Развитие речи у детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

За последнее десятилетие уровень аутизма вырос в 10 раз, и считается, что он будет продолжать расти. Основными причинами, влияющими на нормализацию развития аутичного ребенка, считают специалистов и семью, которые должны обеспечить системную интенсивную психолого-педагогическую и социальную работу с ребенком в условиях семьи, дошкольных, школьных и социально-реабилитационных учреждений. Представляем апробированную программу по речевому развитию детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №16 «Золотой ключик»

ПРОГРАММА

Развитие речи у детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада

г. УРАЙ

Оглавление

Информационная карта программы        

Пояснительная записка        

Управленческо-кадровый аспект в разработке программы        

Ожидаемые результаты        

Реализация коррекционно-развивающих задач по развитию речи детей с синдромом раннего детского аутизма в рамках учебного плана компенсирующего детского сада        

Система в работе с родителями        

Результативность коррекционно-развивающего процесса с детьми с синдромом РДА        

Заключение        

Литература        

Приложение        

        

Информационная карта программы

1. Полное название программы

Развитие речи у детей с синдромом РДА в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада

2. Автор  программы

Учитель-логопед  Сущенко М.В.

3. Территория

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г.Урай

4. Юридический адрес предприятия

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г.Урай, микрорайон 2, дом 63.

Телефон: (34676) 2-27-98,

 факс: 2-93-48.

5.Телефон

Телефон: (34676) 2-27-98,

 факс: 2-93-48.

6.Форма проведение

Защита программы

7. Цель программы

Формирование коммуникативной функции речи и других речевых нарушений  у детей с синдромом РДА в условиях  специализированной группы компенсирующего детского сада.

8. Возраст детей

3 – 7лет

9. Форма занятий

Индивидуальная

10. Специализация программы

Логопедическая

11. Срок реализации

3 года

12. Количество подпрограмм

0

13. Место проведения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида №16 «Золотой ключик»

14. Официальный язык программы

Русский

15. Общее количество участников программы

8

16. География участников

Город  Урай

17. Условия участия в программе

Использование программы в помощь педагогам и родителям, воспитывающих  ребенка с синдромом РДА, применение программы в специализированной группе  компенсирующего детского сада.

18. История осуществления программы

Работа по теме проводилась в течение 3-х лет, участники проекта – родители детей с синдромом РДА и специалисты МБДОУ.  Результат работы  – положительная динамика.

Пояснительная записка

Аутизм – довольно распространенный синдром, при котором у человека наблюдаются нарушения в общении с другими людьми, социализации и эмоциональной реакции на происходящее, а также нарушения речи, задержка в умственном развитии и другие симптомы.  

При всех степенях тяжести детей с РДА  нарушение речевого развития является одним из наиболее важных признаков аутизма. Это связано с тем, что нарушения коммуникации является основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Развитие языковых навыков до шести лет являются признаками, предсказывающими лучшие показатели в будущем.

Согласно имеющимся научным данным, аутизм у детей ассоциируется с агрессией, уничтожением имущества и приступами гнева. По данным исследования, приступы гнева чаще возникают  у детей, которые имеют проблемы с усвоением языка.

За последнее десятилетие уровень аутизма вырос в 10 раз, и считается, что он будет продолжать расти. Основными причинами, влияющими на нормализацию развития аутичного ребенка, считают специалистов и семью, которые должны обеспечить системную интенсивную психолого-педагогическую и социальную работу с ребенком в условиях семьи, дошкольных, школьных и социально-реабилитационных учреждений.

По данным исследований, центров по организации помощи детям, страдающих ранним детским аутизмом  недостаточно: в Москве – Центр лечебной педагогики, центр «Добро», лаборатория содержания и методов коррекционного обучения детей с эмоциональным нарушениями ИКП РАО под руководством О.С. Никольской. Открыты федеральные площадки в Санкт-Петербурге (детский сад – школа для детей с синдромом РДА), Самаре, Екатеринбурге, функционирующие под руководством преподавателей кафедр специальной психологии и коррекционной педагогики. Одним из вариантов обучения является открытие специальных классов в массовых или специальных школах, групп кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях.

На базе МБДОУ д/с компенсирующего вида № 16 «Золотой ключик» г. Урай, Тюменской области  была создана специализированная группа для детей со сложными  дефектами. В состав группы входили 6 детей 3-7 лет, страдающие ранним детским аутизмом, I – IV уровня развития (по классификации О.С.Никольской). Результаты  первичного обследования детей специализированной группы представлены в таблице №1.

