Финансовая грамотность
план-конспект занятия (подготовительная группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_viktorina_dlya_detey_starshey_gruppy.docx | 18.34 КБ |
finansovaya_gramotnost.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – викторина по финансовой грамотности с детьми старшей группы
« Хочу быть грамотным».
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников
Задачи: формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость. Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях. Активизировать словарь экономическими терминами. Способствовать развитию внимания, логического и экономического мышления.
Оборудование: банкноты, монеты, «волшебные мешочки», медали, карандаши, картинки.
ХОД мероприятия.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл наш старый знакомый - кот Белобок. Он соскучился по общению с вами, поэтому решил заглянуть в гости. Да не с пустыми лапами он к нам пришёл. А принёс он игры и задания, с помощью которых решил проверить, как вы усвоили полученные, в течение года знания. Вы должны правильно и как можно быстрее выполнить задания и за это получить монетки. Желаю успеха и предлагаю встать всем в круг. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения, чтобы игра была удачной и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова: «Мы ребята просто класс, всё получится у нас!»
Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название команды.
Кот Белобок «платит» за каждое выполненное задание. За правильный ответ - 2 «рубля» (2 монеты по 1 «рублю»), если ответ неполный - 1 «рубль», нет ответа - нет и денег.
Команда - победительница, набравшая больше игровых денег, награждается медалями. Всем участникам игры вручают сладкие призы.
1 задание.
Белобок принёс два волшебных мешочка и просит капитанов команд на ощупь отгадать, что в них находится. Содержимое мешочков одинаковое, в них лежат монеты и банкноты.
2 задание.
Игра «Доскажи словечко».
Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота…
3 задание.
«Что можно купить и чего нельзя купить за деньги?»
Картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, солнце, снег, торт, воздух…
Воспитатель: предлагаю разминку «Покупка».
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пятку, то правую, то левую ногу).
Воспитатель: Деньги нужны нам всем. Без них мы не можем прожить. Ваши родители с помощью денег оплачивают различные услуги, покупают вещи, отправляются в путешествие. И для этого нам нужны деньги.
4 задание.
«Доход – расход».
Папа получил зарплату – доход
Бабушка заболела - расход
Выиграл денежный приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру - расход
Нашли монетку – доход
Купили куклу - расход
Поездка на море – расход
Ремонт квартиры – расход
Продали яблоки с дачи – доход…
5 задание.
Игра «Обязательные и необязательные расходы».
Перед командами лежат карточки. Надо обвести те картинки, которые относятся к обязательным расходам. Рассказать, какие предметы отнесли к категории обязательных расходов, почему? Перевернуть карточки и проверить правильность ответов.
6 задание.
Игра «Наоборот».
Покупатель – продавец
Покупка – продажа
Дорого – дешево
Доход - расход
Тратить – копить
Наличные - безналичные
Трудолюбивый – ленивый
Много - мало
Богатый - бедный
Высокие (цены) - низкие (цены)…
7 задание.
Кот Белобок: А дальше будем выяснять, что является товаром, а что нет. Чтобы проще
разобраться, загадаю вам загадку:
У товара быть должна обязательно …(цена).
Значит, к товару можно прикрепить ценник? Верно. А теперь вопросы командам по очереди (товар или не товар)
-Кот Матроскин привез молоко на рынок.
-Мама Красной Шапочки испекла пирожки для бабушки.
-Папа отремонтировал сыну игрушку.
-На фабрике изготовили игрушки и отправили в магазин.
-Незнайка сочинил интересные стихи для своих друзей.
-В издательстве напечатали много детских книг «Стихи от Незнайки» и отправили в
книжный магазин.
8 задание.
Вопросы от кота Белобока:
В каком магазине не купим игрушки, а купим коньки, и ботинки, и клюшки? (в магазине спорттоваров)
Если заболела Юля, где мы купим ей пилюли? (в аптеке)
Кто товары продает - молоко, сметану, мед? (Продавец)
Кто товары покупает, деньги продавцу вручает? (Покупатель)
Где на прилавке товары лежат, все разложенные в ряд? (в магазине)
В каком магазине мы купим продукты - мясо и рыбу, овощи, фрукты? (в продовольственном)
В каком магазине продают игрушки - мишек и кукол, заек и хрюшек? (в магазине игрушек).
Воспитатель и кот Белобок хвалят детей за правильные ответы, подводят итоги викторины и формулируют правила обращения с деньгами
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
3. Невозможно иметь все, что хочешь.
4. Деньги можно накопить или потратить. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
Награждение участников викторины.
