Развитие речи у детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
За последнее десятилетие уровень аутизма вырос в 10 раз, и считается, что он будет продолжать расти. Основными причинами, влияющими на нормализацию развития аутичного ребенка, считают специалистов и семью, которые должны обеспечить системную интенсивную психолого-педагогическую и социальную работу с ребенком в условиях семьи, дошкольных, школьных и социально-реабилитационных учреждений. Представляем апробированную программу по речевому развитию детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №16 «Золотой ключик»
ПРОГРАММА
Развитие речи у детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада
г. УРАЙ
Оглавление
Информационная карта программы
Управленческо-кадровый аспект в разработке программы
Реализация коррекционно-развивающих задач по развитию речи детей с синдромом раннего детского аутизма в рамках учебного плана компенсирующего детского сада
Результативность коррекционно-развивающего процесса с детьми с синдромом РДА
Информационная карта программы
1. Полное название программы | Развитие речи у детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада |
2. Автор программы | Учитель-логопед Сущенко М.В. |
3. Территория | Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г.Урай |
4. Юридический адрес предприятия | Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г.Урай, микрорайон 2, дом 63. Телефон: (34676) 2-27-98, факс: 2-93-48. |
5.Телефон | Телефон: (34676) 2-27-98, факс: 2-93-48. |
6.Форма проведение | Защита программы |
7. Цель программы | Формирование коммуникативной функции речи и других речевых нарушений у детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада. |
8. Возраст детей | 3 – 7лет |
9. Форма занятий | Индивидуальная |
10. Специализация программы | Логопедическая |
11. Срок реализации | 3 года |
12. Количество подпрограмм | 0 |
13. Место проведения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №16 «Золотой ключик» |
14. Официальный язык программы | Русский |
15. Общее количество участников программы | 8 |
16. География участников | Город Урай |
17. Условия участия в программе | Использование программы в помощь педагогам и родителям, воспитывающих ребенка с синдромом РДА, применение программы в специализированной группе компенсирующего детского сада. |
18. История осуществления программы | Работа по теме проводилась в течение 3-х лет, участники проекта – родители детей с синдромом РДА и специалисты МБДОУ. Результат работы – положительная динамика. |
Пояснительная записка
Аутизм – довольно распространенный синдром, при котором у человека наблюдаются нарушения в общении с другими людьми, социализации и эмоциональной реакции на происходящее, а также нарушения речи, задержка в умственном развитии и другие симптомы.
При всех степенях тяжести детей с РДА нарушение речевого развития является одним из наиболее важных признаков аутизма. Это связано с тем, что нарушения коммуникации является основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Развитие языковых навыков до шести лет являются признаками, предсказывающими лучшие показатели в будущем.
Согласно имеющимся научным данным, аутизм у детей ассоциируется с агрессией, уничтожением имущества и приступами гнева. По данным исследования, приступы гнева чаще возникают у детей, которые имеют проблемы с усвоением языка.
За последнее десятилетие уровень аутизма вырос в 10 раз, и считается, что он будет продолжать расти. Основными причинами, влияющими на нормализацию развития аутичного ребенка, считают специалистов и семью, которые должны обеспечить системную интенсивную психолого-педагогическую и социальную работу с ребенком в условиях семьи, дошкольных, школьных и социально-реабилитационных учреждений.
По данным исследований, центров по организации помощи детям, страдающих ранним детским аутизмом недостаточно: в Москве – Центр лечебной педагогики, центр «Добро», лаборатория содержания и методов коррекционного обучения детей с эмоциональным нарушениями ИКП РАО под руководством О.С. Никольской. Открыты федеральные площадки в Санкт-Петербурге (детский сад – школа для детей с синдромом РДА), Самаре, Екатеринбурге, функционирующие под руководством преподавателей кафедр специальной психологии и коррекционной педагогики. Одним из вариантов обучения является открытие специальных классов в массовых или специальных школах, групп кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях.
На базе МБДОУ д/с компенсирующего вида № 16 «Золотой ключик» г. Урай, Тюменской области была создана специализированная группа для детей со сложными дефектами. В состав группы входили 6 детей 3-7 лет, страдающие ранним детским аутизмом, I – IV уровня развития (по классификации О.С.Никольской). Результаты первичного обследования детей специализированной группы представлены в таблице №1.
