Формирование читательского интереса у дошкольников.
консультация

Работа воспитателя по формированию у дошкольника любви к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_chtenie.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

В силу возрастных особенностей дошкольника считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируется читатель. Если он привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение - серьезное занятие, сложно. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т.д.), у него может сформироваться агрессивная модель поведения.

Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. В возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

На основе исследований педагогов и психологов Л.М.Гурович выделила особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста.

Младшая группа(3-4г.).

В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи –последовательность событий. В центре восприятия – герой, дошкольника мл.гр. интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно ещё не может, поэтому им нужны иллюстрации. Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешиваться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т.д.).

Средняя группа (4-5л.)

Легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят т.н. открытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им ещё не понятны. Характеризуя персонаж, дети выделяют одну, наиболее яркую черту ( в рассказ В. Осеевой «Добрая хозяюшка» главную героиню оценивают положительно, потому что девочка любила своих животных, но не замечают ту лёгкость, с которой она меняла своих питомцев на новых). Эмоциональное отношение к героям определяется прежде всего оценкой их поступков, которая более устойчива и объективна, чем раньше.

Старшая группа (5-6л.)

Утрачивается яркая внешне выраженная эмоциональность, у них возникает интерес к содержанию произведения. Дети способны понять и такие события, которых не было в их собственной жизни, поэтому возникает возможность знакомить с познавательной литературой. Ребёнок может осознать словесный образ и отнестись к нему как к авторскому приёму. Помимо действий и поступков героя, дети начинают видеть и простые ярко выраженные переживания героя: страх, горе, радость. Начинают сопереживать герою. Отношение к персонажу уже становится более адекватным авторскому замыслу.

Подготовительная к школе группа(6-7л.)

Видят противоречивые поступки героев, выделяют более сложные чувства (стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков. В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам- могут рассматривать события с авторской точки зрен Формирование и развитие литературного вкуса у дошкольников

Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Родители часто теряются в потоке информации. Им подчас сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Но иметь представление о целесообразности использования в детской аудитории того или иного литературного текста, необходимо, как и научиться руководствоваться критериями художественности.
В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:
• целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;
• его принадлежность к подлинному искусству;
• художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребенка, воспитатели и родители сами должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьем. 
 Особенности работы с дошкольниками в детском саду
Каким же образом воспитывать дошкольника как читателя, формируя указанные позитивные стереотипы и преодолевая негативные? Для этого необходима специальная работа с детьми и родителями и должны решаться следующие воспитательные задачи.
• Расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя).
• Формирование готовности к рациональному выбору книг, (воспитание разборчивого читателя).
• Формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного, воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя.
• Формирование готовности к адекватной оценке прочитанного, воспитание критически мыслящего, творческого читателя.
Работу с детьми желательно начинать с выявления их читательских интересов. В индивидуальной или групповой беседе детям можно задать следующие вопросы: «Умеешь ли ты читать? Читают ли тебе дома родители? Как часто? Какую книгу ты читал (слушал) на этой неделе? Есть ли у тебя любимые книги? Какие? Перечитываешь ли ты книги, просишь прочитать еще раз? Какие? Какие книги тебе не нравятся? Почему?».
Логичным продолжением этого разговора может стать беседа «О пользе и вреде чтения». Воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, а чтение книг может принести вред?». Оказывается, да, если читать, например, только детские детективы и «ужастики». Или если читать, не понимая, о чем это произведение. Основная мысль, которую воспитатель должен донести до детей в ходе беседы: нужно читать с пользой, обдуманно подходить к выбору книг.
Два-три раза в неделю во время утренней беседы с детьми можно проводить пятиминутки «Что мы читаем?». Один-два ребенка рассказывают о том, что они вчера читали, понравились ли им книга и почему. В ходе пятиминуток воспитатель учит детей анализировать, оценивать прочитанное, причем не только сюжет, но и героев, замысел автора, идеи. Каждый ребенок анализирует, что полезного он приобрел в ходе чтения: узнал что-то новое, захотел стать лучше, научился что-то делать и т.д.
Когда дети научатся анализировать прочитанное, можно предложить им не просто рассказать о прочитанном, а сочинить рекламу или антирекламу книги (можно использовать юмор, рисунки, театрализацию). Рекламу может придумывать один ребенок или группа детей (сначала с помощью воспитателя, затем сами). Рекламы же, составленные воспитателем, помогают расширить круг читательских интересов детей. Например, им нравится юмористическая детская литература (Д. Хармс, Г. Остер, Б. Заходер, небылицы, перевертыши и др.), однако в программе по развитию речи ей уделяется недостаточно внимания. Реклама такой литературы позволит детям ближе познакомиться с ней, что повысит их интерес к чтению.

