Финансовая грамотность
план-конспект занятия (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_viktorina_dlya_detey_starshey_gruppy.docx18.34 КБ
Файл finansovaya_gramotnost.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина по финансовой грамотности  с детьми старшей группы

 « Хочу быть грамотным».

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников
Задачи: формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость. Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях.  Активизировать словарь экономическими терминами. Способствовать развитию внимания, логического и экономического мышления.

Оборудование: банкноты, монеты, «волшебные мешочки»,  медали, карандаши, картинки.

ХОД мероприятия.

Воспитатель.  Сегодня к нам в гости пришёл наш старый знакомый -  кот Белобок. Он соскучился  по общению с вами, поэтому решил заглянуть  в гости. Да не с пустыми лапами он к нам пришёл. А принёс он игры и задания, с помощью которых решил проверить, как вы усвоили полученные,  в течение года знания. Вы должны правильно и как можно быстрее выполнить задания и за это получить монетки. Желаю успеха и предлагаю встать всем в круг. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения, чтобы игра была удачной и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова: «Мы ребята просто класс, всё получится у нас!»

Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название команды.

Кот Белобок «платит» за каждое выполненное задание. За правильный ответ - 2 «рубля» (2 монеты по 1 «рублю»), если ответ неполный - 1 «рубль», нет ответа - нет и денег.

Команда - победительница, набравшая больше игровых денег, награждается медалями. Всем участникам игры вручают сладкие призы.

1 задание.

Белобок принёс два волшебных мешочка и просит капитанов команд  на ощупь отгадать, что в них находится. Содержимое мешочков одинаковое, в них лежат монеты и банкноты.

2 задание.

Игра «Доскажи словечко».

 Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота…

3 задание.

«Что можно купить и чего нельзя купить за деньги?»

Картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, солнце, снег, торт, воздух…

Воспитатель: предлагаю разминку  «Покупка».

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

 Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

 Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

 Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

 Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

 Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пятку,  то правую, то левую ногу).

Воспитатель: Деньги нужны нам всем. Без них мы не можем прожить. Ваши родители с помощью денег оплачивают различные услуги, покупают вещи, отправляются в путешествие. И для этого нам нужны деньги.

4 задание.

«Доход – расход».

 Папа получил зарплату – доход

 Бабушка заболела - расход

Выиграл денежный приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки – доход

 Заплатили за квартиру - расход

Нашли монетку – доход

 Купили куклу - расход

Поездка на море – расход

Ремонт квартиры – расход

Продали яблоки с дачи – доход…

5 задание.

Игра «Обязательные и необязательные расходы».

 Перед командами лежат карточки. Надо обвести те картинки, которые  относятся  к обязательным расходам.  Рассказать, какие предметы  отнесли к категории обязательных расходов, почему? Перевернуть  карточки и проверить правильность  ответов.

6 задание.

Игра  «Наоборот».

 Покупатель – продавец

 Покупка – продажа

 Дорого – дешево

 Доход - расход

Тратить – копить

 Наличные - безналичные

Трудолюбивый – ленивый

Много - мало

Богатый - бедный

Высокие (цены) - низкие (цены)…

7 задание.

Кот Белобок: А  дальше будем выяснять, что является товаром, а что нет. Чтобы проще

разобраться, загадаю вам загадку:

У товара быть должна обязательно …(цена).

Значит, к товару можно прикрепить ценник? Верно. А теперь вопросы командам по очереди (товар или не товар)

-Кот Матроскин привез молоко на рынок.

-Мама Красной Шапочки испекла пирожки  для бабушки.

-Папа отремонтировал сыну игрушку.

-На фабрике изготовили игрушки и отправили в магазин.

-Незнайка сочинил интересные стихи для своих друзей.

-В издательстве напечатали много детских книг «Стихи от Незнайки» и отправили в

книжный магазин.

8 задание.

Вопросы от кота Белобока:

 В каком магазине не купим игрушки, а купим коньки, и ботинки, и клюшки? (в магазине спорттоваров)

Если заболела Юля, где мы купим ей пилюли? (в аптеке)

Кто товары продает - молоко, сметану, мед? (Продавец)

 Кто товары покупает, деньги продавцу вручает? (Покупатель)

 Где на прилавке товары лежат, все разложенные в ряд? (в магазине)

В каком магазине мы купим продукты - мясо и рыбу, овощи, фрукты? (в продовольственном)

В каком магазине продают игрушки - мишек и кукол, заек и хрюшек? (в магазине игрушек).

Воспитатель и кот Белобок  хвалят детей за правильные ответы, подводят итоги викторины и формулируют  правила обращения с деньгами

 1. Экономно распоряжаться деньгами.

 2.  В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

 3. Невозможно иметь все, что хочешь.

 4. Деньги можно накопить или потратить.  Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

Награждение участников викторины.