Анализ изучения потребностей внешней среды работы логопеда с детьми с синдромом раннего детского аутизма
Таблица №1
Критерии внешней среды | Показатель |
АУТИЗМ | |
По данным мировой статистики регистрация случаев аутизма значительно участилась с 1996г. | |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГРУППА | |
На базе МДОУ д/с компенсирующего вида № 16 «Золотой ключик» г. Урай, Тюменской области была создана специализированная группа для детей 3-7 лет со сложными дефектами. | |
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ | |
У аутичных детей наблюдался широкий спектр речевых расстройств. | |
СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ | |
Наиболее ярким внешним проявлением синдрома детского аутизма являлась особая характерная задержка и нарушение развития речи. | |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ | |
Психологический уровень аутичных детей (по классификации О.С. Никольской). | |
СОСТОЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ | |
Исследования показали: родители испытывают шок, растерянность, беспомощность, страх, у них возникает чувство собственной неполноценности. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ | |
Первичная диагностика показала уровень речевого развития: |
Большинство логопедических методик не приспособлено для коррекции речевого развития у детей с синдромом раннего детского аутизма. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы коррекции речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом и создания программы по развитию речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Целью нашей работы является: формирование коммуникативной функции речи и других речевых нарушений у детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада.
В соответствии с целью, нами были определены следующие задачи:
- Определить уровень развития речи ребенка;
- Установить эмоциональный контакт с ребенком;
- Организовать условия для занятий с аутичным ребенком;
- Развивать импрессивную сторону речи;
- Развивать экспрессивную речь;
- Начать работу по устранению дефектов звукопроизношения;
- Обучать навыкам чтения;
- Привлекать родителей к участию в коррекционно-развивающих мероприятиях.
Для решения данных задач мы предлагаем принципы и методы работы, представленные в программе: «Развитие речи у детей с синдромом раннего детского аутизма в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада». В Программе представлен опыт педагогов собранный при разработке и практическом применении методических разработок и рекомендаций по речевому развитию детей, страдающих аутизмом, в рамках специализированной группы детского сада.
Данная программа предназначена для проведения логопедической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими синдром раннего детского аутизма. В ней представлено инновационное содержание и современные технологии обучения речевым навыкам детей с синдромом РДА, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку и его близким. Содержание представленной программы апробировалось в течение 3 лет в специализированной группе, МБДОУ компенсирующего вида №16 «Золотой ключик», города Урай, Тюменской области.
При разработке программы нами учитывались тенденции развития аутичного ребенка в работах, как зарубежных, так и отечественных авторов, а также педагогов, работающих с аутичными детьми. В рамках коррекционной работы использовались современные педагогические технологии:
- Информационные технологии (применялся логотренажер и развивающие компьютерные игры).
- Психокоррекционные технологии (в работу включались элементы сеанса холдинг – терапии (Либлинг М.М.).
- Метод эмоционального растормаживания речи (Соботович Е.Ф) состоял в том, чтобы восстановить или заново создать у ребенка с аутизмом потребность в речевой коммуникации. (Приложение №1)
- Методика «глобального чтения» (Заломаева Н.Б.) – позволила вызвать эхолаличное повторение звуков речи у детей с аутизмом.
- Игровая терапия (Янушко Е.А) – спсобствовала установлению контакта, способу взаимодействия, развития речи. (Приложение №2)
- Использование музыкальной терапии для детей с аутизмом (Алвин Дж., Уорик Э.) – привело к положительным изменениям в поведении аутичного ребёнка, развитию его сознательности, к самовыражению. (Приложение №3)
- Пескотерапия (с помощью игр с песком у детей успешно развивалась тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика).
