мастер-класс «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Гудзик Татьяна Владимировна

мастер-класс педагога-психолога на тему: «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»».

Скачать:


Предварительный просмотр:

педагог-психолог ГБДОУ д/с № 14

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Гудзик Татьяна Владимировна

Добрый день, уважаемые коллеги. Свой мастер класс, я хочу начать со следующего упражнения.

Упражнение « Что это?».

Одному из участников стола я  покажу, что лежит в этом шкафу. Можно не только посмотреть, но и потрогать. Затем водящему не называя того что увидел, необходимо охарактеризовать одним словом (прилагательным или существительным).  

Слайд 1

 Итак, все эти слова (ассоциации) характеризуют игровой комплект «Пертра», о котором я сегодня хочу вам рассказать и показать.

Теоритическая часть.

 Слайд 2

И начну свое выступление со слов Конфуция:

«Скажи мне и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню, позволь мне сделать самому – и тогда я постигну».

Все мы хорошо знаем, что Ребенок – активный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний.

Слайд 3

Классик отечественной психологии Л.С. Выготский писал:

    «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Слайд 4

   Игровой комплект  «ПЕРТРА», как нельзя более способствует сенсорному развитию ребенка, развитию таких видов детской деятельности, как игровая, познавательная, исследовательская, конструктивная и продуктивная.

Слайд  5

ЧТО ТАКОЕ КОМПЛЕКТ «ПЕРТРА»?

Название комплекта происходит от совмещения начальных букв слов – perception (восприятие) – PER и – training (упражнение) – TRA.

Дословно означает – тренировка восприятия.

   Разработан  он известным педагогом и психологом Марианной Фростинг,  Идея ее концепции  – движение и восприятие являются основными механизмами в развитии ребенка.

Общеизвестно, что игра – ведущий вид деятельности у детей дошкольников. Данное пособие позволяет именно в игровой форме решать разнообразные развивающие и коррекционные задачи.

  Достоинствами «Пертры» является то, что он помогает педагогу в решении множества задач:

  • по развитию  познавательной сферы,
  • формированию таких волевых качеств как самостоятельность, целеустремленность, инициативность, дисциплинированность.  
  • в процессе выполнения различных заданий и игр развивается мелкая моторика рук, развивается логическое мышление и речь, внимание, память, воображение, целенаправленность деятельности,
  • в подгрупповой работе формируется коммуникативные навыки.
  • А также помогает формировать универсальные предпосылки учебной деятельности такие как - умение работать по правилу и по образцу, слушать и выполнять   инструкции взрослого.

   Действия с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов вызывают у детей интерес и повышают их познавательную активность. Поэтому можно сказать, что комплект «Pertra» отвечает потребностям, интересам ребёнка.

Его можно использовать в работе с детьми с разными возрастными категориями начиная с раннего возраста, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.  

Итак, какие игровые комплекты включены в набор?

Состоит из комода с 7 ящиками, в которых есть множество разного материала: бусины, пластины; фигуры, машинки, магнитные шарики и т.д. Также в комплект входят 2 доски-основы с отверстиями, на которых могут располагаться любые детали из наборов. Все они  выполнены из экологически чистых материалов и окрашены гипоаллергенными красителями.

Слайд 6

ИГРОВОЙ НАБОР № 1 называется «ПРОСТРАНСТВО НА ПЛОСКОСТИ»

При помощи деталей ребёнок может сконструировать дороги, чтобы в дальнейшем передвигать по ним фигурки людей, машинки, шарики. При этом развивается ориентировка в пространстве и зрительно-моторная координация, мелкая моторика, логическое мышление.

Слайд 7

2- ой  ИГРОВОЙ НАБОР «УПОРЯДОЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ» наполнен  фигурами разных цветов и разных размеров. Благодаря разнообразию деталей  у детей развиваются сенсорные способности, умение классифицировать по различным признакам, логическое мышление, творческие способности.

 Слайд 8

Работая с элементами набора «ОДИНАКОВОЕ И РАЗНОЕ», дети развивают сенсорные способности, умение классифицировать по различным признакам, конструктивные навыки, мелкую моторику, творческие способности.

Слайд 9

С помощью разнообразных элементов набора «ПРОСТРАНСТВО И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ», у детей развиваются логическое, конструктивное и творческое мышление, формируются элементарные представления о пространстве.

Слайд 10

ИГРОВОЙ НАБОР № 5 называется «ОТ КАРАКУЛЬ К КАЛЛИГРАФИИ»

Из элементов набора на доске-основе можно построить дороги и организовать по ним движение «транспорта». При этом развивается ориентировка в пространстве и зрительно-моторная координация, вырабатываются  навыки письма.

Слайд 11

При помощи набора «ОТ ХВАТАНИЯ К СХВАТЫВАНИЮ»  можно развивать мелкую моторику, навыки счета, сенсорные способности, умение классифицировать по различным признакам и творческие способности.

Слайд 12

ИГРОВОЙ НАБОР № 7 «НАЧАЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ» направлен на формирование математических представлений, состава числа.

