Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка - детский сад №44 «Золотой ключик»
Сообщение на тему:
«Создание условий в группах по реализации образовательной области «Развитие речи» по ФГОС»
Подготовила воспитатель
Бекетова О. Б.
г. Нижневартовск 2015 год
Создание условий в группах по реализации Образовательной области «Развитие речи» по ФГОС
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач :
• Овладение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие речевого творчества;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Организационное обеспечение введения ФГОС ДО
направлено на:
- Доступность для воспитанников всех помещений детского сада, где осуществляется образовательный процесс;
- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающему все основные виды деятельности;
- Обеспечение возможности предметно-пространственной среды наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;
- Обеспечение гендерной направленности предметно-пространственной среды;
- Обогащение предметно-пространственной среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;
- Обеспечение наличия большого количества «подручных» материалов которые призваны творчески использоваться для решения различных игровых проблем.
В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы :
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения;
-Пластические этюды;
-Хороводные игры.
Для развития речи используются разнообразные средства :
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим более подробно раздел «Подготовка детей к обучению грамоте».
(Современные подходы. Гризик Татьяны Ивановны)
Основные понятия.
Что считалось одним из важнейших средств развития ребенка?
Это письменность.
Определение основных понятий
- Грамота –это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
- Грамотность – это определённая степень владения человеком навыками и умениями чтения и письма в соответствии с нормами родного (изучаемого) языка, один из базовых показателей социально-культурного развития человека.
- Подготовка к обучению грамоте- этап в процессе непосредственного обучения чтению и письму
Этапы обучения грамоте.
- 1 этап добуквеный (подготовка к обучению грамоте)
(работа со звуками, слогами, словами, предложениями)
- 2 этап- гласные звуки и буквы (6 или 10)
- 3 этап –согласные звуки или буквы (+4 гласных), формирование механизма чтения.
Предпосылки к обучению грамоте.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих.
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы.
Рассмотрим каждое направление.
Звуки речи.
Дети учатся:
-узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина и конец)
-анализировать особенности произнесения и звучания звука (анализ артикуляции): положение губ, зубов, языка, участие голоса, прохождение воздушной струи– знакомство с гласными и согласными, твердыми и мягкими звуками
- устанавливать последовательность звуков в слове
Условные обозначения при работе со звуками.
Образ буквы
- Буква- знак (образ) звука или звуков;
- Буква демонстрируется детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета;
Аа Бб Вв Гг Дд
- В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта;
- Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание её целостного образа.
Особое внимание уделяется умениям детей соотносить буквы с соответствующим звуком.
Дидактические игры на закрепление
образа буквы
(показ игры «Моя азбука» на закрепление образа буквы)
- Подготовка к обучению письму включает в себя:
- Подготовки руки к письму
- Аналитико- синтетическую деятельность
- Подготовка к технике письма
- Формирование элементарных графических умений
Первоначальное чтение.
С введением согласных звуков и букв детям дается практическое представление об основном механизме чтения слогов- позиционном чтение, то есть путем упражнений дошкольники учатся ориентироваться на гласную в слоге при его чтении. Они определяют, как читать впереди стоящую согласную(твердо или мягко).
Предложение. Слово.
В содержание обучения грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словом. Сюда входит:
- составление нераспространенных и распространенных предложений;
- правильное и отчетливое их произнесение;
- умение слышать отдельные предложения в потоке речи;
- членение предложений на слова, последовательное выделение их из предложений;
- определение количества слов в предложение.
В методике детям даются первоначальные представления о слоге и ударении.
Схемы предложений.
Выделяя в словах слоги, дети разделяют линии – слова вертикальными штрихами. Ударный слог обозначается маленькой черточкой (поставленный над слогом или над соответствующей гласной).
Подготовка к обучению письму включает в себя:
Письмо- сложный навык и в полном объёме не доступен ребенку- дошкольнику.
Подготовка руки к письму.
Включает в себя:
- Развитие мелкой моторики осуществляется на занятии и в основном в свободной деятельности детей;
- Широко используются пальчиковые игры (3-4 раза вдень), ручной труд.
Аналитико- синтетическую деятельность.
Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов.
Подготовку к технике письма.
Включает в себя:
- Развитие пространственной ориентировки;
- Написание «горизонтальных» линий с лева направо и «вертикальных» линий сверху вниз;
- Развитие чувства ритма в упражнениях на слух и в практических заданиях типа «бордюр».
Уголок по развитию речи
Перечень игр:
1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания:
«Покатай карандаш»,
«Загони мяч в ворота»,
«Подуй на одуванчик»,
«Насос» (Картотека дыхательных упражнений).
2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией):
«Артикуляционная гимнастика»,
«Сказка о веселом язычке»
скороговорки,
чистоговорки,
загадки,
мирилки,
считалки,
пословицы и поговорки.
3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:
«Составь предложение» - упражнять в употреблении простых, сложносочённеных и сложноподченнёных предложений.
«Что с начало, что потом» - развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
«Весёлый паровозик»- обучать детей делить слова на слоги.
«Составь слово» - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
«Антонимы» - упражнять детей в подборе антонимов.
«Четвёртый лишний»- развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
«Весёлые улитки» - развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
«Что к чему» - расширение словаря, обогащение речи сущ., прилагательными.
«Плохо-хорошо»- обогащать речь прилагательными характеризующими эмоции, чувства, переживания.
«Что куда?»- учить детей правильно употреблять предлоги.
«Кто где живёт?» - расширение словаря, уточнить знания об окружающем, упражнять в составление предложений, в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок ).
«Кто как двигается?» - учить детей согласовывать существ. с глаголами, составлять предложения.
«Что для чего?» - расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.
«Что из чего?»- расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.
4. Для обучению детей составлению рассказов по плану или образцу применяем мнемотаблицы:
«Зима»,
«Домашние животный»,
«Дикие животные»,
«Что это?» и д.р.
5. Альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными:
«Осень»,
«Что растёт в огороде»,
«Дикие животные»,
«Домашние животные»,
«Времена года»,
«Настроение человека»,
«Герои сказок» и д.р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...
Реализация образовательной области в ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (слов...
Презентация "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи по ФГОС"
Презентация "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи по ФГОС"...
Консультация для педагогов ДОУ «Создание условий в группе для реализации ООПДО» (из опыта работы)
Консультация для педагогов ДОУ «Создание условий в группе для реализации ООПДО» (из опыта работы)...
Социально-коммуникативное развитие. Современные требования к реализации образовательной области по ФГОС ДО
Консультация для педагогов, отражающая современные требования к реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по ФГОС ДО...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Реализации образовательной области по ФГОС
По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя непосредственно вашу работу, т.е. работу...
Доклад "Реализация образовательной области в ФГОС "Речевое развитие"
Доклад о формирование устной речи и навыки разговорной речи с окружающими у дошкольников....