«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
материал
Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как они способствуют подготовке ребят к обучению в школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Подготовила
воспитатель
Захарова О.В,
г. Зеленогорск
ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».
Вопросу развития словесно-логическому мышлению в дошкольном детстве посвящено большое количество исследований.
Объяснить процесс логического мышления пытались Г.Эббингауз, немецкий психолог Н.Ах, О.Зельц и К.Бюлер (вюрцбургская школа). Большой вклад в изучение словесно – логического мышления внес Ж.Пиаже. он доказал, что уже и в среднем возрасте ребенок может использовать словесные рассуждения при решении задач, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи. Другое явление, открытое им же относящееся к детям данного возраста, - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой [1].
В старшем дошкольном возрасте ребенку приходится разрешать все более сложные задачи, требующие выделения и использование связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Во всех видах деятельности он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающее мышление дает возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их. При этом используются слова как заместители предметов. Такое мышление называется словесно – логическим мышлением.
Словесно – логическое, или абстрактное мышление, выраженное во внешней или внутренней речи и оперирующее логическими формами мышления, понятиями, суждениями, умозаключениями. Мыслительная деятельность совершается человеком при помощи следующих операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации и классификации [6].
Развитие словесно – логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждений [3].
Таким образом, мышление в старшем дошкольном возрасте переходит то наглядно – образного к словесно – логическому. Это не значит, что ребенок теряет предыдущие формы мышления: наглядно – действенное и наглядно – образное. Новая форма мышления не вытесняет предыдущие, уже освоенные ребенком, происходит расширение диапазона мышления: ребенок начинает рассуждать, делать простейшие умозаключения [6].
В своей практике, для развития словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста я использую дидактические игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она остается игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры проводятся под руководством воспитателя, учитывается степень трудности, расширение объема знаний, уровень развития мышления ребенка [4].
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально мыслить, использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний [2].
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами, которые учат сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов; знакомить со свойствами предмета и их признаками; учат классифицировать, устанавливать последовательность в решении задач. Например: «Не ошибись», «Похож - не похож».
- настольно – печатные игры учат обобщать, устанавливать связи между предметами; учат детей логическому мышлению. Например: «Собери картинку», «Умные машины».
- словесные игры учат описывать предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Формируют логическое мышление, мыслительную деятельность, самостоятельность в решении задач. Например: «да – нет», «Кузовок» [5].
Во время подготовки к дидактической игре я старалась особенно внимательно продумывать все тонкости ведения игры, учитывать реакцию детей, эффективность созданных условий, а также рассчитывать продолжительность игры. Если дети не уяснили правила игры, то нарушение порядка действия приводит к хаотичности, снижению результативности в выполнении учебной задачи, к потере общего эмоционально –положительного фона игры.
В своей работе я использую дидактические игры не только основных видов, но и игры серьезного познавательного содержания, а решение игровой задачи, игровые действия и правила приводят детей к интересным «открытиям». Например: в изучении величин использую дидактические игры с меркой. Детям поручаю организовать ателье для кукол или сделать постройку новой школы, в которой нужно распланировать разные по форме классы. Измерение материалов (фанера, бумага, ткань, картон, пластилин, вода, песок и др.) разными мерками дает возможность установить зависимость между математическими категориями: мерой, величиной и количеством. Практические действия измерения, вводимые в содержание игры, поддерживают интерес к ней, так как носят характер опытнической работы, экспериментирования и делают игру творческой, развивающей. Дети у которых еще не достаточно развит глазомер, не сразу могут определить без специального измерения соответствие предметов по величине, поэтому в дидактической игре с замерами их обычно удивляет и радует результат. Очень важно добиваться в таких играх точных практических результатов (решить задачу, измерить правильно).
В играх детей подготовительной группы нередко предлагаю игры в виде наглядных пространственных моделей – карт, чертежей, схем. В процессе работы с моделями дети усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых явлений. Дети строят с помощью чертежа необходимую конструкцию, определяют местонахождение какого – либо предмета по плану. Им интересна как индивидуальная, так и коллективная форма обучения. Во время игры варьирую задания, а дети проявляют все большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые роли (ведущего, организатора, советчика).
