"Одним из важнейших средств эстетического воспитания является искусство"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Федорова Ольга Александровна

Методические разработки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из важнейших средств эстетического воспитания ребенка является искусство. Оно окружает ребенка с момента рождения и вводит его в мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты.

Подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы, объяснить детям, что художник «глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, об этом и надо заботиться ежедневно. Пусть не каждый из них станет художником, но все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. А помочь в этом детям - наша серьезная задача.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Ценность любого произведения искусства заключается в передаче художником своего внутреннего мира, в его эмоциональности.

Поэтому чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче он будет сам и продукт его творчества. Чем богаче, разнообразнее впечатления ребенка, тем ярче будет работать его воображение. Восприятие искусства - это направленная работа чувства и мысли. И такую подготовку,  возможно начинать с детства. Как отмечают многие ученые, чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.

Цель: формирование основ художественной культуры ребенка.

            Задачи:

  • развивать интерес к искусству, как к виду творческой деятельности человека;
  • познакомить воспитанников с видами и жанрами искусства, историей его возникновения, средствами выразительности разных видов искусства;
  • расширить представления детей  о творческой деятельности человека в различных видах искусства, раскрыть ее значения в жизни людей;
  • формировать  понимание красоты произведения искусства, потребность общения с искусством;
  • способствовать  сенсорному развитию ребенка, развитию его художественного восприятия, мышления, памяти, обогащения словаря детей;
  • развивать творческие способности и способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

Важнейшим принципом построения данных занятий является принцип интеграции, определенной глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественной творческой деятельности. Соединение на занятиях нескольких видов искусств, использование музыкальных и поэтических образов, обогащает духовный мир ребенка, помогает ему, болеет просто воспринимать и понимать окружающий мир. Формировать его чувственно-эмоциональную сферу.

Содержание занятий отражено в тематическом плане.

Ознакомление детей с живописью строится в строго определенной последовательности и включает III этапа, на каждом из которых используются свои методы и приемы.

I этап - эмоционально-целостное восприятие.

Задачами на этом этапе являются:

  • создание интереса к живописи, к  картине художника;
  • формирование умения внимательно ее рассматривать;
  • эмоционально откликаться на ее содержание.

Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приемов: искусствоведческий рассказ педагога, постановка конкретных и подробных вопросов, приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению, а также разнообразных форм подведения итогов занятий по ознакомлению с живописью.

II этап - осмысление.

Задачами на этом этапе являются:

  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картин;
  • формировать умение «читать» картины;
  • мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.

Научить дошкольников целостно воспринимать картину - процесс более сложный, поэтому требуются новые методы и приемы ознакомления с живописью. Это прием постановки вопросов более обобщенного характера, использование приемов композиционных и колористических вариантов.

III этап-  творческое  мышление.

Задачи этого этапа:

  • развитие самостоятельного творческого мнения;
  • развитие воображения;
  • формирование личностного, эмоционального отношения к содержанию произведения.

По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин вводятся и новые приемы:

  • сравнение,
  • классификация картин,
  • мысленное создание собственной картины по названию картин художника,
  • различные дидактические игры.

На занятиях ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом.

Структура занятия следующая:

I часть- психологическое вхождение: беседа, использование специально подобранной музыки, звуков природы, стихов и рассказов.

II часть- познавательная: искусствоведческий рассказ, просмотр репродукций картин, открыток, слайдов, дидактические игры, творческие задания.

III часть- завершающая: расскажем о своих чувствах, анализируем свое настроение, делимся впечатлениями, домашнее задание.

Благодаря таким занятиям у детей развивается устойчивый интерес, эмоционально- эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие эмоционально- нравственные ориентации на проявления эстетического умения любоваться произведениями искусства и понимать их.

Важное место в работе по ознакомлению  с изобразительным искусством имеет взаимодействие педагога с родителями. Родители должны знать, что восприятие ребенком искусства оказывать сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение,  формирование эстетического видения действительности. Поэтому необходима просветительная работа с родителями.

Для них организуются встречи в художественной гостиной, собрания, оформляются папки передвижки, ширмы, планшеты,  стенды о русских художниках и их произведениях, о жанрах и видах изобразительного искусства и т.д. Организуемые совместные выставки рисунков и поделок в детском саду - это всегда праздник, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети.

Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в душе каждого человека в его сердце. Пусть же каждый раскроет свою душу для красоты, посмотрит на мир и увидит в нем  удивительное  и неповторимое. Эти прекрасные качества души человека так будут необходимы детям в их дальнейшей жизни.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей»

Из опыта работы музыкального руководителя. Статья о слушании музыки, о воздействии звука на психоэмоциональное состояние....

Сообщение."Природа как одно из важных средств воспитания".

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

подвижная игра как одно из важных средств физического воспитания

консультация для родителей "подвижная игра как одно из важных средств физического воспитания...

ИГРУШКА- одна из важнейших средств воспитания

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая ...

Консультация для родителей "Игрушка- одно из важнейших средств воспитания".

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет....

Консультация для родителей «Игрушка – одно из важнейших средств воспитания ребенка»

Консультация для родителей«Игрушка – одно из важнейших средств воспитания ребенка»...

Рисование важнейшее средство эстетического воспитания.

Нетрадиционные техники рисования  - это важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и с...