«Создание условий в группе и детском саду для развитие интереса детей к культурам народов мира».
презентация

Для детей приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов. Все это помогает детям духовно и социально развиваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_.docx29.59 КБ
Файл kultura_narodov_.pptx154.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №305 «Созвездие»

Доклад к презентации

«Создание условий в группе и детском саду для развитие интереса детей к культурам народов мира».

Автор Кайдалина Д.А.

Актуальность:

Одной из первых разновидностей культуры, с которой знакомится ребенок еще в младенчестве, является народная культура. Она воспринимается ребенком через малые фольклорные формы (сказки, песни, плясовые, поговорки, народные игры, и т.п.). Они близки и понятны детям как для восприятия, так и для воплощения. В фольклоре в полной мере отражено все богатство культурного наследия народов. Его герои выступают носителями национальных ценностей. В устном, музыкальном и декоративно-прикладном народном творчестве как нигде отразились особенности характера народа, его нравственные ценности представления о красоте, добре, верности, храбрости, трудолюбии, самобытности национального этикета, обрядов,  праздников, одежды, быта.

Народная культура, отраженная в фольклоре помогает ребенку осознавать свою принадлежность к тому или иному сообществу, способствует присвоению ценностей своей культуры (языка, литературы, традиций), доносит в доступной форме нормы и правила социального общежития. Но только рассказы о народной культуре не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности и т.п.

(Слайд 1)

«Создание условий в группе и детском саду для развитие интереса детей к культурам народов мира».

(Слайд 2)

Цель: создать в детском саду и группе условия для развития интереса детей к культурам народов мира.

Для детей приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если этот  мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов. Все это помогает детям духовно и социально развиваться.

(Слайд 3,4)

Задачи:

  • воспитывать интерес к познанию русской истории, эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему миру, открытость в общении с детьми и взрослыми; культуру поведения.
  • Развивать представления об особенностях русского народа, о разнообразии музыкальных народных жанров, фольклоре
  • Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира, об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи, с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.
  • Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.

(Слайд 5)

Хочу представит вам технологию которая называется «Погружение в образ» в нашем случае "погружение" в культурно- исторический образ.

При использовании этой технологии содержание всей деятельности детей и педагогов в детском саду направлено на развитие одной темы в определенный отрезок времени и работает на создание единого образа.

(Слайд 6)

Данную технологию разработал Остапенко Андрей Александрович (Профессор Кубанского государственного университета. Главный редактор российского журнала «Педагогическая техника». Член редколлегий российских журналов «Народное образование», "Школьные технологии", «Образовательные технологии», «Воспитательная работа в школе», «Управление образованием», «Социальная педагогика», «Покров», «Человек. Сообщество. Управление», «Основы православной культуры в школе».
Автор и редактор многих книг и технологий в области педагогике.)

(Слайд 7)

Условия формирования опыта: приобщение ребенка к культуре народов мира осуществляется в три этапа:

  • На первом этапе дети младшего дошкольного возраста знакомятся с историей своей семьи и получают первоначальные представления о культуре России.
  • На втором этапе детям средней группы продолжает прививаться устойчивый интерес к познанию истории и культуры русского народа, дети готовятся на основе подбора коллекций к посещению музея русского быта - Русская изба. (музей можно создать в доу или группе
  • На третьем этапе у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к познанию изучаемой культуры, уважительное отношение к культуре других народов, познания о музее как источнике культурной информации

У каждого народа существуют ценности, не утратившие своего значения и в наши дни, - любовь к Родине, почитание предков, уважение к старшим. Эти ценности легли в основу работы. Из всего богатства мировой культуры выбрано культурное наследие нескольких стран и народов.

Культура России легла в основу для развития исторических представлений у дошкольников.

Культура американских индейцев. Огромный интерес вызывают у ребят люди другой расы, живущие на другом континенте, имеющие другое мировоззрение, другие обычаи, но так похожие своей непосредственностью на детей. Игра "в индейцев", наиболее полно отвечает потребности дошкольников в сенсорном, двигательном и эмоциональном накоплении опыта.

Античность. Без элементарных знаний античной культуры невозможно говорить о культуре вообще. В работе используется то, что является символами античности.

В культуре Древнего Египта очень интересуют детей пирамиды как одно из чудес света, фараоны и мумии. Доступным для дошкольников эта тема помогает сделать игровая форма подачи, можно использовать DVD- мультипликационные фильмы, видеозаписей.

Китай - колыбель восточной культуры. Россия и Китай граничат друг с другом, народы общаются более тесно и все лучше узнают о культуре и искусстве друг друга.

Система работы. Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с мировой культурой построена на основе базового дидактического принципа - от простого к сложному.

(Слайд 8)

Процесс познания состоит из следующих компонентов:

  • Объект (что развивать?);
  • Способ (как развивать?);
  • Результат (для чего развивать?).

(Слайд 9)

Что развивать?

Основная цель - эмоциональное погружение дошкольников в ходе восприятия и переживания культурно- исторических сведений. Развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

По мере восприятия ребенком исторических сведений через разные виды рецепторов (зрение, слух, вкус, тактильные ощущения).

