«В гостях у хозяйки чума»
план-конспект занятия (старшая группа)
Расширять представления детей о жизни селькупов, через знакомство с национальной кухней, традициями, бытом. Обогащать словарный запас детей. Познакомить детей со словами селькупского языка: вареная рыба (кэлы), рыба, обжаренная на палках (чопс), строганина (туш), икра (тыр), ягода (топыр), брусника (мачит топыр), клюква (ӄарат топыр), черника ( кэрынта), морошка (палӄак), кедровые шишки (тытын сеткы), селькупские лепёшки (няй).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_hozyayki_chuma.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «В гостях у хозяйки чума»
Цель: Знакомство с национальной кухней селькупов.
Задачи: Расширять представления детей о жизни селькупов, через знакомство с национальной кухней, традициями, бытом. Познакомить с названиями селькупских блюд, развивать вкусовые качества у детей. Воспитывать речевую культуру детей. Обогащать словарный запас детей. Познакомить детей со словами селькупского языка: вареная рыба (кэлы), рыба, обжаренная на палках (чопс), строганина (туш), икра (тыр), ягода (топыр), брусника (мачит топыр), клюква (ӄарат топыр), черника ( кэрынта), морошка (палӄак), кедровые шишки (тытын сеткы), селькупские лепёшки (няй).
Материалы и оборудование: Аудио запись игры на селькупских национальных инструментах; варёное мясо оленя; ягоды родного края; рыба варёная, жареная, рыбная икра; селькупский хлеб.
Методические приемы: Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса. Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. В ходе игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми.
Ход мероприятия:
(В группе оформлена выставка детских творческих работ: «Северные мотивы». Стоит чум, имитация костра, звучит национальная мелодия).
Педагог (хозяйка чума) говорит загадку:
Шкуры, жерди.
Строим дом.
Помогают все кругом.
Применив смекалку, ум
В тундре возвели мы...(чум)
(Хозяйка чума предлагает детям пройти в чум и присесть вокруг костра).
Хозяйка чума: Чум – это основное жилище селькупов, характерное для многих коренных народов Крайнего Севера. Северный народ, селькупы, по вечерам всегда садятся у костра, выделывают шкуры или шьют одежду, вышивают бисером, - они поют свои песни и рассказывают легенды, сказки, стихи.
Хозяйка чума: Ребята, мы с вами тоже знаем стихи о северных народах. Давайте расскажем.
Ребенок.
Люди, знающие тундру,
Люди северных широт
И живут в просторных чумах:
Где их теплые постели,
Где вскипает чай горячий,
Где, как брата, гостя ждут…
Ребенок.
Тихо в тундре на рассвете -
даже речка не шумит,
даже сам бродяга - ветер
лапы вытянул и спит.
Хозяйка чума: У жителей Севера есть старинный обычай, который гласит: сначала напои и накорми гостя, угости всем, что имеешь, а потом расспрашивай.
Ребенок.
Строганина на столе
Рыбная, мясная.
На Ямальской, на земле
Пища кочевая.
Не успеешь настрогать,
А ее уж нету.
Дети кушают ее
В тундре как конфету.
Ребенок.
Есть на севере у нас, ягода – морошка,
Вам понравится она, съешьте хоть немножко
В лес по ягоды пойдем, веселее ножки
Много- много наберем ягоды – морошки
От пискливых комаров не свернем с дорожки,
Хватит мне и всем друзьям ягоды – морошки.
Хозяйка чума: Селькупы – очень мудрый, добрый, гостеприимный народ, любящий и берегущий свой родной край. Сегодня родители детей коренной национальности приготовили для вас национальные блюда, которые вы сейчас будете пробовать. Давайте пройдем к столу.
(Дети подходят к столу, на котором располагаются блюда национальной селькупской кухни)
Хозяйка чума: Посмотрите сколько вкусных селькупских блюд. Давайте их попробуем, и я вам назову их на селькупском языке, а вы мне будете помогать.
Вареная рыба (кэлы).
Какая рыба живет в нашей реке? Щука, язь, налим, нельма, муксун, карась.
Рыба, обжаренная на палках (чопс).
Строганина (туш).
Из какой рыбы селькупы делают строганину? Белая рыба
Икра (тыр) – самая ценная пища, икру так называемой чёрной рыбы (язя, сороги, момчика) варят и смешивают с ягодами, а также с рыбьим жиром. Икру белой рыбы (щекура, муксуна) в основном едят в сыром виде.
Ягоды (топыр): брусника (мачит топыр), клюква (ӄарат топыр), черника ( кэрынта), морошка (палӄак)
Какие еще ягоды растут у нас в лесу? Смородина красная и черная, малина.
Кедровые шишки (тытын сеткы)
Как селькупы добывают кедровые шишки? В конце августа идут в лес, взяв собой колотушку. Ею бьют по дереву, шишки падают, их собирают и в ручную шелушат, бьют, мнут. Орехи выпадают.
Селькупские лепёшки (няй).
(Педагог, при озвучивании названий предметов на селькупском языке, просит детей повторять названия на селькупском языке).
Хозяйка чума: А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Угадай на вкус». (Дети с закрытыми глазами отгадывают селькупскую пищу на вкус).
Хозяйка чума: Вы молодцы! Все угадали правильно. Я приготовила для вас гостинцы! (Вручает детям корзиночки с кедровыми шишками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Название Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип Исследовательско – игровой.По содержанию: естественно – научный.По времени проведения: долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...
Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»
РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...
Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"
Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране богатом полезны...
Развлечение в подготовительной группе «В гостях у Хозяйки чума»
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жиз...
«Эколята в гостях у Хозяйки чума». Тематический праздник-посвящение в Эколята детей 5 – 7 лет.
В рамках проведения Всероссийского конкурса «Региональное мероприятие первого Всероссийского экологического детского фестиваля – «Праздника Эколят – Молодых защитников природы», с целью формирования у...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы "В гостях у хозяйки чума"
Непосредственно - образовательная деятельность воспитателя с детьми по познавательному развитию построена в форме сюжетно - ролевой игры. Во взаимодействии с воспитателем дети упражняются в умении про...