточки и предложить поиграть с ними. Ребенок занимается с карточками сколько хочет, без принуждения.
Предлагаю несколько игр, которые использую в работе с детьми.
Картотека развивающих игр
«Построй такую же»
Цель: Побуждать детей к запоминанию последовательности движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».
Ход: Ребёнку даётся образец мнемоцепочки и даются мнемокарточки. Ребёнок должен построить мнемоцепочку по образцу из имеющихся у него мнемокарточек.
1 вариант
Ребёнку даются столько мнемокарточек сколько звеньев мнемоцепочке.
2 вариант
Ребёнку даются на 1 – 2 мнемокарточки больше, чем звеньев в мнемоцепочке.
«Найди пару»
Цель: Побуждать детей соединять заученный предметный образ движения зубной щётки с графическим изображением, который он обозначает.
Ход: Ребенку даётся два вида мнемокарточек: с изображением образов предметов и мнемокарточки с графическими символами. Ребёнку необходимо соединить образ предмета с графическим символом, которые символизируют одно и тоже движение зубной щётки.
1 вариант
Ребёнку даются образцы двойных мнемокарточек и одинарные мнемокарточки. Ребёнок находит пару по образцу. Количество двойных мнемокарточек и одинарных совпадают.
2 вариант
Количество одинарных мнемокарточек увеличивается на 1-2 мнемокарточки. Ребёнок выбирает нужные.
3 вариант
Ребёнок без образца, самостоятельно, составляет нужную пару. Количество мнемокарточек с предметным изображением и графическим совпадают.
4 вариант
Количество мнемокарточек с предметным изображением увеличивается на 1-2 мнемокарточки. Ребёнок действует без образца.
5 вариант
Количество мнемокарточек с графическим изображением увеличивается на 1-2 мнемокарточки. Ребёнок действует без образца.
«Найди одинаковые»
Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».
1 вариант
Ход: Ребёнку дают образец предметной мнемоцепочки с изображением последовательности алгоритма, а также две мнемоцепочки с графическим изображением последовательности чистки зубов, он выбирает нужную мнемоцепочку, где последовательность предметной мнемоцепочки совпадает с графической.
2 вариант
Ход: Ребёнку дают образец графической мнемоцепочки с изображением последовательности алгоритма, а также две мнемоцепочки с предметным изображением последовательности чистки зубов, он выбирает нужную мнемоцепочку, где последовательность графической мнемоцепочки совпадает с предметной.
«Найди нужные»
Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».
Ход: Ребёнку дают два образца предметной мнемоцепочки с правильной и неправильной последовательностью чистки зубов и две мнемоцепочки с графическим изображением последовательности чистки зубов, ребёнок находит мнемоцепочки с правильной последовательностью, как в предметном, так и графическом изображении.
«Чего не хватает»
Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».
Ход: Ребёнку дают образец мнемоцепочки, где отсутствует одно звено и две мнемокарточки, ребёнок выбирает нужное недостающее звено. Со временем количество мнемокарточек увеличивается до 4.
«Всё наоборот»
Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».
Ход: Ребёнку даётся образец мнемоцепочки, где последовательность начинается с последнего звена, а заканчивается первым звеном и мнемокарточки. Ребёнок должен восстановить правильную последовательность.
1 вариант
Количество мнемокарточек совпадает с числом звеньев в мнемоцепочки.
2 вариант
Количество мнемокарточек на 1-2 больше, чем звеньев в мнемоцепочки.
«Всё перепуталось»
Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».
Ход: Ребёнку раздаётся образец мнемоцепочки с перепутанной последовательностью звеньев и мнемокарточки. Ребёнок должен восстановить правильную последовательность.
1 вариант
Количество мнемокарточек совпадает с числом звеньев в мнемоцепочки.
2 вариант
Количество мнемокарточек на 1-2 больше, чем звеньев в мнемоцепочки.
Приложение
Парные мнемокарточки последовательности зон чистки зубов и основных движений зубной щётки
в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»
(графический символ + предметный символ)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Парные мнемокарточки последовательности зон чистки зубов и основных движений зубной щётки
в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»
(графический символ + графический символ)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Парные мнемокарточки обозначающие основные движения зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»,
с использованием предметных и графических мнемокарточек
Мнемоцепочки последовательности основных движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»
с использованием предметных мнемокарточек
с использованием графических мнемокарточек
Мнемоцепочки для развивающей игры «Чего не хватает»
с использованием предметных мнемокарточек
с использованием графических мнемокарточек
Мнемоцепочки для развивающей игры «Всё наоборот»
с использованием предметных мнемокарточек
с использованием графических мнемокарточек
Мнемоцепочки для развивающей игры «Всё перепуталось»
с использованием предметных мнемокарточек
с использованием графических мнемокарточек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Зубы белые нужны, зубы крепкие важны"
Паспорт проекта исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В нем отражены цели, задачи, гипотеза и продукт проектной деятельности....
"Зубы белые нужны, зубы крепкие важны!"
В данном занятии у детей формируются представления о зубах, их строении и ролью в жизни человека. Дети знакомятся с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами. Воспитывается желание осознанно...
"Зубы белые нужны, зубы белые важны"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста...
«Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» - познавательный досуг из серии заботимся о своем здоровье
Главная цель сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, закрепить представление о зубах и их значимости в жизни человека, побуждать детей ухаживать за своими зубами. С детьми дошк...
«Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» - имитационная игра (по освоению алгоритма чистки зубов, с использованием моделей-заместителей)
Использование методов игротерапии облегчает процесс ознакомления и разучивания последовательности алгоритма чистки зубов и его запоминание. Ознакомление с алгоритмом идет в стихотворной форме, дети не...
Формирование практических навыков по гигиене полости рта у детей дошкольного возраста при помощи алгоритма «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» )
Формирование практических навыков по гигиене полости рта является заключительным и основным этапом по освоению детьми дошкольного возраста алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы белые ва...
презентация " Использование приёмов и методов мнемотехники в развитии речи детей"2017г
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчит...
- Мне нравится (5)
Комментарии
Давно использую эту технику,
Давно использую эту технику, с ее помощью легко запоминаются стихи