Анализ изучения  потребностей внешней среды работы логопеда с детьми с синдромом раннего детского аутизма

Таблица №1

Критерии внешней среды

Показатель

АУТИЗМ

По данным мировой статистики  регистрация случаев аутизма значительно участилась с 1996г.

US-autism-6-17-1996-2007

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГРУППА

На базе МДОУ д/с компенсирующего вида № 16 «Золотой ключик» г. Урай, Тюменской области  была создана специализированная группа для детей 3-7 лет со сложными  дефектами.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

У аутичных детей наблюдался  широкий спектр речевых расстройств.

СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ

АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

Наиболее ярким внешним проявлением синдрома детского аутизма являлась особая характерная задержка и нарушение развития речи.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  УРОВЕНЬ

АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

Психологический уровень аутичных детей (по классификации

О.С. Никольской).

СОСТОЯНИЕ  СЕМЕЙНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

Исследования показали: родители испытывают шок, растерянность, беспомощность, страх, у них возникает  чувство собственной неполноценности.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

Первичная диагностика показала уровень речевого развития:

Большинство логопедических методик не приспособлено для коррекции речевого развития у  детей с синдромом раннего детского аутизма. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы коррекции речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом и создания программы по развитию  речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом.

Целью нашей работы  является: формирование коммуникативной функции речи и других речевых нарушений  у детей с синдромом РДА в условиях  специализированной группы компенсирующего детского сада.

В соответствии с целью, нами были определены следующие задачи:

  1. Определить уровень развития речи ребенка;
  2. Установить эмоциональный контакт с ребенком;
  3. Организовать условия для занятий с аутичным ребенком;
  4.  Развивать импрессивную сторону   речи;
  5. Развивать  экспрессивную  речь;
  6. Начать работу по устранению дефектов звукопроизношения;
  7. Обучать навыкам чтения;
  8. Привлекать  родителей к участию в коррекционно-развивающих мероприятиях.

Для решения данных задач мы предлагаем принципы и методы работы, представленные в программе: «Развитие речи у детей с синдромом раннего детского аутизма в условиях специализированной группы компенсирующего детского сада». В Программе представлен опыт педагогов собранный при разработке и практическом применении методических разработок и рекомендаций по речевому развитию детей, страдающих аутизмом, в рамках специализированной группы детского сада. 

Данная программа предназначена для проведения логопедической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими синдром раннего детского аутизма. В ней представлено инновационное содержание и современные технологии обучения речевым навыкам детей с синдромом РДА, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку и его близким. Содержание представленной программы апробировалось в течение 3 лет в специализированной группе, МБДОУ компенсирующего вида №16 «Золотой ключик», города Урай, Тюменской области.

При разработке программы нами учитывались тенденции развития аутичного ребенка в работах, как зарубежных, так и отечественных авторов, а также педагогов, работающих с аутичными детьми. В рамках коррекционной работы использовались современные педагогические технологии:

  • Информационные технологии (применялся логотренажер и развивающие компьютерные игры).
  • Психокоррекционные технологии (в работу включались  элементы сеанса  холдинг – терапии (Либлинг М.М.).
  • Метод эмоционального растормаживания речи (Соботович Е.Ф) состоял в том, чтобы восстановить или заново создать у ребенка с аутизмом потребность в речевой коммуникации. (Приложение №1)
  • Методика «глобального чтения» (Заломаева Н.Б.) – позволила вызвать эхолаличное повторение звуков речи у детей с аутизмом.
  • Игровая терапия (Янушко Е.А) – спсобствовала установлению контакта, способу взаимодействия, развития речи. (Приложение №2)
  • Использование музыкальной терапии для детей с аутизмом (Алвин Дж., Уорик Э.) – привело  к положительным изменениям в поведении аутичного ребёнка, развитию  его сознательности, к самовыражению. (Приложение №3)
  • Пескотерапия (с  помощью игр с песком у детей успешно развивалась тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика).
  • Тренинг с использованием запахов (Нуриева Л.Г.) – помог подготовить органы артикуляции к произвольному произнесению звуков речи. (Приложение №4)

Единой методики формирования речи при детском аутизме не может быть, поэтому в работе использовались методические рекомендации по программам:

  • «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» (Э.Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс) по программе  TEACH (основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку c аутизмом). (Приложение №5)
  • Программа Джеки Кукк, направленная на установление эмоционального контакта педагога и ребенка. (Приложение №6)

Апробация программы показала, что у детей с синдром раннего детского аутизма, при ранней и целенаправленной логопедической работе, повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, дети усваивают стихи, овладевают навыками «глобального чтения», у детей отмечается интерес к окружающим людям, потребность в речевом высказывании. Овладение  коммуникативными навыками создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития. 