- Тренинг с использованием запахов (Нуриева Л.Г.) – помог подготовить органы артикуляции к произвольному произнесению звуков речи. (Приложение №4)
Единой методики формирования речи при детском аутизме не может быть, поэтому в работе использовались методические рекомендации по программам:
- «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» (Э.Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс) по программе TEACH (основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку c аутизмом). (Приложение №5)
- Программа Джеки Кукк, направленная на установление эмоционального контакта педагога и ребенка. (Приложение №6)
Апробация программы показала, что у детей с синдром раннего детского аутизма, при ранней и целенаправленной логопедической работе, повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, дети усваивают стихи, овладевают навыками «глобального чтения», у детей отмечается интерес к окружающим людям, потребность в речевом высказывании. Овладение коммуникативными навыками создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития.
Представленная программа может быть использована не только в ДОУ компенсирующего вида, а также в Центрах социальной реабилитации и в условиях семейного воспитания детей с синдромом РДА.
Управленческо-кадровый аспект в разработке программы
№ | Управление программой | Ответственные |
1. | Анализ возможностей для разработки и реализации программы | Педагогический совет |
2. | Организация разработки программы | Заведующий, зам. по ВМР |
3. | Разработка стратегий и поэтапных планов реализации программы | ПМПк, |
4. | Согласование планов реализации программы с программами, используемыми в коррекционно-развивающем обучении специализированной группы МДОУ | Автор программы, специалисты |
5. | Контроль над разработкой и реализацией вариативной программы | Зам. по ВМР |
Информационное обеспечение | ||
1. | Создание информационного банка в области речевого развития детей (сбор, систематизация, хранение) | Автор программы |
2. | Накопление информации об издании новой литературы по речевой коррекции | Зам. по ВМР |
3. | Определение состава педагогов и специалистов, участвующих в разработке и реализации программы специализированной группы МДОУ, с которыми апробировалась программа | Заведующий, Зам. по ВМР |
4. | Информирование родителей о целях, задачах, содержании работы по речевому развитию детей с синдромом РДА | Зам. по ВМР Учитель-логопед |
5. | Информирование педагогического коллектива о ходе разработки и реализации программы | Автор программы |
Образовательный уровень участников программы | ||
№ | Специалисты | Образование |
1. | Заместитель заведующего по ВМР | Высшее дошкольное |
2. | Учитель-логопед | Высшее, логопед |
3. | Учитель-дефектолог | Высшее, дефектолог |
4. | Педагог-психолог | Высшее, психолог |
5. | Музыкальный руководитель | Среднее специальное |
6. | Инструктор по физическому воспитанию | Среднее специальное |
7. | Социальный педагог | Высшее, психолог |
8. | Воспитатель | Высшее, дошкольное |
Ожидаемые результаты
Дети должны иметь:
- Интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих предметов, действий.
- Представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании.
- Потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Дети должны научиться:
- Пользоваться невербальными формами коммуникации;
- Слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- Выполнять действия по простым речевым инструкциям;
- Воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы, предложения;
- Высказывать свои потребности в активной речи;
- Рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;
- Читать отдельные слова, фразы, текст.
Реализация коррекционно-развивающих задач по развитию речи детей с синдромом раннего детского аутизма в рамках учебного плана компенсирующего детского сада
Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно. При работе над коррекцией речи возникают дополнительные трудности, тормозящие и усложняющие этот процесс. В связи с этим логопедическая работа должна быть направлена не только на устранение непосредственного речевого дефекта, но и в первую очередь на сглаживание этих мешающих работе особенностей, присущих аутизму, и на выработку своих методических приемов, подходящих для работы с аутичными детьми. Для работы над речевой функцией необходимы особые этапы работы:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Виды деятельности | Цели | Сроки реализации | Примечание |
