Рабочая программа по дополнительному образованию "Петрушка"
рабочая программа (старшая группа)
Театральная студия «Петрушка» направлена на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ.
Программа является частью программы, формируемой участниками образовательных отношений: педагоги, родители, дети.
Цель: развитие творческого мышления дошкольников посредством инсценирования.
Задачи:
- Стимулировать развитие творческой поисковой активности, самостоятельности в нахождении решений в проблемных ситуациях.
- Способствовать развитию креативного мышления через воплощение в сценический образ.
- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звуковое произношение, темп, выразительность речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tetralnogo_kruzhka_petrushka.docx | 232.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №4 «Солнышко»
городского округа Спасск-Дальний
УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего
МБДОУ №4 «Солнышко»
г.о.Спасск-Дальний
от 30.08.2017 г.
ПРИНЯТА
Решением педагогического совета
МБДОУ №4 «Солнышко»
г.о.Спасск-Дальний
(протокол №1 от 30.08.2017 г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дополнительному образованию кружка «Петрушка»
(4-6 лет)
общеразвивающей направленности
с 10,5 часовым пребыванием
Подготовлена:
А.А. Скоморохова
Воспитатель
первой квалификационной категории
г. Спасск-Дальний
2017
Оглавление
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Цели и задачи деятельности | 3 |
3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
4. | Основное направление Программы | 4 |
5. | Содержание Программы | 5 |
5. | Формы, способы, методы и средства реализации Программы | 6 |
6. | Материально-техническое обеспечение Программы | 8 |
6. | Взаимодействие с родителями воспитанников | 10 |
7. | Планируемые результаты | 11 |
8. | Список литературы | 13 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
Комплексно-тематическое планирование | 14 | |
Тест креативности Торренса | 212 |
Пояснительная записка
Мой многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что способности, проявляющиеся у дошкольников в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Творческое мышление у дошкольников начинает функционировать только при наличии проблемной ситуации, которая таит в что-то новое, неизвестное, и для выхода из которой нужно применить новые, необычные способы и средства. Инсценированием. как формой развития творческих способностей детей, я занимаюсь давно. В связи с применением принципиально новых подходах к воспитанию и образованию дошкольников, возникла необходимость наполнить данный вид деятельности новым содержанием, принципами, методическими идеями. Изучив исследования зарубежных, отечественных психологов и педагогов в области творческого мышления : Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В. А. Крутецкого, Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, Даниловой В.Л., Гальперина П.Я. и т.д, решила применить новый подход в инсценировании сказок на этапе выбора произведения. Вначале читаем сказку и обсуждаем ее, далее создаем наглядную модель сказки - обозначаем размер героев, обосновываем противоположные суждения. Затем обосновываем противоположные суждения и решаем диалектическую задачу с помощью наглядной модели.
Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—6 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным Рабочая программам, описанным в литературе.
Цель рабочей программы — развитие творческого мышления дошкольников посредством инсценирования.
Задачи:
- Стимулировать развитие творческой поисковой активности, самостоятельности в нахождении решений в проблемных ситуациях.
- Способствовать развитию креативного мышления через воплощение в сценический образ.
- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звуковое произношение, темп, выразительность речи.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
Основные направления программы:
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы включает четыре основных блока
Блок 1. Театральная игра.
Блок 2. Культура техники речи.
Блок 3. Ритмопластика.
Блок 4. Основы театральной азбуки.
Следует отметить, чтоблоки 1, 2, 3 реализуются на каждом занятии,
блок 4 – на тематическом занятии 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте);
Таким образом, в процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена Рабочая программа «Петрушка».
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Рабочая программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 31.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Рабочая программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное развитие», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Оборудование детского театрального кружка
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности. Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.
Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
- воспитание у ребенка основ общей культуры.
- приобщение детей к искусству театра.
- развитие творческой активности и игровых умений детей.
При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные особенности.
«Центр Театра»
1.Настольный театр игрушек.
2.Настольный театр картинок.
3.Стенд-книжка.
4.Фланелеграф.
5.Теневой театр.
6.Пальчиковый театр.
7.Театр Би-ба-бо.
8.Театр Петрушки.
9.Детские костюмы для спектаклей.
10.Взрослые костюмы для спектаклей.
11.Элементы костюмов для детей и взрослых.
12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13.Ширма для кукольного театра.