Особенно детям очень полюбились дидактические игры такие как: игры – путешествия, игры – предположения, игры – загадки, игры – небылицы.
Игры – путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра – путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры – путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть – чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Например, такие игры как: Игра «Путешествие в «страну вещей», игра «Путешествие за ценными находками», «Путешествие в страну часов».
Игры – предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др.
Дидактическое содержание игры - предположения заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?». Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».
В дидактической игре – загадке основным признаком является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание -это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражается достижения науки, техники, культуры.
Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственное деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры – загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Детям старшего дошкольного возраста очень нравятся игры – небылицы. В процессе этих игр у них развивается логическое мышление, связная, образная речь, воспитывается понимание юмора, умение самому пошутить. Эти игры повышают интерес к приобретению новых знаний. Например, несколько названных детьми небылиц из знакомых сказок: «Красная Шапочка не могла выйти живой из брюха волка», «Гуси не могут унести на крыльях Иванушку», «Рыбка не может делать чудеса», «Звери не умеют разговаривать» и т.д.
Особое внимание я хотела бы уделить словесным дидактическим играм.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как они способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат [5].
В своем докладе я перечислила только малую часть дидактических игр, используемых в старшем дошкольном возрасте для развития словесно – логического мышления. Благодаря дидактическим играм к концу дошкольного возраста заметно улучшались показатели уровня развития схематического и словесно – логического мышления. Повышался уровень умения решать задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Количественно увеличивался словарь – освоили значение слов и их уместное употребление в соответствии с ситуацией. Средства дидактической игры положительно влияют на развитие словесно – логического мышления, что способствует успешному обучению в школе.
В подготовительной к школе группе мы вместе с детьми некоторые игры изготавливаем сами. Сначала подбираем необходимый материал, иллюстрации; коробки, карточки, фишки делаем сами. Например: «Лото», «От зернышка до булочки», «На земле, в небесах, на море», Собери картинку». Эта работа важна сама по себе, так как, с ее помощью воспитывают у детей трудолюбие, развивает навыки ручного труда, а главное, формируют чувство ответственности за порученное дело. К таким играм дети относятся очень бережно, ведь эти игры сделаны их руками.
Детям, играющих в дидактические игры, важен результат познавательного характера, но не менее важен для детей и другой результат игры – победа, выигрыш.
В играх дети данного возраста стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. В играх проявляются коллективистические качества, играющие важную роль в жизни ребят. Чувство локтя, гордость за товарищей, удовлетворение от победы и понимание того, что трудный путь к выигрышу не напрасен, - вот моральные итоги коллективных дидактических игр, придающие им воспитывающий характер. Не менее важен заключительный этап игры, когда подводятся итоги, дается оценка работы команд. Воспитатель должен выслушать мнение всех желающих и, подводя итоги, подчеркнуть преимущества совместной игры.
К концу дошкольного детства у детей накапливается достаточно большой опыт дидактической игры. Играя самостоятельно, они могут обучать друг друга новым играм; вводить новые правила, условия в известную игру. Для обучения новой игре воспитатель не всегда должен привлекать всю группу детей. Он может дать объяснение нескольким ребятам, а остальные будут обучаться с их помощью. При этом педагог следит, чтобы владеющие игрой дети смогли доходчиво объяснить игру остальным ребятам. Взаимообучение имеет важную роль в формировании активности детей, развития их интеллектуальной сферы.
Библиографический список
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.-М.,1956
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка \\ вопр. психологии. - 1966.-№6.
Лекции по психологии. - СПб., 1999.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.,2000.
Детская психология. - М., 1985.
Психология дошкольника. - М., 1975.
- Немов Р.С. Психология. Т.2. – М., 1997.
- Савенков А.П. Дошкольное воспитание. - №10. – 1998.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.,1982.
Умственное воспитание в детском саду. – М., 1975.
6. Фридман Л.М. Психология воспитания. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...
"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир....
"Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует ...
Дидактическая игра как средство развития наглядно – образного мышления в старшем дошкольном возрасте
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. В этот пе...
Методическая разработка. Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовате...
Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста Проблема развития ...
Презентация "Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
В презентации представлены речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...