 Представленная программа может быть использована не только в ДОУ компенсирующего вида,  а также в Центрах социальной реабилитации и в условиях семейного воспитания детей с синдромом РДА.

Управленческо-кадровый аспект в разработке программы

Управление программой

Ответственные

1.

Анализ возможностей для разработки и реализации программы

Педагогический совет

2.

Организация разработки программы

Заведующий, зам. по ВМР

3.

Разработка стратегий и поэтапных планов реализации программы

ПМПк,

4.

Согласование планов реализации программы с программами, используемыми в коррекционно-развивающем обучении специализированной группы МДОУ

Автор программы, специалисты

5.

Контроль над разработкой и реализацией вариативной программы

Зам. по ВМР

Информационное обеспечение

1.

Создание информационного банка в области речевого развития детей (сбор, систематизация, хранение)

Автор программы

2.

Накопление информации об издании новой литературы по речевой коррекции

Зам. по ВМР

3.

Определение состава педагогов и специалистов, участвующих в разработке и реализации программы  специализированной группы МДОУ, с которыми апробировалась программа

Заведующий,

Зам. по ВМР

4.

Информирование родителей о целях, задачах, содержании работы по речевому развитию детей с синдромом РДА

Зам. по ВМР

Учитель-логопед

5.

Информирование педагогического коллектива о ходе разработки и реализации программы

Автор программы

Образовательный уровень участников программы

Специалисты

Образование

1.

Заместитель заведующего по ВМР

Высшее дошкольное

2.

Учитель-логопед

Высшее, логопед

3.

Учитель-дефектолог

Высшее, дефектолог

4.

Педагог-психолог

Высшее, психолог

5.

Музыкальный руководитель

Среднее специальное

6.

Инструктор по физическому воспитанию

Среднее специальное

7.

Социальный педагог

Высшее, психолог

8.

Воспитатель

Высшее, дошкольное

Ожидаемые результаты

Дети должны иметь:

  •  Интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих предметов, действий.
  •  Представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании.
  •  Потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

Дети должны научиться:

  •  Пользоваться невербальными формами коммуникации;
  •  Слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
  •  Выполнять действия по простым речевым инструкциям;
  •  Воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы, предложения;
  • Высказывать свои потребности в активной речи;
  • Рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;
  • Читать отдельные слова, фразы, текст.

Реализация коррекционно-развивающих задач по развитию речи детей с синдромом раннего детского аутизма в рамках учебного плана компенсирующего детского сада

Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно. При работе над коррекцией речи возникают дополнительные трудности, тормозящие и усложняющие этот процесс. В связи с этим логопедическая работа должна быть направлена не только на устранение непосредственного речевого дефекта, но и в первую очередь на сглаживание этих мешающих работе особенностей, присущих аутизму, и на выработку своих методических приемов, подходящих для работы с аутичными детьми. Для работы над речевой функцией необходимы особые этапы работы:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Виды деятельности

Цели

Сроки реализации

Примечание

1. Определение степени выраженности аутистических, и речевых расстройств и уровня интеллектуального развития. (Приложение №7)

1.Оценить  уровень актуального развития речи ребенка;

2. Проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка;

3. Составление индивидуальной программы речевой коррекции;

Сентябрь, май

Спонтанная ситуация, направленное обследование;

2. Установление эмоционального контакта.

(Приложение №8)

1. Установить формальный контакт с ребенком;

2. Создать для ребенка «неопасность» ситуации и готовность его находиться в одном помещении с педагогом.

В течение 2-3 занятий;

Сроки реализации

могут быть увеличены;

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП

Виды деятельности

Цели

Сроки реализации

Примечание

1. Организация предметно-развивающей среды и коррекционно-развивающего процесса. (Приложение №9)

1. Соответствующим образом организовать место, где будут проходить логопедические занятия;

2.Сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям;

3. Закрепить определенную последовательность действий по подготовке к занятию и действий, связанных с завершением занятия;

Сентябрь - октябрь

Применимы по отношению к детям с любым вариантом аутизма;

2. Развитие импрессивной стороны речи.

