Конспект открытого занятия в средней группе "Приди, Масленица!"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района города Санкт-Петербурга.
 
 
 
 
 
Конспект   открытого  занятия
в средней группе «Божьи коровки»
 
 
«Приди, Масленица!»
 
 
 
Подготовили:
Воспитатель: Власова
Ольга Игоревна
Воспитатель: Заурвейн
Анастасия Александровна
 
 
 
г. Санкт-Петербург
2016
 
Дата проведения:  09 марта  2016  г.  
Участники:   дети средней группы «Божьи коровки»
Проводит:  воспитатель Власова О.И., Заурвейн А.А.
 
Цель: развивать познавательную активность в процессе изучения нового материала.
Образовательные области: «познавательное развитие»,  «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»
Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о праздниках, их обычаях, обрядах.
Учить уважительному отношению к русской истории.
Продолжать совершенствовать навыки ориентации во времени
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к русским традициям. 
Воспитывать аккуратность при работе с художественными средствами.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о русской истории, русских традициях, о праздниках, проходящих в нашей стране, их обычаях, традициях;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе уже изученного материала;
- развивать у детей логику, мышление, способности додумывать, доделывать; 
- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
«Социально-коммуникативное развитие»
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
- развивать у детей навыки сотрудничества работы в команде через игры, викторины, эстафеты;
- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу;
- закрепление правил безопасности поведения во время проведения открытых мероприятий;
- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);
- воспитание уважительного отношения к труду людей науки.
 
«Физическое развитие»
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- формировать ценность здорового образа жизни
- выполнять основные движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
«Художественно-эстетическое развитие»
- развивать способность творчески мыслить;
- учить выполнять несложные задания при работе с готовым материалом;
- закреплять уже изученные навыки работы с художественным материалом;
- закреплять умение работы по образцу.
 
ХОД ЗАНЯТИЯ: 
Ход занятия:
 
Воспитатель1:
Ребята! Отгадайте загадку! 
Всю неделю отдыхают, 
Всех блинами угощают! 
Холод, зиму провожают, 
А весну с теплом встречают! 
Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
 
Дети: Масленица!!!
 
Воспитатель2: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник, попробуем сделать настоящую масленицу, поиграть в масленичные игры, поотгадывать загадки.
 
Воспитатель1: А для этого нам с вами надо сначала разделиться на 2 команды. Как мы это сделаем? На первый-второй рассчитайся!
Дети рассчитываются, а  затем занимают свои места уже за приготовленными для 2 команд столами. 
 
Воспитатель2: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла. 
 
Воспитатель1:Ребята, давайте поиграем в викторину. Мы будем задавать вам вопросы, загадывать загадки, а вы отгадывать. Чья команда окажется самой сообразительной, быстрой, та и победила!
 
Воспитатель2: Загадка первая: знаете ли вы, что же является символом весны, солнца в этом празднике? 
Желтый, круглый, ароматный 
И на вкус такой приятный 
И с вареньем, и с медком, 
Со сгущенным молочком! 
(Блин!)
 
Дети: Блин, блины!
 
Воспитатель1: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные! Вторая загадка:
Масленица — наслажденье!
Блинчики печем с утра.
К ним и масло и варенье
Ну и может быть …
(Икра)!
 
Воспитатель2: Вот какие молодцы! И начинки знаете! Отгадайте-ка третью загадку!
Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит.
(Масло)
 
Воспитатель1: Да уж, загадка потруднее оказалась! А вот еще одна непростая!
Что за место вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать.
(Ярмарка)
 
Воспитатель2: Ну раз вы такие молодцы, столько знаете, загадаем-ка мы вам еще по одной загадке! 
Что за праздник — объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем
До чего ж они вкусны!
(Масленица)
 
Воспитатель1:  И для вас загадка (обращаясь к другой команде)
Его празднуют весной,
Этот праздник заводной,
Ярмарку все посещают,
И блинами угощают
(Масленица)
 
Воспитатель2:Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем! 
 
Воспитатель1: Ну что-то мы с вами засиделись! Давайте, разомнемся, поиграем в масленичные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки!
 