1. Определение степени выраженности аутистических, и речевых расстройств и уровня интеллектуального развития. (Приложение №7) | 1.Оценить уровень актуального развития речи ребенка; 2. Проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка; 3. Составление индивидуальной программы речевой коррекции; | Сентябрь, май | Спонтанная ситуация, направленное обследование; |
2. Установление эмоционального контакта. (Приложение №8) | 1. Установить формальный контакт с ребенком; 2. Создать для ребенка «неопасность» ситуации и готовность его находиться в одном помещении с педагогом. | В течение 2-3 занятий; | Сроки реализации могут быть увеличены; |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП
Виды деятельности | Цели | Сроки реализации | Примечание |
1. Организация предметно-развивающей среды и коррекционно-развивающего процесса. (Приложение №9) | 1. Соответствующим образом организовать место, где будут проходить логопедические занятия; 2.Сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям; 3. Закрепить определенную последовательность действий по подготовке к занятию и действий, связанных с завершением занятия; | Сентябрь - октябрь | Применимы по отношению к детям с любым вариантом аутизма; |
2. Развитие импрессивной стороны речи. (Приложение №10) | 1.Развивать у аутичного ребенка способность понимать речь 2.Формировать его речевое мышление; 3. С помощью эмоционального комментария добиться включенности в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи; | В течение всей коррек-ционно-развиваю-щей работы; | В первую очередь, ребенку необходимы рассказы о нем самом, и именно на таких рассказах его легче всего сосредоточить |
3. Развитие экспрессивной стороны речи. (Приложение №11) | 1.Стимулировать экспрессивные языковые способности аутичного ребенка; 2. Попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации; 3. Закреплять появившиеся речевые формы. | Работа ведется параллельно с развитием понимания речи. | 1.Работу проводить, при любой форме аутизма; 2.Программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способнос-тями ребенка, а также его коммуникативными интересами; |
4. Коррекция звукопроизношения. (Приложение №12) | 1.Устранение дефектного звукопроизношения; 2.Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью; | При появлении активной речи. | Материал используется частично традиционный, но адапти-рованный индивидуально для каждого ребенка. Из предметных картинок исключаются изображения тех предме-тов, которые вызывают у ребенка страхи. |
5.Обучение навыкам чтения; (Приложение №13) | 1.Развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением; 2.Развивать зрительное внимание и память; | Во время развития импрессив-ной стороны речи. | Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребёнка эхолаличное повторение звуков речи; |
6.Стратегия работы с родителями; | 1. Способствовать ослаблению симбиотических отношений между матерью и аутичным ребёнком (у матери не возникает ощущения эмоциональной близости с ребёнком). 2. Вызвать заинтересованность родителей, повысить их активность, тем самым снизить дискомфорт в семье, семейную тревожность, добиваться истинного единения детей и взрослых; 3. Способствовать контакту ребенка с родителями. | В течение всего обучающего процесса; | Индивидуаль-ные консуль-тации; Родительские собрания; Посещение родителями занятий логопеда; Праздники, развлечения и т.д. |
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
Виды деятельности | Цели | Сроки реализации | Примечание |
1.Анализ состояния речевого развития к концу обучения; | 1.Определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения; 2. Оценка эффективности программы; | Май | Качественные показатели отражаются в личной папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка. |
Система в работе с родителями
Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребёнком ложится, конечно, на семью. Близкие ребёнка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Предлагаем формы взаимодействия с родителями, которые используются в работе с родителями аутичного ребенка, в условиях компенсирующего детского сада. (Таблица №2)
Таблица № 2
Результативность коррекционно-развивающего процесса с детьми с синдромом РДА
Итоговые результаты реализации программы представлены за трехлетний период в специализированной группе, МБДОУ д/с компенсирующего вида № 16 «Золотой ключик» г. Урай, Тюменской области. (Таблица №3) Работа проводилась с 6 детьми 3-7 лет, с синдромом раннего детского аутизма (1,2,3 группы по классификации О.С.Никольской).