(Приложение №10)

1.Развивать у аутичного ребенка способность понимать речь

 2.Формировать его речевое мышление;

3. С помощью эмоционального комментария добиться включенности в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи;

В течение всей коррек-ционно-развиваю-щей работы;

В первую очередь, ребенку необходимы рассказы о нем самом, и именно на таких рассказах его легче всего сосредоточить

3. Развитие экспрессивной стороны речи.

(Приложение №11)

1.Стимулировать экспрессивные языковые способности аутичного ребенка;

2. Попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации;

3. Закреплять появившиеся  речевые формы.

Работа ведется параллельно с развитием понимания речи.

1.Работу проводить, при любой форме аутизма;

2.Программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способнос-тями ребенка, а также его коммуникативными интересами;

4. Коррекция звукопроизношения.

(Приложение №12)

1.Устранение дефектного звукопроизношения;

2.Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью;

При появлении  активной речи.

Материал используется частично традиционный, но адапти-рованный индивидуально для каждого ребенка. Из предметных картинок исключаются изображения тех предме-тов, которые вызывают у ребенка страхи.

5.Обучение навыкам  чтения;

 (Приложение №13)

1.Развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением;

2.Развивать зрительное внимание и память;

Во время развития импрессив-ной стороны речи.

Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребёнка эхолаличное повторение звуков речи;

6.Стратегия работы с родителями;

1. Способствовать ослаблению  симбиотических отношений между матерью и аутичным ребёнком (у матери не возникает ощущения  эмоциональной близости с ребёнком).        

2. Вызвать заинтересованность родителей, повысить  их активность, тем самым снизить дискомфорт в семье, семейную тревожность, добиваться истинного  единения детей и взрослых;

3. Способствовать контакту ребенка с родителями.

В течение всего обучающего процесса;

Индивидуаль-ные консуль-тации;

Родительские собрания;

Посещение родителями занятий логопеда;

Праздники, развлечения и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП

Виды деятельности

Цели

Сроки реализации

Примечание

1.Анализ состояния речевого развития к концу обучения;

1.Определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения;

 2. Оценка эффективности программы;

Май

Качественные показатели отражаются в личной  папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.

Система в работе с родителями

 Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребёнком ложится, конечно, на семью. Близкие ребёнка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Предлагаем формы взаимодействия с родителями, которые  используются в работе с родителями аутичного ребенка, в условиях компенсирующего детского сада. (Таблица №2)


Таблица № 2


Результативность коррекционно-развивающего процесса с детьми с синдромом РДА

         Итоговые результаты реализации программы представлены за трехлетний период  в специализированной группе, МБДОУ д/с компенсирующего вида № 16 «Золотой ключик» г. Урай, Тюменской области. (Таблица №3) Работа проводилась с 6 детьми 3-7 лет, с синдромом раннего детского аутизма (1,2,3 группы по классификации О.С.Никольской).

Таблица №3

Результаты работы логопеда с аутичными детьми

Оценка результатов по реализации программы

Показатель

  1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

У детей повысился уровень понимания речи, значительно пополнился активный словарь детей, в большинстве случаев устранены недостатки звукопроизношения, дети смогли усвоить стихи, овладеть навыками «глобального чтения», у детей отмечается интерес к окружающим людям, потребность в речевом высказывании.

  • низкий уровень - сократился на 40%,
  • недостаточный  - увеличился на 20%,
  • необходимый - увеличился на 20%,
  • достаточный – не изменился.
  1. СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ

Стимулирование способностей  ребенка, а также его коммуникативных интересов,  

ведёт к формированию  речевых навыков  и навыков общения.

Улучшилось состояние речи.

  • Имитация – на 20%
  • Восприятие -  на 20%
  • Грубая моторика – на 9%
  • Тонкая моторика – на 15%
  • Координация глаз и рук – на 7%
  • Речь – на 17%
  • Социальное взаимодействие - на 9%
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Формирование коммуникативных навыков ведет  к положительной динамики в психическом развитии детей: дети становятся более активными, преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль.

  • I уровень   -   не изменился
  • II уровень  -   сократился на 40%
  • III уровень -  увеличился на  40%
  • IV уровень -  не изменился

  1. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Целенаправленная логопедическая работа, создала условия для раскрытия имеющихся у  детей с синдромом РДА потенциальных возможностей развития и большая часть таких детей социально адаптировалась.

  • низкий уровень - сократился на 60%,
  • недостаточный  - увеличился на 40%,
  • необходимый - увеличился на 20%,
  • достаточный – не изменился.
  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РДА

По результатам диагностики:  дети признаны обучаемыми:

по коррекционной программе VII и VIII вида, а также по общеобразовательной программе массовой  школы.