(Слайд10,11)

Как развивать?

В работе используются приемы: познание культурно- исторических сведений через систему "круга знаний", которое позволяет детям выбрать разные источники получения знаний:

  • взрослый (родитель, воспитатель);
  • компьютер(Point-презентации культур разных стран, компьютерные развивающие программы);
  • библиотека группы, детского сада, детская библиотека (литературно- художественные источники, энциклопедии);
  • развивающая среда группы;
  • телевизор + видеомагнитофон (подборки исторических мультфильмов, видео энциклопедий, DVD обучающих фильмов, программ, просматривание семейных записей национальных праздников, домашнее видео детей);
  • музыкальный центр (прослушивание аудио записей музыки разных стран),
  • привлечение сотрудников детского сада как источников знаний (повар- кухни народов мира, инструктор по физкультуре - игры народов мира, музыкальный руководитель - танцы, песни народов мира).
  • исследование индивидуальной темы ребенком через семейный проект;
  • обсуждение с педагогом полученных знаний;
  • использование детьми полученных знаний в игровой, художественно-творческой деятельности.

(Слайд 12)

Для чего развивать?

Все это способствует решению следующих задач:

  • Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира;
  • Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителем изучаемой эпохи;
  • Познакомить с традиционными занятиями данного народа;
  • Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности;
  • Учить доброжелательно относиться к окружающим людям;
  • Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, в гостях, на улице, в музее.

(Слайд 13,14)

Формы организации деятельности:

  • интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла;
  • совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);
  • театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми; (театрализованные представления как в доу так и в группе, теневой театр кукольный  и тд.)
  • дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести;
  • подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу;
  • настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствует дальнейшему развитию речевого мышления.

(Слайд 15)

Так же используется моделирование

Моделирование:

  • моделирование возможной исторической ситуации по принципу "если бы". Дети создают историческую ситуацию, которой не было, но могла бы быть;
  • моделирование по принципу реконструкции.

Дети по заданию воспитателя ставятся в позицию исследователя, когда по отрывкам из сказок, рассказов, энциклопедий, других источников им предлагают воссоздать историческую ситуацию, сделать выводы. В качестве исторических источников могут быть использованы документы из домашнего архива, воспоминания старших, интервью очевидцев и не как иллюстрация, а как равноправный источник наряду с другими документами, литературными произведениями, что создаёт атмосферу сопричастности, позволяет ребенку эмоционально пережить, воспринять знания по историческому моменту.

Игровая форма организации детской деятельности способствует более эффективному решению проблемы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ. А так же позволяет снизить воздействие учебной нагрузки на детей дошкольного возраста.

(Слайд 16)

В группе создается развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

  • интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
  • дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
  • оборудование для национальных подвижных игр,
  • мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
  • аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
  • костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

(Слайд 17)

Взаимодействие со специалистами

В работу вовлечены специалисты детского сада. Музыкальный руководитель на своих занятиях знакомит детей с песнями, танцами, музыкальными инструментами народов мира. Инструктор по физической культуре проводит подвижные игры, эстафеты. Активно используется взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города для расширения представлений детей об источниках познания.

(Слайд 18)

Спасибо за внимание!

п\п

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

1.

Русский народный костюм.

Русская изба

Источники изучения времени (жизнь разных исторических эпох)

2.

Внешний облик хранительницы семьи.

Домашняя мебель для хранения одежды- сундук.

Почему вещи попадают в музей. Вещь как отражение человека

3.

Русская изба, интерьер, предметы быта.

Резчик по дереву.

Деревянная игрушка. Коллекция

Что такое музей?

Какие бывают музеи?

4.

Одежда и обувь, украшения русского народа.

Ремесла на Руси

Путешествие по ленте времени (от древности до наших дней).

5.

Бытовые предметы - лавки, печь, спальные принадлежности.

Народная кукла (коллекция)

Как человек стал создавать культуру. Зарождение искусства: Мастерская первобытного человека. Мастерская первобытного скульптора.

6.

Традиции чаепития на Руси.

Средства передвижения на Руси

Культура древних славян (внешний облик, жилище)

7.

Предметы для стирки, глажения.

Архитектура на Руси (каменная, деревянная)

Ремесла древних славян. Религия славян.

8.

Традиции семьи детей группы, народные костюмы.

Национальности детей группы, особенности культуры 2-3 национальностей. Национальные семьи.

Культура древних индейцев.

Современная жизнь индейцев.

9.

Русская матрешка (игрушки).

Русская народная игрушка (дымка, богородская, хохлом- ская).(коллекция)

Античная культура.

Современная Греция.

10.

Ярмарка, товары для ярмарки

История русского народного театра.

Культура древнего Египта.

Современный Египет.

11.

 

 

Культура древнего Китая.

Современный Китай.

Тематический план работы

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

БЛОК

Одежда

Одежда

Музей

Жилище

Жилище

Лента времени

Быт

Быт

Искусство.

