Конспект открытого занятия "Встречаем масленицу"
план-конспект занятия (старшая группа)

Вилявина Ирина Владимировна

Конспект открытого занятия "Встречаем масленицу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maslennitsa.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе  « Колобок»

                             «Встречаем масленицу».

Цель: сформировать представления детей о традициях празднования русским народом Масленицы.

Задачи:

познакомить с историей и традициями возникновения праздника масленицы, играми, обрядами.

-расширять представления детей о народном празднике Масленица;

- приобщать к фольклорным обрядам посредством исполнения закличек;

-побуждать желание детей, выражать интерес и активно участвовать в совместных играх ;

- развивать интерес к русским традициям, через народные праздники;

-воспитывать желание проявлять доброту, уважение чуткое отношение к старшим.

  • Образовательные области:
  • 1) познавательная
  • 2) социально-коммуникативная
  • 3) речевое развитие
  • 4) физическая

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель (в русском костюме с детьми) приветствуют гостей:

-Ребята, посмотрите,к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем:

- Здравствуйте, гости дорогие!

-Сегодня на занятии мы с вами поговорим о праздниках, традициях и обрядах русского народа.

-А вы знаете, как в старину на Руси приветствовали гостей?

Мир вам гости долгожданные

Что пришли к нам в добрый час

Встречу тёплую,желанную,

Приготовили для вас!

-Ребята, скажите, а какие праздники вы знаете (ответы детей)

Правильно, в России отмечают множество различных праздников. Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица! Вот о ней мы сегодня с вами и поговорим.

-Как же праздновали масленицу на Руси?

Рассказ воспитателя:

Масленица на Руси всегда была одним из самых задорных и веселых праздников. Приносит она с собой самые шумные народные гуляния: заразительный звонкий смех, зажигательные пляски, хороводы, игры, забавы, многочисленные угощения! Он наполнен радостью жизни и любовью к ближнему. Это событие никого не оставляет равнодушным. Все принимают в нем участие: и дети, и молодежь, и старики.

Символом народного гуляния было возвращение тепла и солнышка, таяние снегов, проводы зимы и встреча весны. Радовались скорому приходу весеннего долгожданного тепла, несмотря на то, что еще трещат февральские морозы.. Прощание со старыми обидами и ссорами. С радостью ожидали чего то нового в жизни природы и в жизни людей. Для этого было важно быть вместе.

Сохранилась традиция на Масленицу выпекать лакомство –блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце яркий жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Людистарались привлечь милость солнышка, чтобы оно их обогрело и помогло в трудную минуту. Также было принято в селах водить хороводы и закликать солнышко. А как это делали? Не знаете. А вот слушайте. Люди изготавливали из бумаги маленькие макеты солнца, закрепляли их на палочках и выносили на улицу. Размахивая солнышком над головой, люди пели песни, закликая солнышко. Солнышко, услышав песни становилось добрым и тёплым то есть солнце умасливалось. Отсюда и название-Масленица.

Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни. Дорогую гостью закликали, окликали:

Ой, Масленица-Матушка,

приведи Весну красную!

С давних времён люди в деревнях сооружали соломенное чучело Масленицы,и по улицам торжественно его катали на санках. Чучело Масленицы становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели — были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали чучело с песнями, прогоняя тем самым последние морозы и зиму. Пепел разбрасывали пополю, чтобы собрать богатый урожай.

Длился праздник целую неделю. На этой неделе все веселились от души, развлечения были на любой вкус. На ярмарочных площадях строили карусели и качели, показывали свои представления кукольники и скоморохи. В силе и ловкости соревновались все желающие от мала до велика.

У каждого дня Масленичной недели имеется своё название и свои развлечения.

1. Как назывался первый день масляной недели?

Первый день это- понедельник (на чучело привязывается красная ленточка)-первый день недели- «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать детям, бедным и нуждающимся людям.

2. Как назывался второй день масляной недели?

Второй день-Вторник (оранжевая лента) – масленичный заигрыш. Его посвящали молодежи. В этот день все потешались, играли, отгадывали загадки:

1. Без рук, без ног под окном стучит, в избу проситься (ветер). 2. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает (весной) 3. Белая морковка, зимой растёт ловко (сосулька) 4. Не барашек и не кот. носит шубку круглый год, шуба серая для лета, для зимы другого цвета (заяц). 5. Зимой спит,летом ульи ворошит. (медведь) 6. Кто зимой холодной, ходит злой,голодный (волк)

3. Как назывался третий день масляной недели?

Третий день – Среда (жёлтая) – масленичная лакомка. В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои. Поиграем в игру«Петухи».

4. Как назывался четвёртый день масляной недели?

Четвёртый день-Четверг (зелёная ленточка) в народе прозвали «Разгуляй». Говорили-Разгуляй. Хочешь пой, хочешь-играй! С этого дня начиналась ШирокаяМасленица, которая сопровождалась всевозможными играми (музыкальные инструменты)

5. Как назывался пятый день масляной недели?

Пятый день -Пятницу (голубая) – тёщины вечёрки, потому что в этот день папы приглашали мамину маму в свой дом и угощали вкусными блинами.

6. Как назывался шестой день масляной недели?

Шестой день Суббота –(синяя) –золовкины посиделки. В эти дни к тётям и дядям шли на блины. Звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки. (пословицы о масленице:

Блины- солнцу –родственники.

Где блины- тут и мы.

Как на масляной неделе в потолок блины летели.

Это масленица идёт, блины да мёд несёт.

7. Как назывался седьмой день масляной недели?

Седьмой день-Воскресенье (фиолетовая) –прощание с масленицей. Завершает череду праздничных дней прощенное воскресенье. В этот день ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.

На этом наше занятие заканчивается:

Рефлексия:

-Ребята, о каком празднике мы сегодня с вами говорили?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какой праздничный день недели вам больше понравился?

А теперь по старинному русскому обычаю первыми угостим блинами наших гостей.(дети раздают блины гостям)

Дома аромат блинов праздничный чудесный

На блины друзей зовём,будем есть их вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе «Наша Масленица».

Знакомство детей с историей и традициями русского народа....

Конспект открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе по теме "Широкая Масленица"

В данном материале   представлен алгоритм занятия по всем образовательным областям: "Познавательное", "Социально-коммуникативное", Художественно-эстетическое;, "Речевое", "Физическое". Форма заня...

Конспект открытого занятия в средней группе "Приди, Масленица!"

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района города Санкт-Петербурга.     Конспект   открытого  занятияв средней группе «Б...

Конспект открытого занятия «Весёлая масленица» в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия «Весёлая масленица» в подготовительной группе.Участники: дети подготовительной подгруппы.Количество детей: 6 человекДлительность: 30 минутПрограмное содержа...

Конспект открытого занятия "Масленица"

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками.Задачи:1. Организация спортивной досуговой деятельности дошкольников и родителей в весенний период.2.Воспитывать у детей чувство музыкального р...

Конспект открытого занятия "Широкая Масленица"

Цель: Повышение интереса детей к традициям русского народа....