Подвижная игра: «Весна, весна красная» 
 
Весна, весна красная(водят хоровод) 
Приди весна с радостью 
С радостью, с радостью, 
С великой милостью! 
Со льном высоким(останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)
С корнем глубоким(приседают, руки опускают вниз) 
С хлебами обильными!(бегут по кругу, взявшись за руки) 
 
Подвижная игра «Снежки»
 
Раз, два, три, четыре,(загибают пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили(лепят снежок) 
Круглый, крепкий, очень гладкий(показывают руками круг, сжимают руки, гладят)  
И совсем, совсем не сладкий!(грозят указательным пальцем) 
Раз – подбросим,(подбрасываем воображаемый снежок)
Два – поймаем,(«ловят» снежок) 
Три – уроним(«роняют» снежок) 
И сломаем!(топчут снежок ногами). 
 
Затем дети встают в уже образовавшиеся команды, напротив друг друга и начинают забрасывать друг друга снежками, кто больше за отведенное время.
 
Игра с мячом: «Назови ласково» 
 
Воспитатель2: Я произношу разные слова и бросаю вам мячик, а вы должны назвать это слово ласково и вернуть мне мячик, бросить его обратно. Вот например: (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д) Мяч проходит по кругу и игра останавливается. Если детей немного можно сделать несколько кругов.
 
Воспитатель1: Вот мы с вами и наигрались. Теперь пришло время настоящую масленицу сделать, чтоб скорее весна пришла, чтоб зима от нас ушла, чтоб тепло настало, чтоб вся неделя нас блинами угощала! Садитесь скорее на свои места.
 
Воспитатель2: Посмотрите, что у вас за столами. Видите, лежат заготовки для изготовления бумажных кукол-маслениц. Давайте посмотрим, разберем, что это, какая часть, куда ее крепить. 
Воспитатели вместе с детьми рассматривают заранее приготовленный материал для творчества. Разбирают детали лица:(платок на голову, волосы, глаза, улыбка). Затем педагоги объясняют детям, как правильно смастерить такую куклу. Дети, под руководством воспитателей, делают куклу-масленицу сами.
 
Воспитатель1: Вот такая кукла у нас с вами получилась!
 
Воспитатель2: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?
 
Дети вспоминают, о чем они сегодня говорили с воспитателями, в какие игры играли, подводят итоги занятия.
Занятие заканчивается поедание традиционных блинов, которые с удовольствие приготовили родители для своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Приди, Масленица!»28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района города Санкт-Петербурга.

Конспект   открытого  занятия

в средней группе «Божьи коровки»

«Приди, Масленица!»

Подготовили:

Воспитатель: Власова

Ольга Игоревна

Воспитатель: Заурвейн

Анастасия Александровна

г. Санкт-Петербург

2016

Дата проведения:  09 марта  2016  г.  

Участники:   дети средней группы «Божьи коровки»

Проводит:  воспитатель Власова О.И., Заурвейн А.А.

Цель: развивать познавательную активность в процессе изучения нового материала.

Образовательные области: «познавательное развитие»,  «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»

Обучающие задачи:

  • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
  • Закрепить представления детей о праздниках, их обычаях, обрядах.
  • Учить уважительному отношению к русской истории.
  • Продолжать совершенствовать навыки ориентации во времени

Развивающие задачи:

  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  • Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к русским традициям.
  • Воспитывать аккуратность при работе с художественными средствами.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о русской истории, русских традициях, о праздниках, проходящих в нашей стране, их обычаях, традициях;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе уже изученного материала;

- развивать у детей логику, мышление, способности додумывать, доделывать;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

«Социально-коммуникативное развитие»

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

- развивать у детей навыки сотрудничества работы в команде через игры, викторины, эстафеты;

- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу;

- закрепление правил безопасности поведения во время проведения открытых мероприятий;

- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);

- воспитание уважительного отношения к труду людей науки.

«Физическое развитие»

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- формировать ценность здорового образа жизни

- выполнять основные движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

«Художественно-эстетическое развитие»

- развивать способность творчески мыслить;

- учить выполнять несложные задания при работе с готовым материалом;

- закреплять уже изученные навыки работы с художественным материалом;

- закреплять умение работы по образцу.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 

Ход занятия:

Воспитатель1:

Ребята! Отгадайте загадку! 
Всю неделю отдыхают, 
Всех блинами угощают! 
Холод, зиму провожают, 
А весну с теплом встречают! 
Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Дети: Масленица!!!

Воспитатель2: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник, попробуем сделать настоящую масленицу, поиграть в масленичные игры, поотгадывать загадки.

Воспитатель1: А для этого нам с вами надо сначала разделиться на 2 команды. Как мы это сделаем? На первый-второй рассчитайся!

Дети рассчитываются, а  затем занимают свои места уже за приготовленными для 2 команд столами.

Воспитатель2: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла. 