Предварительный просмотр:

Игра – викторина для детей подготовительной группы по финансовой грамотности «Мы ребята деловые».

Цель. Закрепление полученных знаний по финансовой грамотности.

Задачи.  Закрепить у детей знания  финансовых терминов. Закреплять умение правильно распределять свой бюджет. Формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость. Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях.  Развивать экономическое мышление и математические способности. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

Материалы. Профессиональные предметы или картинки с их изображением, картинки с изображением товаров, аудио запись песни из мультфильма «Бременские музыканты», аудиозапись реплики кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино», призы.

Ход мероприятия.

Воспитатель:  Из какого мультфильма эта песенка?

Завтра дальняя дорога

Выпадает королю.

У него деньжонок много,

А я денежки люблю!  

(«Бременские музыканты»)

А нам сегодня выпала дальняя дорога, и мы отправляемся с вами в путешествие по стране Финансия. Мы будем путешествовать по разным её городам и станциям и проверять ваши знания. За каждый правильный ответ  команда получает фишку. По количеству заработанных фишек,  определяется команда – победительница. Итак, наше путешествие начинается и первая наша остановка -

Станция « Город профессионалов».

Игра «Отгадай профессию по предметам» (картинкам).

Игра «Назови лишнее слово»

 1. Повар  режет, фотографирует, варит, жарит. Какое лишнее слово? Почему? Ответ. Повар  режет, варит, жарит, а фотограф  фотографирует.

 2. Прачка стирает, строит, гладит. Какое лишнее слово? Почему? Ответ. Прачка  стирает, гладит, а строит  строитель.

 3. Врач  лечит, перевязывает, продает, колет. Какое лишнее слово? Почему? Ответ. Врач лечит, перевязывает, колет, а продает продавец.

4. Продавец  взвешивает, считает деньги, печёт, раскладывает товар. Какое лишнее слово? Почему? Ответ. Продавец взвешивает, считает деньги, раскладывает товар, а пекарь печёт.

Игра «Доскажи словечко».

1.Без труда не вытащишь…

2.Сделал дело - гуляй…

3. Скучен день до вечера , когда делать… (нечего)

4. Труд человека кормит, а лень….(портит)

5. Делу время потехе …. (час)

6. Дело мастера…. (боится)

Воспитатель . Молодцы! Мы будем помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаём, что наши предки умели быть трудолюбивыми. Этому и нам у них нужно поучиться.

Станция «Загадочная».

Отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.

1. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (Товар)

 

2. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

 

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

 

4. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

 

5. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

6.На товаре быть должна обязательно… (Цена)

7. -Коль трудился целый год -  будет кругленький (доход)

8. Очень вкусная витрина у овощного (магазина)

9. Будут целыми как в танке, сбережения в вашем…(банке)

10. Сколько купили вы колбасы, цифрой покажут вам точно…(весы)

11. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)

12. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…(вклад)

13. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт…(кассир)

14. Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, хрюшка требуется мне, та,  что с дыркой на спине? (копилка).

Станция «Задачкино».

1. Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летней школе, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию. Из чего состоял доход семьи Папы Карло? ( Зарплата, пенсия, стипендия.)

2. Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны ?( Медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется « бартером»).

 3. У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки — ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать, не испортив товар? ( Надо снизить цену на переспелые яблоки).

4.  Продавец  продаёт продукты (картошка 3 руб., лук 1 руб., капуста 1 руб., морковка 2 руб.). Зайчик купил все эти овощи по одному килограмму. У него было 10 рублей. Детям надо посчитать  на какую сумму зайчик купил овощей  и сколько денег у него  осталось? Дети считают и говорят сумму покупки (7 руб.)

 Воспитатель: Молодцы, как вы думаете, зайчик  уложился в бюджет?

 Дети: Да и у него осталось 3 рубля.

Станция «Экономград».

Воспитатель. Я, кажется, что-то слышу… (Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду.»)

Воспитатель. Кто это?

 Дети. Кот Матроскин.

 Воспитатель. Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо? Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

Дети по очереди отвечают на вопросы ,зарабатывая фишки за правильные ответы . (не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.)

 Воспитатель. Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

Станция «Магазиноград».

Воспитатель. Цена товара зависит от качества и количества труда, вложенного в его производство. Определите, цена какого товара будет выше, больше. (Командам по -очереди показываются картинки) :

1.Кукла в зимней одежде или кукла в летнем платье.

2.Обувь летняя или обувь зимняя.

3.Машинка обычная или машинка на пульте управлении.

4.Конфеты в коробке или конфеты весовые.

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята давайте попробуем сформулировать правила обращения с деньгами:

 1. Экономно распоряжаться деньгами.

 2. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

 3. Невозможно иметь все, что хочешь.

 4. Деньги можно накопить или потратить. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

Подведение итогов по викторине, награждение победителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....