  • 57,1% (4ребенка) по коррекционной программе VIII вида,
  • 14,3%(1ребенок)  по коррекционной программе  VII вида,
  • 14,3% (1ребенок)  по общеобразовательной программе массовой  школы,
  • 14,3% (1ребенок) - индивидуальное домашнее обучение.  
  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с родителями играет существенную роль в реализации программы, происходит истинное единение детей и взрослых. Проявляется заинтересованность родителей, повышается их активность. Снижается дискомфорт в семье, семейная тревожность, у ребенка появляется стремление к контакту с родителями.  (Приложение №14)

Сравнивая результаты экспресс-диагностики семейного состояния родителей  аутичных детей за 2008-2010 г., мы видим, что дискомфорт в семье, семейная тревожность снизилась на 46 %.

В результате реализация коррекционно-развивающих задач по развитию речи детей с синдромом раннего детского аутизма были получены следующие результаты:

Дети имеют:

  1. Интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих предметов, действий.
  2. Интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих предметов, действий.
  3. Представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании.
  4. Потребность в речевом высказывании, с целью общения со взрослыми и сверстниками.

Дети научились:

  1.  Пользоваться невербальными формами коммуникации;
  2.  Слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
  3.  Выполнять действия по простым речевым инструкциям;
  4.  Воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова,  усеченные фразы, предложения;
  5. Высказывать свои потребности в активной речи;
  6. Рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;
  7. Читать отдельные слова, фразы, текст.

ВЫВОД: Речевое развитие детей с синдромом РДА  является неотъемлемой частью коррекционного процесса, основное направление которого – это максимально более полная социальная адаптация таких детей в настоящем и будущем.

Заключение

На основании опыта практической работы можно сформулировать следующие принципы коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме:

  • Коррекция отклонений в речевом развитии должна начинаться в возможно более раннем возрасте.
  • При определении стратегии коррекционной работы необходимо учитывать особенности генеза, как речевых расстройств, так и аутистических проявлений.
  • Коррекция речи носит комплексный характер, то есть, с одной стороны, программа речевого развития является частью общей коррекционной программы и, с другой стороны, в коррекции речевых нарушений участвуют как все специалисты, так и его родители.
  • Важнейшей и первостепенной задачей является формирование коммуникативной функции речи; работа с другими речевыми нарушениями начинается по мере становления коммуникативной функции.
  • Начальный этап работы по коррекции речи должен проходить индивидуально.
  • Переход к групповым формам работы проводится постепенно, по мере развития потребности в общении и коммуникативных навыках.
  • Коррекция речевых нарушений проводится поэтапно:
  • определение степени выраженности аутистических, и речевых расстройств и уровня интеллектуального развития;
  • составление индивидуальной программы речевой коррекции;
  • установление контакта с ребёнком;
  • организация занятий;
  • собственно коррекционная логопедическая работа.

Важно отметить, что при обучении речевым навыкам ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность того, что ребенок, освоив тот или иной навык, не продвинется в своем речевом развитии. Как только навык сформирован, перенесен в повседневную речь, надо двигаться дальше. Думая, чему и как нужно учить ребенка, какие навыки нужны ему для будущего.

Представленная программа может быть использована не только в ДОУ компенсирующего вида, а также в Центрах социальной реабилитации и в условиях семейного воспитания детей с синдромом РДА.

