"Танец как одно из средств эстетического воспитания обучающихся"
занимательные факты
Музыка я вляется ритмической основой любого танца....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Танец играет немаловажную роль в воспитании детей и молодежи. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Остановимся на краткой характеристике каждого из них.
Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве.
В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания - одной из задач обучения хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты - всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют первостепенное значение. Потому так важен отбор музыкального сопровождения и в период обучения, и для вечеров танца. Общая черта танцевальной музыки - определенность и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчетливость их выражения. Отступления от этого правила редки.
В написании танцевальной музыки имеются богатые традиции. Многие народные и бальные танцы получили отражение в творчестве ведущих композиторов и даже композиторов-классиков. Это придало танцевальной музыке художественную ценность. На протяжении веков танцевальные мелодии культивировались целым рядом поколений музыкантов. Так накопились определенные традиции в создании музыки для хореографии.
Освоение любых видов танцев связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных хореографических положениях, позициях и элементах. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку.
Не случайно еще в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела, без гипертрофии тех или иных мышц. Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека, собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания хореографии в системе воспитания.
Хореография оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия хореографией органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.
Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
Хореография - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, хореография способна приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па и т.д. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение любого танца несет в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.
Из этого можно сделать вывод, что танец выступает также как средство массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей»
Из опыта работы музыкального руководителя. Статья о слушании музыки, о воздействии звука на психоэмоциональное состояние....
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ТРИЗ - технологии.
«Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и...
«Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников «Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания детей
Консультация для родителей "Сказки – как средство эстетического воспитания детей"...
«Приобщение детей к театрально-игровой деятельности, как одного из средств эстетического воспитания ребенка»
Рабочую программу рекомендовано использовать педагогам дошкольных образовательных учреждений....
"Одним из важнейших средств эстетического воспитания является искусство"
Методические разработки....
для педагогов - консультация: "Русский народный танец, как средство эстетического воспитания детей"
Повышать компетентность педагогов в вопросе эстетического воспитания дошкольников. Формировать представление о русском народном танце, как средстве эстетического развития детей....
Художественно-эстетическое развитие дошкольников как одно из направлений эстетического воспитания
Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному тво...