Использование приёмов и методов мнемотехники для освоения алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»
картотека (младшая, средняя группа) на тему

Ткаченко Наталья Викторовна

Мнемотехника - метод и приёмы облегчающие процесс запоминания информации. Это приисходит путём кодирования информации в зрительные образы. Для облегчения процесса запоминания последовательности алгоритма чистки зубов, стала использовать мнемокарточки, которые складываются в мнемоцепочки отражающие весь процесс чистки зубов. Всю информацию, которую должна донести до детей, кодирую в предметные и графические образы. Весь процесс запоминания строится на основе игры, поэтому дети в два раза быстрее запоминают последовательность алгоритма т.к. включается ассоциативное мышление. Предлагаю несколько развивающих игр, которые использую в работе с детьми, а также в приложении вы найдёте готовые мнемокарточки, которые сможете использовать в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_mnemotehniki.docx882.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов и методов мнемотехники для освоения алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»

Для облегчения процесса запоминания последовательности алгоритма чистки зубов, стала использовать мнемокарточки, которые складываются в мнемоцепочки отражающие весь процесс чистки зубов. Всю информацию, которую должна донести до детей, кодирую в предметные и графические образы.

Главное перед работой с мнемокарточками дети должны освоить основные движения зубной щётки (их в алгоритме четыре) и их последовательность, а также ориентацию в пространстве, в нашем случае это ротовая полость. Ребёнок должен без ошибки различать верхнюю и нижнюю челюсть, также фронтальные и жевательные зубы, правую и левую половину челюсти.  

Чтобы решить эти задачи, с детьми проводится предварительная работа на моделях-заместителях, здесь эти задачи решаются в комплексе. Во -первых, дети знакомятся с алгоритмом чистки зубов, во-вторых, выделяют основные движения зубной щётки и механически их запоминают и в-третьих, легко запоминают и выделяют верх, низ, право и лево и т.д. Работая с моделями-заместителями детям предлагается обратить внимание на направление движения зубной щётки (вправо, влево, вверх, вниз, по кругу), а также на место, где эти движения происходят (впереди, справа внизу, справа вверху, слева вверху или слева внизу). В процессе игроперапии и арттерапии движения зубной щётки сравниваются с конкретными предметами (подметающие движения с веником, скребущие движения с граблями, круговые движения с колобком, а вымётывающие движения с бананом), а пространство, где находится зубная щётка делится на шесть зон (вверху справа, вверху спереди, вверху слева, внизу слева, внизу впереди, внизу справа).

Так вместе с детьми формирую мнемокарточки двух видов.

1. Графические:

 а) зоны ротовой полости обозначены квадратами, а зона где должно происходить действие обозначается красным цветом;

б) стрелками указаны направления движений зубной щётки.

2. Предметные, где движения зубной щётки изображены в виде предметов похожие на эти движения.

 В последствии эти мнемокарточки объединяются в парные мнемокарточки, где графические образы связаны со зрительными образами, в виде предметов.

Освоение детьми последовательности зон чистки зубов происходит одновременно с закреплением последовательности основных движений зубной щётки. Этот процесс непрерывный, разучивая последующее движение зубной щётки одновременно идёт закрепление ранее разученных движений алгоритма. Работа с мнемокарточками проводится в игровой форме, поэтапно:

  1. Освоение детьми зон чистки зубов и их последовательность подметающими движениями.
  2. Освоение детьми зон чистки зубов и их последовательность скребущими движениями, (закрепление зон чистки подметающими движениями).
  3. Освоение детьми зоны чистки зубов круговыми движениями, (закрепление зон чистки подметающими и скребущими движениями).
  4. Освоение детьми зон чистки зубов и их последовательность выметывающими движениями, (закрепление зон чистки подметающими, скребущими и круговыми движениями).

На этих этапах проводится работа с парными мнемокарточками двух видов:

А) На левой стороне указана нужная зона чистки зубов, а на правой стороне указан нужный предмет, символ конкретного движения зубной щётки (графический символ + предметный символ);

Б) На левой стороне указана нужная зона чистки зубов, а на правой стороне указано стрелкой конкретное направление движений зубной щётки (графический символ + графический символ).

5. Закрепление детьми основных движений зубной щётки и их последовательности.

На этом этапе работа с детьми начинается с предметных мнемокарточек, которые обозначают основные движения зубной щётки, ведётся составление мнемоцепочек, последовательности основных движений зубной щётки. Затем работа продолжается с парными мнемокарточками, где основное движение зубной щётки представлено в предметном и графическом изображении (предметное изображение + графическое изображение), также составляются мнемоцепочки, постепенно предметные мнемокарточки заменяются графическими.

По мере освоения детьми мнемокарточек, провожу игротерапию в соревновательной форме, например, «Кто быстрее». Это стимулирует интерес детей, которые уже хорошо освоили мнемокарточки и подтягивает тех детей, которые с трудом осваивают мнемокарточки.

