«Раз, два, три – попробуй повтори!» интегрированное занятие по развитию психомоторных функций.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель:
Помочь ребенку овладеть собственным телом для подготовки детей дошкольного возраста к единому школьному старту.
Задачи:
- Определить состояние и уровень зрелости центральных механизмов организации психомоторики на предшкольном этапе развития;
- Выявить признаки психомоторного благополучия и неблагополучия;
- Формировать навыки физического и психического здоровья в процессе роста ребенка и созревания его нервной системы;
- Стимулировать нормальное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raz_dva_tri_-_poprobuy_povtori.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Раз, два, три – попробуй повтори!»
интегрированное занятие по развитию психомоторных функций.
Цель:
Помочь ребенку овладеть собственным телом для подготовки детей дошкольного возраста к единому школьному старту.
Задачи:
- Определить состояние и уровень зрелости центральных механизмов организации психомоторики на предшкольном этапе развития;
- Выявить признаки психомоторного благополучия и неблагополучия;
- Формировать навыки физического и психического здоровья в процессе роста ребенка и созревания его нервной системы;
- Стимулировать нормальное развитие ребенка.
Ход занятия
Вашему вниманию предлагается фрагмент занятия по развитию психомоторных навыков ребёнка. Просьба присутствующим быть повнимательнее и обращать внимание на точность выполнения упражнений.
Признак благополучия: Естественная и непринужденная осанка, прямая, без резких особенностей. Плечи развернуты, живот втянут. Походка упругая, жесты и позы разнообразные. Выражение лица осмысленное и радостное. Мимика естественная, живая, выразительная. Речь выразительная, мелодичная.
Признак неблагополучия: Сгорбленность, приниженность, напряженность. Втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулак. Походка на цыпочках, неуверенная, вялая (органически потопывая), спотыкающаяся. Позы застывшие, однообразные. Движения бесцельные, непродуктивные, повышенная интенсивность и заторможенность. Жестикуляция и мимика вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничество или неподвижность лица. Речь невнятная, невыразительная. Возможно заикание, запинки.
Под спокойную музыку дети входят в зал друг за другом. По команде перестраиваются в колонны по три.
1 упражнение: Стояние в течение 10 сек. с открытыми глазами на правой ноге. Поправлять ребенка если он опускает согнутую ногу (под прямым углом должна быть согнута нога). После 30 сек. Перерыва то же на левой.
! Если ребенок после трехкратного напоминания все же опускает ногу, коснулся хоть раз земли, сошел с места, подпрыгнул, балансировал и т.д., тест считается не выполненным.
2 упражнение: Стояние с открытыми глазами на носках с согнутым туловищем. Ребенок становится на носки (стопы вместе) и сгибает, закинув руки за спину, туловище под прямым углом. Сохранить позу в течении 10 сек.
! Если ребенок подогнул ноги на коленях больше 2 раз, сошел с места, коснулся пятками пола, тест считается не выполненным.
3 упражнение: Ребенку предлагается в течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описать в воздухе круги, размер они определяют сами, но должен быть одинаковым для обеих рук. Правой рукой описываются по направлению часовой стрелки, левой в обратном направлении.
! Если ребенок вращает в одноименном направлении, описывал круги неправильной формы или один круг больше другого, тест считается невыполненным.
4 упражнение: Закрыв глаза, ребенку предлагается коснуться указательными пальцами правой и левой руки (поочередно) кончика носа.
Допускается повтор не более 3 раз каждой рукой, из трех две пробы должны быть положительные.
! Если ребенок не коснулся кончика носа, или коснулся другие части лица, а потом носа, тест считается не выполненным.
5 упражнение: Ребенку предлагается после предварительного показа закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки мочки левого уха, потом кончика носа (тоже левой рукой).
! Если задание не выполняется в заданной последовательности, допускает неточности, дотрагивается до середины уха, носа тест считается не выполненным.
6 упражнение: Ребенок стоя, в течение 15 сек. отбивает попеременно (в удобном темпе) по одному такту правой и левой ногами; одновременно с этим указательным пальцем горизонтально вытянутой правой руки по направлению часовой стрелки он описывает в воздухе круги.
! Если ребенок сбился с такта, или производил действия разновременно, или же вместо круга описал другую фигуру, тест считается не выполненным.
7 упражнение: Ребенку дают листок бумаги (15-20 см). Рука вытянута вперед, другая не помогает, опущена вниз. Предлагают как можно быстрее пальцами правой руки скатать шарик. После 15 сек. повторить левой рукой. Тест необходимо выполнить за 15 сек. для правой руки и 20 сек. для левой (для левшей цифры обратные).
! Если потрачено больше отведенного времени, шарики не компактно свернут, тест считается не выполненным.
Дети друг за другом идут по залу, складывая бумагу в коробку и выходят из зала.
Диагностический материал по исследованию психомоторного развития дошкольника
Метрическая шкала для исследования психомоторики
Тесты М.О.Гуревича и Н.О. Озерецкого
Цель:
Состояние и уровень зрелости центральных механизмов организации психомоторики на разных этапах развития. Изучение статической и динамической координации на скорость и одновременность, на силу движений и отчетливость их выполнения, отсутствие синкинезий.