    Преимущество «Пертры» еще и в том, что можно использовать одновременно детали из нескольких наборов, что, безусловно, приводит к  разнообразию и усложнению решаемых задач, а также способствует развитию креативности. (ну например: собачка)

При множестве достоинств: (многофункциональность, вариативность, эффективность использования, компактность и удобство в хранении) есть и недостаток. Он заключается в том, в наборе имеются только 2 доски основы, на которых крепятся детали. Поэтому предназначен в большой степени для индивидуальной работы или работе в паре. В каталоге это фирмы имеются индивидуальные мини наборы «HOME», которые предназначены групповой работы.  Но творчество и практический опыт педагогов расширил возможности.

Упражнение «Придумать игры и задания».  

Сейчас предлагаю, используя фантазию, все свои знания, практический опыт, каждому столу придумать, а затем представить по 1 (можно 2) игры, упражнения с использованием содержимого одного из наборов «Пертры».  Чтобы определить какой стол, с каким набором будет работать, проведем жеребьевку (игра «волшебный мешочек»). Нужно угадать, что лежит в волшебном мешочке. слайд 13.

Если вдруг возникнут затруднения, в некоторых наборах лежат подсказочки.

Обобщение после практической части педагогов:

 Вариантов игр с использованием «Пертры» очень много, все зависит от творческого подхода педагога и уровня развития детей.

Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора вызывает у детей интерес и оказывает положительное влияние на развитие познавательной сферы.

Упражнение «Подбери слово».

Ну и в заключении, предлагаю выполнить следующее упражнение. Придумать слово, начинающее с букв названия игрового набора, которое бы характеризовало данный игровой комплект.

Слайд 14

В своем мастер-классе я использовала следующие активные методы обучения:

  • Метод начала мероприятия (упражнение « Что это?»,  которое было направлено на   создание творческой, игровой атмосферы в группе)
  • Метод «Мозговой штурм» (разработка игр)
  • Методы подведения итогов мероприятия (упражнение «Подбери слово»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА» педагог-психолог ГБДОУ № 14 Петродворцового района Гудзик Татьяна Владимировна

Слайд 2

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню, позволь мне сделать самому – и тогда я постигну» Конфуций .

Слайд 3

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Л.С. Выготский

Слайд 4

PERTRA игровая познавательная исследовательская конструктивная продуктивная

Слайд 5

ИГРОВОЙ КОМПЛЕКТ « PERTRA » педагог-практик Марианна Фростинг perception (восприятие) – PER training (упражнение) – TRA

Слайд 6

ИГРОВОЙ НАБОР № 1 «ПРОСТРАНСТВО НА ПЛОСКОСТИ» развитие восприятие фигур и форм формирование представления о пространственных отношениях («лево и право», «верх и низ») развитие содружественных движений глаз и рук, содружественных движений правой и левой руки формирование способности к классификации развитие внимания, памяти развитие математических навыков (усвоение понятий «больше и меньше», «столько же», представления о количестве)

Слайд 7

ИГРОВОЙ НАБОР № 2 «УПОРЯДОЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ» формирование представлений о геометрических формах, цвете и размере формирование пространственных ориентаций («лево - право», «вверх - вниз») формирование способности к классификации формирование математических представлений (больше - меньше; равенство; состав числа) и т.д. развитие произвольного внимания

Слайд 8

ИГРОВОЙ НАБОР № 3 «ОДИНАКОВОЕ И РАЗНОЕ» формирование представлений о форме, размере, цвете развитие умения классифицировать формирование пространственной ориентации, пространственных отношений формирование представления о симметрии, навыка создания симметричных узоров развитие способности копировать и воспроизводить

Слайд 9

ИГРОВОЙ НАБОР № 4 «ПРОСТРАНСТВО И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ» формирование представлений о геометрических формах развитие пространственной ориентации и понимания пространственных отношений развитие координации движений пальцев развитие внимания, мышления, произвольности

Слайд 10

ИГРОВОЙ НАБОР № 5 «ОТ КАРАКУЛЬ К КАЛЛИГРАФИИ» развитие пространственных представлений формирование графо-моторных навыков, подготовка к письму развитие концентрации внимания развитие мышления формирование произвольности

Слайд 11

ИГРОВОЙ НАБОР № 6 «ОТ ХВАТАНИЯ К СХВАТЫВАНИЮ» развитие мелкой моторики формирование представлений о числе развитие навыков счета развитие умения классифицировать

Слайд 12

ИГРОВОЙ НАБОР № 7 «НАЧАЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ» развитие умения сравнивать, классифицировать формирование математических навыков (пересчитывать, выполнять вычисления и определять количества) формирование представлений о числе, множестве, составе числа

Слайд 13

1 2 3 4 5 6

Слайд 14

П Е Р Т Р А - ПОЗНАНИЕ - ЕСТЕСТВО РАЗВЛЕЧЕНИЕ - ТВОРЧЕСТВО - РАЗНООБРАЗИЕ - АКТИВНОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"

Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие;  повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...

"Влияние экспериментально-поисковой деятельности на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста" (статья)

В статье раскрывается значение экспериментально-поисковой деятельности на  формирование познавательной сферы детей. Дети по своей природе являются  исследователями. Через исследования они по...

Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.

Доклад из опыта работыРазвитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении....

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...

Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...

Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игр с песком

laquo;Волшебный песок»Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок?Играя с песком у ребенка усиливается...