В процессе работы с мнемокарточками дети в два раза быстрее запоминают последовательность алгоритма т.к. включается ассоциативное мышление. Карточки находятся в свободном доступе, дети, самостоятельно, могут взять карточки и поработать с ними. При необходимости могу сама обратить внимание детей на карточки и предложить поиграть с ними. Ребенок занимается с карточками сколько хочет, без принуждения.

Предлагаю несколько игр, которые использую в работе с детьми.

Картотека развивающих игр

 «Построй такую же»

Цель: Побуждать детей к запоминанию последовательности движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».

Ход: Ребёнку даётся образец мнемоцепочки и даются мнемокарточки. Ребёнок должен построить мнемоцепочку по образцу из имеющихся у него мнемокарточек.

1 вариант

Ребёнку даются столько мнемокарточек сколько звеньев мнемоцепочке.

2 вариант

Ребёнку даются на 1 – 2 мнемокарточки больше, чем звеньев в мнемоцепочке.

«Найди пару»

Цель: Побуждать детей соединять заученный предметный образ движения зубной щётки с графическим изображением, который он обозначает.

Ход: Ребенку даётся два вида мнемокарточек: с изображением образов предметов и мнемокарточки с графическими символами. Ребёнку необходимо соединить образ предмета с графическим символом, которые символизируют одно и тоже движение зубной щётки.

1 вариант

Ребёнку даются образцы двойных мнемокарточек и одинарные мнемокарточки. Ребёнок находит пару по образцу. Количество двойных мнемокарточек и одинарных совпадают.

2 вариант

Количество одинарных мнемокарточек увеличивается на 1-2 мнемокарточки. Ребёнок выбирает нужные.

3 вариант

Ребёнок без образца, самостоятельно, составляет нужную пару. Количество мнемокарточек с предметным изображением и графическим совпадают.

4 вариант

Количество мнемокарточек с предметным изображением увеличивается на 1-2 мнемокарточки. Ребёнок действует без образца.

5 вариант

Количество мнемокарточек с графическим изображением увеличивается на 1-2 мнемокарточки. Ребёнок действует без образца.

«Найди одинаковые»

Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».

1 вариант

Ход: Ребёнку дают образец предметной мнемоцепочки с изображением последовательности алгоритма, а также две мнемоцепочки с графическим изображением последовательности чистки зубов, он выбирает нужную мнемоцепочку, где последовательность предметной мнемоцепочки совпадает с графической.

2 вариант

Ход: Ребёнку дают образец графической мнемоцепочки с изображением последовательности алгоритма, а также две мнемоцепочки с предметным изображением последовательности чистки зубов, он выбирает нужную мнемоцепочку, где последовательность графической мнемоцепочки совпадает с предметной.

«Найди нужные»

Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».

Ход: Ребёнку дают два образца предметной мнемоцепочки с правильной и неправильной последовательностью чистки зубов и две мнемоцепочки с графическим изображением последовательности чистки зубов, ребёнок находит мнемоцепочки с правильной последовательностью, как в предметном, так и графическом изображении.

«Чего не хватает»

Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».

Ход: Ребёнку дают образец мнемоцепочки, где отсутствует одно звено и две мнемокарточки, ребёнок выбирает нужное недостающее звено. Со временем количество мнемокарточек увеличивается до 4.

«Всё наоборот»

Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».

Ход: Ребёнку даётся образец мнемоцепочки, где последовательность начинается с последнего звена, а заканчивается первым звеном и мнемокарточки. Ребёнок должен восстановить правильную последовательность.

1 вариант

Количество мнемокарточек совпадает с числом звеньев в мнемоцепочки.

2 вариант

Количество мнемокарточек на 1-2 больше, чем звеньев в мнемоцепочки.

«Всё перепуталось»

Цель: Закрепить последовательность движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».

Ход: Ребёнку раздаётся образец мнемоцепочки с перепутанной последовательностью звеньев и мнемокарточки. Ребёнок должен восстановить правильную последовательность.

1 вариант

Количество мнемокарточек совпадает с числом звеньев в мнемоцепочки.

2 вариант

Количество мнемокарточек на 1-2 больше, чем звеньев в мнемоцепочки.