14.Музыкальный центр, видеоаппаратура
15.Медиотека (аудио- и CD диски).
16.Декорации к спектаклям
17. Методическая литература
Взаимодействие с родителями.
Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями:
- Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
- Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
- Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей
- Совместные литературные вечера
Формы театрализованной деятельности:
- Спектакли с участием родителей.
- Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
- Семейные конкурсы, викторины.
- День открытых дверей для родителей.
- Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
- Консультации для родителей
План взаимодействия с родителями
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей» | |
2 квартал | «Мои любимые герои» | Выставка рисунков |
3 квартал | «Фестиваль театрального искусства» | Совместная экскурсия в ДК «Приморье» |
4 квартал | «Знаете ли вы своего ребёнка?» | Анкетирование |
Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Старшая группа
- Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
- Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминать заданные позы.
- Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
- Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
- Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
- Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
- Уметь составлять предложения с заданными словами.
- Уметь строить простейший диалог.
- Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
- Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
- Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
- Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
- Находить оправдание заданной позе.
- На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
- Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
- Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
- Уметь подобрать рифму к заданному слову.
- Уметь сочинить рассказ от имени героя.
- Уметь составлять диалог между сказочными героями.
- Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Список литературы
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
- Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
Сорокина Н.Ф., МилановичЛ.Г. Театр
- Чистякова М.И. Психогимнастика
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
- Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
Приложение 1
Комплексно-тематическое планирование старшей группы (5 – 6 лет)
Сентябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Знакомство с театром | Слушание, посещение экскурсии | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
1. Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября» | - Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Беседа, просмотр картинок и видео- роликов. | Мультимедийный экран | Рассказ педагога по театральному мастерству из ДДТ о театральных представлениях в учреждении | Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса | |
2. Кто работает в театре. «Закулисье». | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. | Мультимедийный экран | Посещение ДДТ с родителями | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. | |
3. Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» | Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. | Мультимедийный экран | Разыгрывание сценок со сверстниками с активным участием воспитателя группы. | Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. | |
4. Выездная экскурсия в ДДТ. | Знакомство с актерами, посещение большой сцены, чтение стихотворений со сцены. | Атрибуты сцены, микрофон. | Администрация театра, актеры. Сопровождение детей родительским комитетом и педагогами. | Вызвать эмоциональный отклик, научить двигаться на сцене, не бояться своего голоса и зрителей в зале. |
Октябрь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Варежковый и пальчиковый театры. Просмотр спектакля в детском саду. | Игровая деятельность, выполнение упражнений на мимику, силу голоса. Просмотр спектакля. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Знакомство с варежковым театром | Самостоятельная игровая деятельность | Варежковый театр | Игры со сверстниками и педагогом | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. Мимика | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки | Куклы, костюмы героев сказки «Теремок», скороговорки, загадки | Предварительное чтение сказки «Теремок» Воспитатель группы | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. Сила голоса | Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» | Скороговорки, бубен | Воспитатель группы | Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ. | ||||||||||||||||||||||||||||||
8. Знакомство с пальчиковым театром | Игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку». Просмотр спектакля в детском саду | Игры, загадки, атрибуты пальчикого театра | Музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Плоскостной и конусный театры. | Инсценировка сказок. Артикуляционная гимнастика. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||||||||||||||||
9. Знакомство с плоскостным шагающим театром | Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». | Плоскостной театр, атрибуты сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» | Предварительное чтение сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» родителями. Привлечение к показу сказок воспитателей других групп | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||
10. Пантомима | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» | Игры, шапочка гриба, бумажные лепестки цветка | Воспитатель группы | Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость. | ||||||||||||||||||||||||||||||
11. Сила голоса и речевое дыхание | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. | Игры, скороговорки. | Воспитатель группы | Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ | ||||||||||||||||||||||||||||||
12. Знакомство с конусным настольным театром | Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Атрибуты сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Предварительное чтение сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» родителями Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности, развиваем умение работать в команде. | ||||||||||||||||||||||||||||||
13. Мимика и жесты | Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» | Игры, атрибуты сказки «Волк и семеро козлят» | Предварительное чтение сказки «Волк и семеро козлят» воспитателем группы | Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Теневой театр и куклы би-ба-бо. | Инсценировка сказок. Пальчиковые игры. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||||||||||||||||
14. Знакомство с теневым театром | Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». | Атрибуты сказок, ширма | Предварительное чтение сказки «Гуси-лебеди» воспитателем группы Привлечение к показу сказок детей старшей группы. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью | ||||||||||||||||||||||||||||||
15. Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | Совместная деятельность детей и родителей. | Грамоты и призы | Родители, администрация детского сада, как жюри конкурса. | Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса; | ||||||||||||||||||||||||||||||
16. Знакомство с куклами би-ба-бо. | Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказки «Волк и лиса» | Куклы би-ба-бо к сказке «Волк и лиса» | Предварительное чтение сказки воспитателем группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||
17. Слух и чувство ритма. | Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игра «Чудесные превращения» | Игры, накидка на стул | Воспитатель группы | Развитие слуха и чувства ритма у детей | ||||||||||||||||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Штоковый театр | Игры-импровизации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||||||||||||||||
18. Театральные игры | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» | Атрибуты к играм | Воспитатель группы | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | ||||||||||||||||||||||||||||||
19. Знакомство с куклами- говорунчиками | Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?» | Куклы, атрибуты ПДД | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД | ||||||||||||||||||||||||||||||
20. Знакомство со штоковым театром | Сочиняем сказку сами. | Штоковый театр | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | ||||||||||||||||||||||||||||||
21. Сценическая пластика | Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок» | Игры | Предварительное чтение сказки «Гадкий утенок» воспитателем группы | Развиваем умение передавать через движения тела характер животных | ||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Театр деревянных игрушек. Магнитный театр. Театр-оригами. | Изготовление кукол для театра. Управление эмоциями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||||||||||||||||
22. Расслабление мышц | Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры | Скороговорки, атрибуты к играм | Воспитатель группы | Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. | ||||||||||||||||||||||||||||||
23. Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр. | Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. | Деревянные фигурки, резиновые игрушки, магнитный театр, атрибуты к сказкам | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||
24. Театр кукол-оригами. | Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». | Грамоты, призы | Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том, как это делалось) Совместная деятельность детей и родителей Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. | Ощутить себя «творцами» кукол | ||||||||||||||||||||||||||||||
25. Чувства, эмоции | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» | Атрибуты к играм | Воспитатель группы | Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими | ||||||||||||||||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Театр масок | Придумывание сценок и сказок самостоятельно | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||||||||||||||||
26. Знакомство с театром масок | Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» | Предварительное чтение сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» родителями | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||
27. Демонстрация театра на фланели. | Сочиняем сказку сами. | Фланелеграф, фигурки животных | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | ||||||||||||||||||||||||||||||
28. Инсценировка шуток-малюток | Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры | Игры | Воспитатель группы | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением | ||||||||||||||||||||||||||||||
29. Культура и техника речи | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Повязка, кукла, свечка, мяч | Воспитатель группы | Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас | ||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Репетиция сказки «Теремок» | Разучивание сценария | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||||||||||||||||
30-31 Подготовка к инсценировке сказки «Теремок» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Костюмы для инсценировки сказки, декорации, сценарий сказки | Предварительное чтение сказки воспитателем группы Музыкальный руководитель, родители. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей |
Май | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Показ сказки | Театрализованное представление. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
32. Театрализованное представление | Показ спектакля родителям. | Костюмы для инсценировки сказки, декорации | Музыкальный руководитель, родители. | Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. | |
Мониторинг |
Комплексно-тематическое планирование подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Сентябрь | ||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||
Кукольный театр | Игры, ряженье, просмотр кукольного театра | |||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||
1. Кукольный театр | Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. | Привезенные атрибуты кукольного театра | Приглашенный выездной кукольный театр | Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен, как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. | ||||||||||||||||
2. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. | Костюмы для детей | Воспитатель | Знакомство с русскими народными костюмами | ||||||||||||||||
3. «Пойми меня» | Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. | Загадки, игры | Воспитатель | Игры и упражнения на создание игровой мотивации. | ||||||||||||||||
4. «Игры с бабушкой Забавушкой » | Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». | Игры | Воспитатель | Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. | ||||||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||
Сказка С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». | Игры, этюды, драматизация сказки | |||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||
5. Вот так мышонок! | Беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения. | Книга с иллюстрациями к сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке». | Чтение воспитателем произведения | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | ||||||||||||||||
6. Импровизация сказки «Сказка о глупом мышонке». | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | ||||||||||||||||
7. Репетиция сказки «Сказка о глупом мышонке» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | ||||||||||||||||
8. Драматизация сказки «Сказка о глупом мышонке» | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Воспитатели и дети младших групп | Развивать внимание, память, образное мышление детей. | ||||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||
Сказка «Дудочка и кувшинчик». | Игры, этюды, драматизация сказки | |||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||
9. В лес по ягоды пойдем, с верхом кружки наберем! | Беседа по содержанию | Книга с иллюстрациями к сказке «Дудочка и кувшинчик» | Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | ||||||||||||||||
10. Импровизация сказки «Дудочка и кувшинчик» | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | ||||||||||||||||
11. Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | ||||||||||||||||
12. Драматизация сказки «Дудочка и кувшинчик». | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Воспитатели и дети младших групп | развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. | ||||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||
«Волшебный посох Деда Мороза» | Игры, этюды, драматизация сказки | |||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||
13. «Волшебный посох Деда Мороза» | Беседа по содержанию | Книга с иллюстрациями к сказке «Волшебный посох Деда Мороза» | Чтение пьесы«Волшебный посох Деда Мороза» | развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза». | ||||||||||||||||
14-15. Репетиция новогодней сказки «Волшебный посох Деда Мороза». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. Декорации, костюмы, роли | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | ||||||||||||||||
16. Играем новогодний спектакль | Показ спектакля родителям | Декорации, костюмы | Воспитатель и родители | развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками | ||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||
Мимика, жесты, скороговорки, стихи | Игры, этюды, стихотворения | |||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||
17. Игровой урок. | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговоркиигра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; | Атрибуты к играм | Воспитатель | развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. | ||||||||||||||||
18. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Карточки с рифмами для стихотворений | Воспитатель | развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. | ||||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||
Пьеса «Снегурочка». | Игры, этюды, драматизация сказки | |||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||
20. «Снегурочка». | Беседа по содержанию | Книга с иллюстрациями к сказке «Снегурочка» | Чтение пьесы «Снегурочка» | Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского. | ||||||||||||||||
21. Весна идет! Весна поет! | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. | ||||||||||||||||
22. Репетиция весенней сказки «Снегурочка». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | ||||||||||||||||
23. Играем спектакль «Снегурочка» | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Воспитатели и дети младших групп | Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. | ||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||
Сказка «Красная шапочка». | Игры, этюды, репетиция ролей | |||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||
24. Жила была девочка. | Беседа по содержанию. | Книга с иллюстрациями к сказке | Чтение сказки «Красная шапочка». | развивать речь детей; познакомить с текстом сказки. | ||||||||||||||||
25. Чтение пьесы «Красная шапочка на новый лад» | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Красная шапочка на новый лад | ||||||||||||||||
26. В сказке всегда побеждает добро! | Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь. | ||||||||||||||||
27. От сказки всегда веет теплом! | Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь. | ||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||||||||||||||||||
Сказка «Красная шапочка» | Игры, этюды, драматизация сказки | |||||||||||||||||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | ||||||||||||||||
28. «Волка будем мы лечить!». | Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Воспитатель | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | ||||||||||||||||
29-30. Репетиция сказки «Красная шапочка». | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | ||||||||||||||||
31. Играем спектакль «Красная шапочка». | Показ спектакля родителям | Декорации, костюмы | Воспитатель и родители | Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
Май | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
32. Игровая программа «Это вы можете!» | Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей | Костюмы, декорации | Воспитатель, педагоги из других групп, дети младшего возраста | Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей | |
Мониторинг |
Приложение № 2
Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
Фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:
Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.
Обработка результатов.
Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
Ключ к тесту Торренса. «Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:
1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.
2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки: рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения. Рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название. Осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.
4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:
1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.
2. Оценивается рисунок, а не название!
3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам. Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»: Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл. ·
Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.
Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10. 1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко. 2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры). 3.— цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды. 4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры). 5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда. 6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры). 7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш). 8.— цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок. 9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных. 10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.
Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.
«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3. ·
0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п. · 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п. ·
2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»… ·
3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером». «Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте
2. Оценка от 0 до 2 баллов. ·
0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов. ·
1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов. 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.
«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки: · 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.
2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.
3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.
4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.
Интерпретация результатов теста Торренса. Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.
Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу: 30 — плохо 30—34 — ниже нормы 35—39 — несколько ниже нормы 40—60 — норма 61—65 — несколько выше нормы 66—70 — выше нормы >70 — отлично
Источник: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...