Литература

  1. «Мама, это человек или животное?». Об аутизме [текст] / Хильда  де Клерк Пер. с франц. Ю.Б. Чирковой. Под научн. ред. Е.С.Иванова – СПб.: ИСПиП, 2001. – 60с.
  2. Аутизм в детстве [текст] /  Башина В.М. – М.: Медицина, 1999. – 240с.
  3. Аутизм у детей [текст] /   Каган В.Е. - Л.: Медицина. 1981.
  4. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение [текст]/  Ремшмидт  Х. – Медицина, 2003 – 120с.
  5. Аутизм. Практическое руководство для персонала [текст]/   Маккерлен Т., Мортлок Д. – Мн.: Белорусский Экзархат-Белорусской проваславной церкви, 2000. – 112с.
  6. Аутизм. Российское общество медиков-литераторов [текст]/   Буянов М.М. – М.: 2001, с.88
  7. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь [текст]/  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232с.
  8. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога [текст]/ С.С. Морозова.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 176с.
  9. Аутизм: От  теоретического  понимания к педагогическому  воздействию [текст] / Питерс Т. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. – 192с.
  10. Аутичный  ребенок. Пути помощи [текст]/  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 2000.
  11. Аутичный ребенок - проблемы в быту [текст] / Веденина М.Ю., Костин И.А., Морозова С.С., Окунева О.Н. – М., 1998.
  12.  Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма [текст] / Никольская О.С. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. –Библиогр.
  13. В стороне. Из опыта работы с аутичными  детьми [текст]/ Карвасарская И.Б.. – М.: Теревинф,2003.- 70с.
  14. Дети с нарушениями общения [текст]/   Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. -М.: 1989.
  15. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании.  Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [текст]/ Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинкова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  16. Детская и подростковая психиатрия [текст]/ Ремшмидт Х. М.: 2001.
  17. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений [текст]. Иванов Е.М., Л.Н. Демьянчук, Демьянчук Р.В. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», - 2004. - 80с.
  18. Детский аутизм: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений [текст]. / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., Изд-во «Дидактика  Плюс», - 2001.
  19.  Диагностика РДА: Начальные проявления [текст] /  Лебединская К.С., Никольская О.С. -М.: Просвещение, 1991.
  20. Диагностика эмоцианальных нарушений у детей: Учебное пособие [текст] /   Бардышевская М.К., Лебединский В.В. - М.: УМК «Психология», 2003. 320 с.
  21.  Игровая терапия как способ решения проблем ребенка [текст] /  Лэндрэд Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Перев. с англ. Л.Р.Мошинский. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
  22. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» [текст] /  Янушко Е.А.- М: Терефинф, 2004. – 136с.
  23. К медико-психолого-педагогическому  обследованию детей с аутизмом [текст] / Под  ред.Е.А.Морозова. - М., Издательство Сигнал,-2002.
  24. Коррекционно-образовательные учреждения: Нормативные правовые документы [текст] /  - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96с.
  25. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. [текст] /  Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  26. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Мастюкова Е.М. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  27. Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов [текст]/ Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М.Шипициной; Д.Н.Исаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 144с.
  28. Музыкальная терапия для детей с аутизмом [текст]/ Алвин Дж., Уорик Э.  Пер. с англ. Ю.В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004.-208с.
  29. Нарушения психического развития у детей [текст] /   Лебединский В.В. - М.: Издательство  Московского университета, 1985.
  30. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма [текст] /  Грэндин Т., Скариано М.М. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999.-228с.
  31. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе ТЕАСН. Издательство БелАПДИ «Открытые двери» [текст] /   Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. – Минск, 1997.
  32. Помощь в воспитании детей с особым эмоцианальным развитием. Младший дошкольный возраст [текст] /   Баенская Е.Р. - М.: «Пайдея», 2000.
  33. Преодоление: Неконтактный ребенок в семье [текст] /   Каган В.Е. СПб., Фолиант, 1996, - 155с.
  34. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [текст] /   Семаго М.М. - М.: 2000.
  35. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [текст] /  Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2003.
  36. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [текст] /  Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2001.
  37. Психотерапия: игра, детство, семья [текст] / Спиваковская А.С.  Том 1. –ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
  38. Пустая крепость. Детский аутизм и рождения [текст] /   Пер. с англ. Беттельхейм Б.  – М.: Академический Проект: Традиция, 2004. - 784с.
  39. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки [текст] /  Нуриева Л.Г. – М.: Теревинф, 2003. - 160с.
  40. Ребенок с аутизмом в обычной школе [текст] /  О.Никольская, Т. Фомина, С. Цыпотан. - М.: Чистые пруды, 2006 - 32с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог» Вып. 2(8).
  41. Слово сквозь безмолвие [текст] /  Дилигенский Н. - М.: Центр учебной педагогики, 2000.- 96с.
  42. Эмоциональные отношения в детском возрасте и их коррекция [текст] / В.В. Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. –М.: Изд-во моск. Ун-та, 1990. - 197с.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна

занятие по развитию речи  для детей с синдромом Дауна. лексическая тема "Фрукты"...

Развитие речи у детей с синдромом Дауна.

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается зн...

«Создание условий в группе и детском саду для развитие интереса детей к культурам народов мира».

Для детей приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания ...

буклет "РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ" (развитие речи у детей с синдромом Дауна)

Стихотворные тексты являются основой упражнений для развития речи, кратковременной слуховой памяти, чувства ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с о...