Первобытный человек

Традиции

Традиции

Культура древних славян

Игрушки

Игрушки

Сохранение культуры на протяжении веков. Индейцы

Театр

Архитектура

Греция

 

Средства передвижения

Египет

 

 

Китай

 Технологию "погружение" в образ можно применять так же и через блочное планирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад № 305 «Созвездие». Презентация на тему: «Создание условий в группе и детском саду для развитие интереса детей к культурам народов мира». Составитель: воспитатель Кайдалина Д.А. Учебное заведение МБДОУ № 305.

Слайд 2

Цель: Создать в детском саду и группе условия для развития интереса детей к культурам народов мира. Для детей приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов. Все это помогает детям духовно и социально развиваться.

Слайд 3

Задачи: Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры; Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему миру, открытость в общении с детьми и взрослыми; Воспитывать культуру поведения в быту, в детском саду, на улице, в гостях, в музее.

Слайд 4

Развивать представления о разнообразии музыкальных народных жанров, фольклоре. Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Дать представления об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи. Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.

Слайд 5

«Погружение в образ». При использовании данной технологии содержание всей деятельности детей и педагогов в детском саду направлено на развитие одной темы в определенный отрезок времени и работает на создание единого образа.

Слайд 6

Остапенко Андрей Александрович . Профессор Кубанского государственного университета. Главный редактор российского журнала «Педагогическая техника». Член редколлегий российских журналов «Народное образование», "Школьные технологии", «Образовательные технологии», «Воспитательная работа в школе», «Управление образованием», «Социальная педагогика», «Покров», «Человек. Сообщество. Управление», «Основы православной культуры в школе». Автор и редактор многих книг и технологий в области педагогике.

Слайд 7

Этапы: 1. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с историей своей семьи и получают первоначальные представления о культуре России. 2. Детям средней группы продолжает прививаться устойчивый интерес к познанию истории и культуры русского народа, дети готовятся на основе подбора коллекций к посещению музея русского быта - Русская изба. 3. У детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к познанию изучаемой культуры, уважительное отношение к культуре других народов, познания о музее как источнике культурной информации .

Слайд 8

Система работы. Объект (что развивать?); Способ (как развивать?); Результат (для чего развивать?).

Слайд 9

Что развивать? Интерес к познанию русской истории и воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Слайд 10

Как развивать? Взрослый (родитель, воспитатель); Компьютер( Point -презентации культур разных стран, компьютерные развивающие программы); Библиотека группы, детского сада, детская библиотека (литературно- художественные источники, энциклопедии); Развивающая среда группы; Телевизор + видеомагнитофон (подборки исторических мультфильмов, видео энциклопедий, DVD обучающих фильмов, программ, просматривание семейных записей национальных праздников, домашнее видео детей); Музыкальный центр (прослушивание аудио записей музыки разных стран),

Слайд 11

Привлечение сотрудников детского сада как источников знаний (повар- кухни народов мира, инструктор по физкультуре - игры народов мира, музыкальный руководитель - танцы, песни народов мира). Исследование индивидуальной темы ребенком через семейный проект; Обсуждение с педагогом полученных знаний; Использование детьми полученных знаний в игровой, художественно-творческой деятельности;

Слайд 12

Для чего развивать? Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира; Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителем изучаемой эпохи; Познакомить с традиционными занятиями данного народа; Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности; Учить доброжелательно относиться к окружающим людям; Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, в гостях, на улице, в музее.

Слайд 13

Формы организации деятельности: интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла; совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы); театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми;

Слайд 14

дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести; подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу; настольно-печатные игры с историческим содержанием способствует дальнейшему развитию речевого мышления.

Слайд 15

Моделирование: Моделирование возможной исторической ситуации по принципу "если бы". Дети создают историческую ситуацию, которой не было, но могла бы быть; моделирование по принципу реконструкции. Игровая форма организации детской деятельности способствует более эффективному решению проблемы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ. А так же позволяет снизить воздействие учебной нагрузки на детей дошкольного возраста.

Слайд 16

В группе создается развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам: островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее), дидактические игры с культурно - историческим содержанием, оборудование для национальных подвижных игр, мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы). аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации). костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

Слайд 17

Взаимодействие со специалистами В работу вовлечены специалисты детского сада. Музыкальный руководитель на своих занятиях знакомит детей с песнями, танцами, музыкальными инструментами народов мира. Инструктор по физической культуре проводит подвижные игры, эстафеты. Активно используется взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города для расширения представлений детей об источниках познания.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство приобщения детей к культуре народов мира

В статье представлен опыт по поликультурному воспитанию дошкольников....

Развитие речи у детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада

За последнее десятилетие уровень аутизма вырос в 10 раз, и считается, что он будет продолжать расти. Основными причинами, влияющими на нормализацию развития аутичного ребенка, считают специалистов и с...

Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС".

Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС"....

Презентация "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи по ФГОС"

Презентация "Создание условий в группах по реализации  образовательной области "Развитие речи по ФГОС"...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...