Признак благополучия: Естественная и непринужденная осанка, прямая, без резких особенностей. Плечи развернуты, живот втянут. Походка упругая, жесты и позы разнообразные. Выражение лица осмысленное и радостное. Мимика естественная, живая, выразительная. Речь выразительная, мелодичная.
Признак неблагополучия: Сгорбленность, приниженность, напряженность. Втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулак. Походка на цыпочках, неуверенная, вялая (органически потопывая), спотыкающаяся. Позы застывшие, однообразные. Движения бесцельные, непродуктивные, повышенная интенсивность и заторможенность. Жестикуляция и мимика вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничество или неподвижность лица. Речь невнятная, невыразительная. Возможно заикание, запинки.
Механизмы | Тестовый материал для детей 6 лет |
Равновесие | Стояние в течение 10 сек. с открытыми глазами на правой ноге. Поправлять ребенка если он опускает согнутую ногу (под прямым углом должна быть согнута). После 30 сек. перерыва то же на левой. ! если ребенок после трехкратного напоминания все же опускает ногу, коснулся хоть раз земли, сошел с места, подпрыгнул, балансировал и т.д., тест считается не выполненным. |
Пространственные двигательные автоматизмы | Прыжки с места (разбег не допускается) через верёвку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги в коленных суставах и одновременно отделять их от земли (перепрыгивание |
Моторика пальцев | |
Автоматизм движений, наличие стигм | |
Координационные механизмы | |
Моторика рук |
Механизмы | Тестовый материал для детей 7 лет |
Равновесие | Стояние с открытыми глазами на носках с согнутым туловищем. Ребенок становится на носки (стопы вместе) и сгибает, закинув руки за спину, туловище под прямым углом. Сохранить позу в течении 10 сек. ! Если ребенок подогнул ноги на коленях больше 2 раз, сошел с места, коснулся пятками пола, тест считается не выполненным. |
Пространственные двигательные автоматизмы | Ребенок стоя, в течение 15 сек. отбивает попеременно (в удобном темпе) по одному такту правой и левой ногами; одновременно с этим указательным пальцем горизонтально вытянутой правой руки по направлению часовой стрелки он описывает в воздухе круги. ! Если ребенок сбился с такта, или производил действия разновременно, или же вместо круга описал другую фигуру, тест считается не выполненным. |
Моторика пальцев | Перед ребенком, сидящим за столом, кладется два лабиринта, правой рукой берет карандаш и по сигналу начинает вести непрерывную линию по лабиринту до выхода, не останавливаясь, переходит ко второму лабиринту. Переворачивать бумагу нельзя (для левой руки тоже). Перерыв между рисованием рук 30 сек. ! Если ребенок, выполняя задание, выходит за линию более 2 раз правой и 3 раза левой, если потрачено более 1 мин. 30 сек. для правой и 2 мин. 30 сек. для левой, тест не оценивается. Для левшей цифры обратные. |
Автоматизм движений, наличие стигм | Ребенку предлагается поднять брови. Следят за тем, чтобы ребенок не делал лишних движений (закидывал голову, наморщивал крылья носа, скашивал глаза, открывал рот и т.п.) ! Если ребенок производит лишние движения, тест считается не выполненным. |
Координационные механизмы | Пройти 2 м. с открытыми глазами по прямой линии, пятка к носку, руки опущены. По сигналу ребенок идет до указанного места приставляя пятку к носку. ! Если ребенок сошел с линии, балансировал, не прикасался пяткой к носку, тест считается не выполненным. |
Моторика рук | Раскладывание цветных картинок (36 штук) По сигналу разложить на четыре кучки, беря по одной карте. Расстояние между кучками равны длине карты, лучше сделать заранее пометки, они не должны быть разбросаны, надо ребенка просить поправлять. Разрешается выдвигать заранее картинки большим пальцем левой руки, если ребенок схватил две картинки, испытание прерывается и повторяется. ! Если ребенок потратил более 35 сек. для правой и 45 сек. для левой руки ( для левшей цифры обратные), картинки разбросаны в кучках, тест считается не выполненным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ развития психомоторных функций у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.
Отклонение в психомоторном развитии дошкольников с ОНР отмечаются уже с самого рождения. Эти дети позже возрастных нормативов начинают сидеть, стоять; у них с запозданием формируются локомоторные функ...
Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...
Мастер-класс «Узелковая терапия, как способ развития психомоторных функций у детей с ОВЗ»
создание условий для профессионального самосовершенствования, знакомство с опытом работы педагога-психолога по развитию психомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста, используя...
Презентация к мастер - классу «Узелковая терапия, как способ развития психомоторных функций у детей с ОВЗ»
создание условий для профессионального самосовершенствования, знакомство с опытом работы педагога-психолога по развитию психомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста, используя...
Презентация методической разработки "Комплексное развитие психомоторных функций у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста" по теме "Весна"
Взаимодействие специалистов, осуществляющих коррекционно-образовательный процесс с детьми с ОВЗ....
Мастер - класс для педагогов "Использование многофункционального пособия "Затейники", как средство развития психомоторных функций дошкольника"
Пособие способствует повышению профессиональной компетенции педагогов и является эффективным средством в решении различных образовательных задач. Если вы окунетесь в мир игр, применяя это пособие...
Применение корригирующей гимнастики в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста
Существует прямая зависимость между речевой патологией и развитием опорно-двигательного аппарата дошкольников. Также негативно на формирование правильной осанки влияет недостаточная двигательная актив...