С целью формирования полноценного восприятия прочитанного на занятиях по развитию речи необходимо побуждать детей к сравнительному анализу художественных произведений. Например, предложить сравнить сказки разных народов со схожими сюжетами, народные и авторские сказки. Важно научить детей понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько идеи, смыслы, авторский замысел. Если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которых привлекают только динамичный, насыщенный сюжет, возможность испытать острые ощущения и не интересуют заложенные или отсутствующие в них идеи и смысл. И тогда практически единственным чтением становятся остросюжетные детективы примитивного уровня.

Полезна работа и по повторному восприятию прочитанного. Читая книгу первый раз, ребенок следит прежде всего за сюжетом. Повторное чтение помогает извлечь новые идеи и смысл. Можно прочитать детям рассказ первый раз, побеседовать. Через месяц вновь прочитать его и спросить: изменилось ли восприятие? Что нового увидели в произведении? Обычно понравившееся произведение дети читают по нескольку раз. Следует попросить их рассказать о таких книгах, о том, как меняется их восприятие при повторном чтении.
Чтобы научить детей понимать авторский замысел, можно предложить после чтения книги придумать вопросы к автору.
Оценка персонажей дошкольниками чаще всего основывается на одном из наиболее запомнившихся качеств или поступков. Они учитывают, соответствует или не соответствует поведение героя их собственным нормам и требованиям. У дошкольников такие нормы и требования еще не сформированы, поэтому многие поступки и качества оцениваются неправильно и вызывают неадекватное отношение. Задача воспитателя - подвести детей к правильной оценке.
С целью их воспитания как творческих читателей на занятиях по развитию речи можно предложить творческие задания: придумать продолжение сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо герою литературного произведения и ответ на него; объединить героев разных литературных произведений в одно произведение, например, сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и Красная Шапочка. Можно провести игры «Герои сказки в необычной обстановке», «У нас в гостях герои любимой книги». (Один ребенок объявляет себя героем литературного произведения, мультфильма. Остальные дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить от лица выбранного персонажа.)
Чтобы научить дошкольников адекватно оценивать прочитанное, можно организовать посещение театра, цирка, просмотр телепередач и обмен мнениями. Например, воспитатель говорит.- «Завтра в 9 часов по первому каналу будет показана экранизация былины про Илью Муромца. Давайте все посмотрим ее, а на занятии прочитаем былину и обменяемся впечатлениями».
Продолжением такой работы может стать созданный в группе клуб читателей. Раз в две недели проводятся его заседания, на которых организуют игры, викторины, обмен мнениями, конкурс иллюстраций к прочитанному и т.д. На заседания клуба дети могут приносить из дома свои любимые книги, рассказывать о них, обмениваться книгами. В клубе можно организовать конкурс на лучшего знатока детских стихов, сказок, творчества какого-либо детского писателя.

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте

1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.

2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель или родитель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д.

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

3. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая «Федорино горе» К.И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

4. Литературные викторины. Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.

5. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя или родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.

Итак, литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следует приобщать к фольклору (пестушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.), а в возрасте 3-4 лет к русской классической детской литературе (А. Пушкин, К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер и др.). Включение ребенка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению.

Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Ребенок постарше уже самостоятельно делает выбор, и если он не знаком с классикой, его выбор вряд ли падет на настоящую литературу.
Работа воспитателя с родителями.
Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.
• Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.
• Расширить их представления о детской литературе.
• Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы. Затем можно провести лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.
Именно родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести лекции, беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.
Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, можно организовать в группе «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, то организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям т.н. «взрослые» книги, полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Например, у ребенка возник вопрос «Откуда берется дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.
Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев.
Особое внимание родителей следует обратить на необходимость руководства просмотром телепередач, видео. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, не должен смотреть все подряд. 
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература расширяет его кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.
По словам известного литературоведа Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.
Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.
Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм — продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой — она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.
Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Детская рукописная книга как источник формирования читательского интереса у дошкольника"

Обобщение опыта работы по формирование читательского интереса дошкольника по средствам создания рукописной книги....

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Педагогический проект "Формирование читательского интереса у дошкольников"

Книга-это великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

Педагогический проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в средней группе»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна вой...

Интернет-маршрут для родителей «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»

Интернет-маршрут для родителей  «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»Цель: познакомить с историей создания книги, ...

Электронный образовательный маршрут для родителей «Формирование читательского интереса у дошкольников»

Тема маршрута: «Как рождается книга».Цель: познакомить с историей создания книги, учить  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, формировать бережное отношение...