Приложение

Парные мнемокарточки последовательности зон чистки зубов и основных движений зубной щётки

в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»

(графический символ + предметный символ)

1

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

2

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

3

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

4

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

5

C:\Users\Миша\Desktop\i4ECUATNX.jpg

6

C:\Users\Миша\Desktop\i4ECUATNX.jpg

7

C:\Users\Миша\Desktop\X6t13t3gUx.png

8

C:\Users\Миша\Desktop\X6t13t3gUx.png

9

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

10

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

11

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

12

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

13

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

14

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

Парные мнемокарточки последовательности зон чистки зубов и основных движений зубной щётки

в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»

(графический символ + графический символ)

1

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

2

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

3

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

4

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

5

C:\Users\Миша\Desktop\depositphotos_14456705-stock-photo-red-arrow.jpg

6

C:\Users\Миша\Desktop\arrow_up.png

7

C:\Users\Миша\Desktop\design-elements-presentation-symbols-1395348.png

8

C:\Users\Миша\Desktop\design-elements-presentation-symbols-1395348.png

9

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

10

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

11

C:\Users\Миша\Desktop\depositphotos_6338188-Blue-arrow-graph.jpg

12

C:\Users\Миша\Desktop\depositphotos_6338188-Blue-arrow-graph.jpg

13

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

14

C:\Users\Миша\Desktop\depositphotos_6338188-Blue-arrow-graph.jpg

Парные мнемокарточки обозначающие основные движения зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»,

с использованием предметных и графических мнемокарточек

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

C:\Users\Миша\Desktop\i4ECUATNX.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\6ad4b16c2092f98980274e1b74f4b76a.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\X6t13t3gUx.png

C:\Users\Миша\Desktop\design-elements-presentation-symbols-1395348.png

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

Мнемоцепочки последовательности основных движений зубной щётки в алгоритме «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»

с использованием предметных мнемокарточек

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

C:\Users\Миша\Desktop\i4ECUATNX.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\X6t13t3gUx.png

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

с использованием графических мнемокарточек

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

C:\Users\Миша\Desktop\6ad4b16c2092f98980274e1b74f4b76a.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\design-elements-presentation-symbols-1395348.png

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

Мнемоцепочки для развивающей игры «Чего не хватает»

с использованием предметных мнемокарточек

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

C:\Users\Миша\Desktop\X6t13t3gUx.png

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\i4ECUATNX.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\X6t13t3gUx.png

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

C:\Users\Миша\Desktop\i4ECUATNX.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

C:\Users\Миша\Desktop\i4ECUATNX.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\X6t13t3gUx.png

с использованием графических мнемокарточек

C:\Users\Миша\Desktop\6ad4b16c2092f98980274e1b74f4b76a.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\design-elements-presentation-symbols-1395348.png

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

C:\Users\Миша\Desktop\design-elements-presentation-symbols-1395348.png

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

C:\Users\Миша\Desktop\6ad4b16c2092f98980274e1b74f4b76a.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

C:\Users\Миша\Desktop\6ad4b16c2092f98980274e1b74f4b76a.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\design-elements-presentation-symbols-1395348.png

Мнемоцепочки для развивающей игры «Всё наоборот»

с использованием предметных мнемокарточек

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\X6t13t3gUx.png

C:\Users\Миша\Desktop\i4ECUATNX.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

с использованием графических мнемокарточек

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

C:\Users\Миша\Desktop\design-elements-presentation-symbols-1395348.png

C:\Users\Миша\Desktop\6ad4b16c2092f98980274e1b74f4b76a.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

Мнемоцепочки для развивающей игры «Всё перепуталось»

с использованием предметных мнемокарточек

C:\Users\Миша\Desktop\i4ECUATNX.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\i4SNAGR91.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\22961074.png

C:\Users\Миша\Desktop\X6t13t3gUx.png

с использованием графических мнемокарточек

C:\Users\Миша\Desktop\6ad4b16c2092f98980274e1b74f4b76a.jpg

C:\Users\Миша\Desktop\strela.png

C:\Users\Миша\Desktop\Arrows-icon.png

C:\Users\Миша\Desktop\design-elements-presentation-symbols-1395348.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зубы белые нужны, зубы крепкие важны"

Паспорт проекта  исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В нем отражены цели, задачи, гипотеза и продукт проектной деятельности....

"Зубы белые нужны, зубы крепкие важны!"

В данном занятии у детей формируются представления о зубах, их строении и ролью в жизни человека. Дети знакомятся с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами. Воспитывается желание осознанно...

"Зубы белые нужны, зубы белые важны"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста...

«Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» - познавательный досуг из серии заботимся о своем здоровье

Главная цель сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, закрепить представление о зубах и их значимости в жизни человека, побуждать детей ухаживать за своими зубами. С детьми дошк...

«Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» - имитационная игра (по освоению алгоритма чистки зубов, с использованием моделей-заместителей)

Использование методов игротерапии облегчает процесс ознакомления и разучивания последовательности алгоритма чистки зубов и его запоминание. Ознакомление с алгоритмом идет в стихотворной форме, дети не...

Формирование практических навыков по гигиене полости рта у детей дошкольного возраста при помощи алгоритма «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» )

Формирование практических навыков по гигиене полости рта является заключительным и основным этапом по освоению детьми дошкольного возраста алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы белые ва...

презентация " Использование приёмов и методов мнемотехники в развитии речи детей"2017г

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчит...


 

Комментарии

Макеева Светлана Михайловна

Давно использую эту технику, с ее помощью легко запоминаются стихи