Как работать с цветными сказками
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРАВЛЕНИЯ № 69»
Теоретический блок
« Как работать с цветными сказками»
Подготовила воспитатель: Исинкулова Н.К.
2018г.
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!
Сказочница: Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком идёт.
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.
В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!
Знаете ли вы сказки? Мозговой штурм:
I. «Начинает сказка сказываться»
- «Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна, у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому». (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»).
- «Жили-были старик со старухой, у них была дочка да сынок маленький. Дочка, дочка», – говорит мать. «Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, а ты смотри за братцем Иванушкой». (Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»)
- «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали». (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).
- «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей не было».(Русская народная сказка «Снегурочка»).
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной
и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования
определенных ценностей и картины мира людей. Сегодня – передачей опыта служат другие источники. (игры, гаджеты и т.д.)
Дети отвыкают слушать и слышать сказки, а тем более делать выводы.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и
ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?
Развитие интереса!!!! Пример с картиной « Коза с козлятами»
Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
• Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости).
В группе появляется новая книга с произведениями К.И.Чуковского .
-Дети, посмотрите какая книга у нас появилась.
-Хотите, я прочитаю вам отрывок.
Но вот перед ними море — Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна, Сейчас Айболита проглотит она.
«Ой» если я утону, Если пойду я ко дну.
Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными?»
-Ребята, кто вспомнит из какого произведения К.И. Чуковского этот текст? -Правильно «Доктор Айболит»
Детям предлагается подобрать свои варианты, как смог бы доктор преодолеть препятствие.
Дети предлагают варианты вплавь , на лодке, построить плот, на корабль.
Проблемные вопросы и задания; безопасней всего переплыть на корабле давайте построим корабль по схеме. Из мягких модулей дети строят большой корабль и вместе с Айболитом отправляются в путешествие. -Дети, кто вспомнит, в какую страну мы плывем? -Правильно мы приплыли с вами в Африку. -Чтобы найти больных зверей нам поможет волшебная карта. (Выполняя задания , указанные в карте дети помогают больным животным).
• Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки.
Например, по сказке «Волк и семеро козлят» можно построить диалог с детьми о охране жизни и здоровья детей
-Что может случиться, если открыть дверь чужому?
-К кому обратиться за помощью, если к вам в дом пытается проникнуть посторонний?.
• Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
–Что нужно сделать Колобку, чтобы его Лиса не съела? В работе со сказкой я использую следующие приемы и методы :
-Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).
-Элементы театрализации. Наиболее эмоционально дети откликаются на представление кукольного театра. В младшем возрасте кукол озвучивает воспитатель, в старшем к этому привлекаются дети. После прочтения сказки демонстрация кукольных героев, позволяет вызвать еще больший интерес детей. Можно использовать все виды театра .
-Творческие задания. Рисование, лепка сказочных персонажей из доступных материалов.
- Во время проведения занятий широко используют Проблемные ситуации и вопросы.
Например:В сказке «12 месяцев» капризная принцесса просит принести подснежники. Перед детьми ставится вопрос –Ребята как вы думаете как можно раздобыть цветы ?- В какое время года цветут подснежники?- Что происходит с природой в это время года?. ⎫
Игровые задания. Так в сказке «Гуси лебеди» чтобы яблоня сказала куда полетели гуси-лебеди детям требуется выполнить следующее задание . Сложить красные яблочки в красную корзину ежика ,а желтые в желтую , и сказать сколько яблочек красного цвета , сколько желтого и сколько всего яблочек у ежика. ⎫
Игры - экспериментирования с предметами и материалами. Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», перед детьми ставится вопрос – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
• Можно использовать моделирование сказочных сюжетов. Например в сказке «Заюшкина избушка» . Перед детьми ставится задача каким образом зайчик может спрятаться от лисы . Для обозначения зайчика используем кружочек серого цвета.
– Пришла зима , выпал снег(на фоне белого листа «снега» демонстрируется серый кружочек.
-Ребята , как вы думаете что нужно сделать зайчику, чтобы спрятаться от лисы? Дети предлагают различные варианты ответов в том числе и поменять шубку.
- Дети , а если зайчик поменяет шубку , то какого цвета кружок будет обозначать зайчика?
-Давайте посмотрим, сможет зайчик спрятаться или нет. Наложите белые кружочки на «снег». Делаем вывод ,зачем зайчик меняет шубку.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Такой опыт работы показывает, что использование познавательных сказок способствует более эффективному закреплению у дошкольников математических представлений, экологических знаний, экономических представлений. Ребенок в результате таких занятий получает ощущение силы своего интеллекта, представление об упорядоченности и разумности окружающего его мира. рекомендации по использованию сказок для познавательного развития.
1. Прежде чем рассказывать сказку детям, взрослый должен сам проработать текст: проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения; подготовить наглядный материал. 2. Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста. Для этого можно использовать сюрпризный момент (появление персонажа из сказки, волшебного сундучка и пр.), волшебные слова, книжку-самоделку и т.д.
3. Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю.
4. В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
5. Познавательные сказки следует преподносить детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала.
6. В процессе организации образовательной деятельности по сказке с целью активизации мыслительной деятельности дошкольников нужно применять наглядность (разнообразные виды театра, иллюстрации с изображением главных героев и пр.), а также проблемные ситуации.
7. По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять свободу выбора материала для самостоятельных упражнений. Познавательные сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний. При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными. Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, а также их общем развитии. Вся работа проходит в форме сказочной игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По принципу «от простого - к сложному».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Цветная сказка"
Презентация по реализации педагогического проекта по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста....
интегрированное занятие "Цветная сказка"
На данном занятии решаются воспитательные задачи, а также задачи по развитию речи и зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста...
Цветные сказки
"Цветнве сказки" - помогают закрепить устойчивые представления детей о цвете, развить зрительное восприятие....
Цветные сказки
Данный материал поможет воспитателю и родителям познакомить детей с цветом через сказки по изо, а также даст возможность использования НМР....
Авторская программа: "Цветные сказки и краски"
Актуальность программы определяется следующими фактами: возрастающие требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению приводят к необходимости интенсификации процесса обучения с учетом ...
Авторская разработка художественно- эстетической направленности "Цветная сказка" для дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222961","at...
Материал по цветоведению "Цветная сказка"
Материал по цветоведению, для ознакомиения детей старшего дошкольного возраста....