для педагогов - консультация: "Русский народный танец, как средство эстетического воспитания детей"
консультация
Повышать компетентность педагогов в вопросе эстетического воспитания дошкольников. Формировать представление о русском народном танце, как средстве эстетического развития детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 65»
Консультация:
«Русский народный танец, как средство
эстетического воспитания детей».
город Оренбург
2021 учебный год
Консультация для воспитателей.
Тема: «Русский народный танец, как средство эстетического воспитания детей».
Цель:
Повышать компетентность педагогов в вопросе эстетического воспитания дошкольников. Формировать представление о русском народном танце, как средстве эстетического развития детей.
Задачи:
- Приобщать к истокам русской народной культуры через музыкальную деятельность.
-Средствами русского народного танца способствовать обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влиять на познание социальной действительности повышать познавательную активность дошкольников.
- На основе социокультурных традиций народного танца формировать базовые социокультурные ценности.
-Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей.
-Развивать интерес и истории и культуре русского народа посредством знакомства с русским народным танцем.
Содержание.
«Трудно представить себе лучший метод воспитания,
чем тот, который открыт и проверен опытом веков
он может быть выражен в двух положениях:
это гимнастика для тела и музыка для души…»
Платон
Народный танец – незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на проявление красоты в жизни. Народный танец – это прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох.
При этом отметим, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.
Танец имеет огромное значение, в том числе, и как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
В. Шефнер
Русский народный танец получил наибольшее распространение и развитие. Он разнообразен. Его название может складываться по одноименной народной песне ("Камаринская", "Сени"), по количеству танцоров ("Парная", "Четверка"), название может определять рисунок танца ("Плетень", "Воротца"). Однако всем русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце.
Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся посвящены работы В.Г. Асеевой, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. Изучением роли танца в развитии и воспитании ребенка занимались А.А. Алферов, А.И. Борисов, Г.В. Бурцева, Ю.А. Герасимова, И.Е. Ересько. В настоящее время проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б. Буксикова, А.Г. Бурнаев, Е.И. Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах.
Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, повседневные бытовые заботы человека - все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является очень разнообразным.
Хороводы, кадрили, пляски и переплясы – все это огромное разнообразие русского народного танца говорит о богатстве и большом многообразии русского национального характера. Русский танец имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.
Формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России складывается у человека постепенно, начиная с детского возраста. Понимание культуры и искусства своего народа и мировой художественной культуры начинается у ребенка со знакомства с родной песней и народным танцем, с бережного отношения к родной природе, с внимательного проникновения в смысл родной речи.
«Движение – это тоже речь,
выражающая сущность ребёнка»
Л. Генералова.
Содержание русского народного танца – особое. Танцевальная культура возникает на основе трудовой деятельности русского человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща как песенному, так и танцевальному творчеству. Но также русский танец всегда предполагал и виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Существуют как медленные, отражающие грусть и раздумья человека, так и быстрые танцы: кадрили, ручейки, игровые танцы, брызжущие весельем и озорством.
Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью способствует развитию у детей тонкого музыкального вкуса, учит умению красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, помогает формировать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические ценности и воспитывать чувство патриотического отношения к своей Родине.
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно поэтому для эстетического, патриотического воспитания необходимо ставить и решать следующие задачи:
- расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа в системе образовательного процесса;
- формировать творческие проявления и танцевальные навыки в исполнении русского народного танца разнообразного по жанру и содержанию;
- развивать танцевально-игровое творчество: формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок;
- поддерживать интерес к культуре России, используя фольклорные жанры: заклички, игровые и хороводные танцы, народные игры.
Таким образом, именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Занятия с дошкольниками освоением русского народного танца, приобщают детей к художественно-творческой деятельности, формируют самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе освоения русского народного танца «должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников.
Русский народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления.
Используемая литература.
1. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни:Уч. пособие. -М.: Музгиз,1998.-100с.
Бочаров А.И., Лопунов А.В., Ширяев А.В. Основы характерного танца. - М.: Искусство, 2010.
2. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.
3. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей - в книге.Художественное творчество и ребенок: Уч. пособие. - М.:Знание, 200.-568с.
4. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии: Уч. пособие. - М.: Искусство, 1964.-224с.
5.Зайфферт Д. Педагогика и психология танца.Заметки хореографа:Уч. пособие. - СПб.: Планета музыки, 2012.- 125с.
6. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981.
Устинова Т.А. Русский народный танец. - М.: Искусство, 1996.
7. Терещенко А. И. Быт русского народа: Уч. пособие. - СПб.: Дрофа 1998.-300с.
8. Устинова Т. А. Русский народный танец: Уч. пособие. - М.: Искусство, 1996.-593с.
9. Уральская В. И.Рождение танца:Уч. пособие. - М.:Просвешение, Советская Россия, 2001.-242с.
10. Сухомлинский В. А.Сердце отдаю детям:Уч. пособие. - Киев, Радянська школа, 2006.-321с.
Ссылки на источники интернета.
-https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a2bc69a5c53a88521216d27_
0.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников «Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания детей
Консультация для родителей "Сказки – как средство эстетического воспитания детей"...
Консультация для педагогов "Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей"
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования....
Творческий проект "Осенняя ярмарка" по народному искусству как средство эстетического воспитания и развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Приобщать детей к русским корням, истокам и культуре своего народа....
Консультация для педагогов «Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании детей»
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. В консультации представлены потешки, которые дети с удовольств...
Долгосрочный проект "Народно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Возраст 3-4 года....
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку,...
Консультация для педагогов "Красота речи, как средство эстетического воспитания детей"
В статье говорится о значении речи для эстетического воспитания дошкольников...