Предварительный просмотр:
Игра – викторина для детей подготовительной группы по финансовой грамотности «Мы ребята деловые».
Цель. Закрепление полученных знаний по финансовой грамотности.
Задачи. Закрепить у детей знания финансовых терминов. Закреплять умение правильно распределять свой бюджет. Формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость. Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях. Развивать экономическое мышление и математические способности. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.
Материалы. Профессиональные предметы или картинки с их изображением, картинки с изображением товаров, аудио запись песни из мультфильма «Бременские музыканты», аудиозапись реплики кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино», призы.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Из какого мультфильма эта песенка?
Завтра дальняя дорога
Выпадает королю.
У него деньжонок много,
А я денежки люблю!
(«Бременские музыканты»)
А нам сегодня выпала дальняя дорога, и мы отправляемся с вами в путешествие по стране Финансия. Мы будем путешествовать по разным её городам и станциям и проверять ваши знания. За каждый правильный ответ команда получает фишку. По количеству заработанных фишек, определяется команда – победительница. Итак, наше путешествие начинается и первая наша остановка -
Станция « Город профессионалов».
Игра «Отгадай профессию по предметам» (картинкам).
Игра «Назови лишнее слово»
1. Повар режет, фотографирует, варит, жарит. Какое лишнее слово? Почему? Ответ. Повар режет, варит, жарит, а фотограф фотографирует.
2. Прачка стирает, строит, гладит. Какое лишнее слово? Почему? Ответ. Прачка стирает, гладит, а строит строитель.
3. Врач лечит, перевязывает, продает, колет. Какое лишнее слово? Почему? Ответ. Врач лечит, перевязывает, колет, а продает продавец.
4. Продавец взвешивает, считает деньги, печёт, раскладывает товар. Какое лишнее слово? Почему? Ответ. Продавец взвешивает, считает деньги, раскладывает товар, а пекарь печёт.
Игра «Доскажи словечко».
1.Без труда не вытащишь…
2.Сделал дело - гуляй…
3. Скучен день до вечера , когда делать… (нечего)
4. Труд человека кормит, а лень….(портит)
5. Делу время потехе …. (час)
6. Дело мастера…. (боится)
Воспитатель . Молодцы! Мы будем помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаём, что наши предки умели быть трудолюбивыми. Этому и нам у них нужно поучиться.
Станция «Загадочная».
Отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.
1. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются … (Товар)
2. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
4. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
5. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
6.На товаре быть должна обязательно… (Цена)
7. -Коль трудился целый год - будет кругленький (доход)
8. Очень вкусная витрина у овощного (магазина)
9. Будут целыми как в танке, сбережения в вашем…(банке)
10. Сколько купили вы колбасы, цифрой покажут вам точно…(весы)
11. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
12. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…(вклад)
13. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт…(кассир)
14. Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине? (копилка).
Станция «Задачкино».
1. Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летней школе, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию. Из чего состоял доход семьи Папы Карло? ( Зарплата, пенсия, стипендия.)
2. Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны ?( Медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется « бартером»).
3. У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки — ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать, не испортив товар? ( Надо снизить цену на переспелые яблоки).
4. Продавец продаёт продукты (картошка 3 руб., лук 1 руб., капуста 1 руб., морковка 2 руб.). Зайчик купил все эти овощи по одному килограмму. У него было 10 рублей. Детям надо посчитать на какую сумму зайчик купил овощей и сколько денег у него осталось? Дети считают и говорят сумму покупки (7 руб.)
Воспитатель: Молодцы, как вы думаете, зайчик уложился в бюджет?
Дети: Да и у него осталось 3 рубля.
Станция «Экономград».
Воспитатель. Я, кажется, что-то слышу… (Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду.»)
Воспитатель. Кто это?
Дети. Кот Матроскин.
Воспитатель. Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо? Как вы можете помочь родителям экономить деньги?
Дети по очереди отвечают на вопросы ,зарабатывая фишки за правильные ответы . (не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.)
Воспитатель. Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
Станция «Магазиноград».
Воспитатель. Цена товара зависит от качества и количества труда, вложенного в его производство. Определите, цена какого товара будет выше, больше. (Командам по -очереди показываются картинки) :
1.Кукла в зимней одежде или кукла в летнем платье.
2.Обувь летняя или обувь зимняя.
3.Машинка обычная или машинка на пульте управлении.
4.Конфеты в коробке или конфеты весовые.
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята давайте попробуем сформулировать правила обращения с деньгами:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
3. Невозможно иметь все, что хочешь.
4. Деньги можно накопить или потратить. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
Подведение итогов по викторине, награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....