Таблица №3
Результаты работы логопеда с аутичными детьми
Оценка результатов по реализации программы | Показатель |
| |
У детей повысился уровень понимания речи, значительно пополнился активный словарь детей, в большинстве случаев устранены недостатки звукопроизношения, дети смогли усвоить стихи, овладеть навыками «глобального чтения», у детей отмечается интерес к окружающим людям, потребность в речевом высказывании. |
|
| |
Стимулирование способностей ребенка, а также его коммуникативных интересов, ведёт к формированию речевых навыков и навыков общения. Улучшилось состояние речи. |
|
| |
Формирование коммуникативных навыков ведет к положительной динамики в психическом развитии детей: дети становятся более активными, преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. |
|
| |
Целенаправленная логопедическая работа, создала условия для раскрытия имеющихся у детей с синдромом РДА потенциальных возможностей развития и большая часть таких детей социально адаптировалась. |
|
| |
По результатам диагностики: дети признаны обучаемыми: по коррекционной программе VII и VIII вида, а также по общеобразовательной программе массовой школы. |
|
| |
Работа с родителями играет существенную роль в реализации программы, происходит истинное единение детей и взрослых. Проявляется заинтересованность родителей, повышается их активность. Снижается дискомфорт в семье, семейная тревожность, у ребенка появляется стремление к контакту с родителями. (Приложение №14) | |
Сравнивая результаты экспресс-диагностики семейного состояния родителей аутичных детей за 2008-2010 г., мы видим, что дискомфорт в семье, семейная тревожность снизилась на 46 %. |
В результате реализация коррекционно-развивающих задач по развитию речи детей с синдромом раннего детского аутизма были получены следующие результаты:
Дети имеют:
- Интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих предметов, действий.
- Интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих предметов, действий.
- Представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании.
- Потребность в речевом высказывании, с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Дети научились:
- Пользоваться невербальными формами коммуникации;
- Слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- Выполнять действия по простым речевым инструкциям;
- Воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы, предложения;
- Высказывать свои потребности в активной речи;
- Рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;
- Читать отдельные слова, фразы, текст.
ВЫВОД: Речевое развитие детей с синдромом РДА является неотъемлемой частью коррекционного процесса, основное направление которого – это максимально более полная социальная адаптация таких детей в настоящем и будущем.
Заключение
На основании опыта практической работы можно сформулировать следующие принципы коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме:
- Коррекция отклонений в речевом развитии должна начинаться в возможно более раннем возрасте.
- При определении стратегии коррекционной работы необходимо учитывать особенности генеза, как речевых расстройств, так и аутистических проявлений.
- Коррекция речи носит комплексный характер, то есть, с одной стороны, программа речевого развития является частью общей коррекционной программы и, с другой стороны, в коррекции речевых нарушений участвуют как все специалисты, так и его родители.
- Важнейшей и первостепенной задачей является формирование коммуникативной функции речи; работа с другими речевыми нарушениями начинается по мере становления коммуникативной функции.
- Начальный этап работы по коррекции речи должен проходить индивидуально.
- Переход к групповым формам работы проводится постепенно, по мере развития потребности в общении и коммуникативных навыках.
- Коррекция речевых нарушений проводится поэтапно:
- определение степени выраженности аутистических, и речевых расстройств и уровня интеллектуального развития;
- составление индивидуальной программы речевой коррекции;
- установление контакта с ребёнком;
- организация занятий;
- собственно коррекционная логопедическая работа.
Важно отметить, что при обучении речевым навыкам ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность того, что ребенок, освоив тот или иной навык, не продвинется в своем речевом развитии. Как только навык сформирован, перенесен в повседневную речь, надо двигаться дальше. Думая, чему и как нужно учить ребенка, какие навыки нужны ему для будущего.
Представленная программа может быть использована не только в ДОУ компенсирующего вида, а также в Центрах социальной реабилитации и в условиях семейного воспитания детей с синдромом РДА.
Литература
- «Мама, это человек или животное?». Об аутизме [текст] / Хильда де Клерк Пер. с франц. Ю.Б. Чирковой. Под научн. ред. Е.С.Иванова – СПб.: ИСПиП, 2001. – 60с.
- Аутизм в детстве [текст] / Башина В.М. – М.: Медицина, 1999. – 240с.
- Аутизм у детей [текст] / Каган В.Е. - Л.: Медицина. 1981.
- Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение [текст]/ Ремшмидт Х. – Медицина, 2003 – 120с.
- Аутизм. Практическое руководство для персонала [текст]/ Маккерлен Т., Мортлок Д. – Мн.: Белорусский Экзархат-Белорусской проваславной церкви, 2000. – 112с.
- Аутизм. Российское общество медиков-литераторов [текст]/ Буянов М.М. – М.: 2001, с.88
- Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь [текст]/ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232с.
- Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога [текст]/ С.С. Морозова.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 176с.
- Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию [текст] / Питерс Т. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. – 192с.
- Аутичный ребенок. Пути помощи [текст]/ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 2000.