Воспитатель1:Ребята, давайте поиграем в викторину. Мы будем задавать вам вопросы, загадывать загадки, а вы отгадывать. Чья команда окажется самой сообразительной, быстрой, та и победила!

Воспитатель2: Загадка первая: знаете ли вы, что же является символом весны, солнца в этом празднике?
Желтый, круглый, ароматный 
И на вкус такой приятный 
И с вареньем, и с медком, 
Со сгущенным молочком! 

(Блин!)

Дети: Блин, блины!

Воспитатель1: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные! Вторая загадка:

Масленица — наслажденье!
Блинчики печем с утра.
К ним и масло и варенье
Ну и может быть …
(Икра)!

Воспитатель2: Вот какие молодцы! И начинки знаете! Отгадайте-ка третью загадку!

Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит.
(Масло)

Воспитатель1: Да уж, загадка потруднее оказалась! А вот еще одна непростая!

Что за место вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать.
(Ярмарка)

Воспитатель2: Ну раз вы такие молодцы, столько знаете, загадаем-ка мы вам еще по одной загадке! 

Что за праздник — объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем
До чего ж они вкусны!
(Масленица)

Воспитатель1:  И для вас загадка (обращаясь к другой команде)

Его празднуют весной,
Этот праздник заводной,
Ярмарку все посещают,
И блинами угощают
(Масленица)

Воспитатель2:Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем! 

Воспитатель1: Ну что-то мы с вами засиделись! Давайте, разомнемся, поиграем в масленичные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки!

Подвижная игра: «Весна, весна красная» 

Весна, весна красная(водят хоровод) 
Приди весна с радостью 
С радостью, с радостью, 
С великой милостью! 
Со льном высоким(останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)
С корнем глубоким(приседают, руки опускают вниз) 
С хлебами обильными!(бегут по кругу, взявшись за руки) 

Подвижная игра «Снежки»

Раз, два, три, четыре,(загибают пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили(лепят снежок) 
Круглый, крепкий, очень гладкий(показывают руками круг, сжимают руки, гладят)  

И совсем, совсем не сладкий!(грозят указательным пальцем) 
Раз – подбросим,(подбрасываем воображаемый снежок)
Два – поймаем,(«ловят» снежок) 
Три – уроним(«роняют» снежок) 
И сломаем!(топчут снежок ногами). 

Затем дети встают в уже образовавшиеся команды, напротив друг друга и начинают забрасывать друг друга снежками, кто больше за отведенное время.


Игра с мячом: «Назови ласково» 

Воспитатель2: Я произношу разные слова и бросаю вам мячик, а вы должны назвать это слово ласково и вернуть мне мячик, бросить его обратно. Вот например: (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д) Мяч проходит по кругу и игра останавливается. Если детей немного можно сделать несколько кругов.


Воспитатель1: Вот мы с вами и наигрались. Теперь пришло время настоящую масленицу сделать, чтоб скорее весна пришла, чтоб зима от нас ушла, чтоб тепло настало, чтоб вся неделя нас блинами угощала! Садитесь скорее на свои места.

Воспитатель2: Посмотрите, что у вас за столами. Видите, лежат заготовки для изготовления бумажных кукол-маслениц. Давайте посмотрим, разберем, что это, какая часть, куда ее крепить.

Воспитатели вместе с детьми рассматривают заранее приготовленный материал для творчества. Разбирают детали лица:(платок на голову, волосы, глаза, улыбка). Затем педагоги объясняют детям, как правильно смастерить такую куклу. Дети, под руководством воспитателей, делают куклу-масленицу сами.

Воспитатель1: Вот такая кукла у нас с вами получилась!

Воспитатель2: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Дети вспоминают, о чем они сегодня говорили с воспитателями, в какие игры играли, подводят итоги занятия.

Занятие заканчивается поедание традиционных блинов, которые с удовольствие приготовили родители для своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе «Наша Масленица».

Знакомство детей с историей и традициями русского народа....

Конспект подгруппового занятия в средней группе "Масленица за окном"

Конспект подгруппового занятия в средней группе "Масленица за окном"...

«Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86

Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы  и музыки. Цель: Развивать активность и люб...

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Масленица"

Цель: Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, прививать интерес народным традициям. Доставить радость.Задачи:-Познакомиться с традициями праздника   широкой Масленицы, дать предста...

Конспект открытого развлечения в средней группе "Масленица"

Развлечение для детей средней группы «Масленица»Цель:Приобщение детей к русским традициям, к родной культуре.Задачи:Знакомство с русским народным праздником – Масленица;Знакомство с ...