- Аутичный ребенок - проблемы в быту [текст] / Веденина М.Ю., Костин И.А., Морозова С.С., Окунева О.Н. – М., 1998.
- Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма [текст] / Никольская О.С. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. –Библиогр.
- В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми [текст]/ Карвасарская И.Б.. – М.: Теревинф,2003.- 70с.
- Дети с нарушениями общения [текст]/ Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. -М.: 1989.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [текст]/ Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинкова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Детская и подростковая психиатрия [текст]/ Ремшмидт Х. М.: 2001.
- Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений [текст]. Иванов Е.М., Л.Н. Демьянчук, Демьянчук Р.В. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», - 2004. - 80с.
- Детский аутизм: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений [текст]. / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», - 2001.
- Диагностика РДА: Начальные проявления [текст] / Лебединская К.С., Никольская О.С. -М.: Просвещение, 1991.
- Диагностика эмоцианальных нарушений у детей: Учебное пособие [текст] / Бардышевская М.К., Лебединский В.В. - М.: УМК «Психология», 2003. 320 с.
- Игровая терапия как способ решения проблем ребенка [текст] / Лэндрэд Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Перев. с англ. Л.Р.Мошинский. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
- Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» [текст] / Янушко Е.А.- М: Терефинф, 2004. – 136с.
- К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом [текст] / Под ред.Е.А.Морозова. - М., Издательство Сигнал,-2002.
- Коррекционно-образовательные учреждения: Нормативные правовые документы [текст] / - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96с.
- Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. [текст] / Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
- Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Мастюкова Е.М. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов [текст]/ Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М.Шипициной; Д.Н.Исаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 144с.
- Музыкальная терапия для детей с аутизмом [текст]/ Алвин Дж., Уорик Э. Пер. с англ. Ю.В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004.-208с.
- Нарушения психического развития у детей [текст] / Лебединский В.В. - М.: Издательство Московского университета, 1985.
- Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма [текст] / Грэндин Т., Скариано М.М. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999.-228с.
- Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе ТЕАСН. Издательство БелАПДИ «Открытые двери» [текст] / Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. – Минск, 1997.
- Помощь в воспитании детей с особым эмоцианальным развитием. Младший дошкольный возраст [текст] / Баенская Е.Р. - М.: «Пайдея», 2000.
- Преодоление: Неконтактный ребенок в семье [текст] / Каган В.Е. СПб., Фолиант, 1996, - 155с.
- Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [текст] / Семаго М.М. - М.: 2000.
- Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [текст] / Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2003.
- Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [текст] / Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2001.
- Психотерапия: игра, детство, семья [текст] / Спиваковская А.С. Том 1. –ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
- Пустая крепость. Детский аутизм и рождения [текст] / Пер. с англ. Беттельхейм Б. – М.: Академический Проект: Традиция, 2004. - 784с.
- Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки [текст] / Нуриева Л.Г. – М.: Теревинф, 2003. - 160с.
- Ребенок с аутизмом в обычной школе [текст] / О.Никольская, Т. Фомина, С. Цыпотан. - М.: Чистые пруды, 2006 - 32с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог» Вып. 2(8).
- Слово сквозь безмолвие [текст] / Дилигенский Н. - М.: Центр учебной педагогики, 2000.- 96с.
- Эмоциональные отношения в детском возрасте и их коррекция [текст] / В.В. Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. –М.: Изд-во моск. Ун-та, 1990. - 197с.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»
Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...
занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна
занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна. лексическая тема "Фрукты"...
Развитие речи у детей с синдромом Дауна.
Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается зн...
Презентация родительского собрания в первой младшей группе "Развитие речи у детей 2-3 лет в условиях семьи и детского сада"
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка"...
«Создание условий в группе и детском саду для развитие интереса детей к культурам народов мира».
Для детей приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте с использованием логосказки в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет на тему: «Путешествие в волшебную страну»
В данной статье представлен конспект занятия, которое проводилось в рамках 2 этапа конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2016"....
буклет "РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ" (развитие речи у детей с синдромом Дауна)
Стихотворные тексты являются основой упражнений для развития речи, кратковременной слуховой памяти, чувства ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с о...