Педагогический проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в средней группе»
проект (средняя группа) на тему

Воробьева Людмила Викторовна

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_chitatelskaya_kultura.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

на тему:

 «Формирование читательского интереса у дошкольников в средней группе»

 Курсы повышения квалификации  по ИОЧ

ВБ:             01.12.2014 – 05.12.2014

«…»

Выполнила:

Воробьева  Людмила  Викторовна

воспитатель

 ГБОУ  СОШ  пгт Мирный СП ДО Детский  сад № 22 « Березка»

Самара 2014.

Педагогический проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в средней группе»

Актуальность.

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в кругу детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В нашей группе было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей, общению с литературой через сотрудничество с Самарской областной детской библиотекой.

Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотрами телепередач (особенно мультиков, все реже читают книги. И это объяснимо, чтение - это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вливается в образ, что касается технических средств – не надо думать, воображать, просто сиди и смотри. Дети и их родители мало читают художественную литературу, отсюда незнание детских писателей и их произведений, отсутствие интереса у детей к чтению книг.

В настоящее время перед нами стоит задача приобщить детей к книге, воспитывать интерес к книге, формировать будущего читателя. Для этого мы, педагоги группы, решили помочь детям понять, почувствовать книгу. Важным моментом в приобщении ребенка к художественной литературе является создание условий для общения с книгой. В связи с этим, мы решили в нашей группе создать проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в условиях реализации ФГТ». Актуальность нашей работы обусловлена поиском резерва развития интереса детей к книге, процессу чтения, общению с литературой через сотрудничество с Самарской областной детской библиотекой.

Цель: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников через.

Задачи: Расширять круг читательских интересов у дошкольников ,воспитание разностороннего читателя.    

 

     

Развивать интерес к художественной литературе, словесное творчество ,формировать навыки устной речи;

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников проекта: педагогов, детей, родителей, сотрудников  детской библиотеки.

Сформировать у детей интерес к библиотеке

Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

Активизация и обогащение словарного запаса дошкольника;

Воспитывать бережное отношение к книге.

Принципы:

- Систематичность.

- Наглядность.

- Учет возрастных особенностей.

Партнеры  проекта: педагоги , дети, родители воспитанников, сотрудники детской  библиотеки.

Работа с родителями:

Работа дома.

Работа с детьми в детском саду.

Ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

Использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

Следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

Заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

Учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

Создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

 

Данный проект : долгосрочный, по количеству участников – групповой

Средства диагностики

Анкетирование родителей.  

                                           

-Назовите автора « Федорино горе »

-  Любимая сказка вашей семьи?

-Назовите любого автора стихотворений для детей.

-Последняя прочитанная книга с ребенком.

  • Пробудить у детей интерес к общению с книгой;

Бережное отношение к книге;

Повышение интереса детей, родителей к художественной литературе.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Поэтому в группе мы красочно оформили книжный уголок разнообразной литературой по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги). В книжном уголке есть разные типы книг (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки-трафареты) ; пазлы по сказкам. Также мы создали «Полочку умных книг», где мы размещаем справочно-энциклопедическую литературу. С появлением новой книги в книжном уголке мы вместе с детьми знакомимся с ней, рассматриваем иллюстрации, напоминаем правила пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).

С большим интересом дети принимают участие в беседах на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга лучший наш друг», «Кто создает книгу», «Путешествие в страну книг», и в дальнейшем мы планируем проводить беседы с детьми о книгах.

В нашей группе мы периодически оформляем тематические выставки, посвященные творчеству писателей: «С. Михалков », «А. С. Пушкин», «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие дети, родители. Герои книг оживали у нас и в художественно-продуктивной деятельности. Из лучших детских работ мы составляли альбомы «Путешествие в сказку», «Мой родной город», готовили выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений В вечернее время периодически организовываем мастерские по ремонту книг - «Книжкина больница». Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. д.

Так же мы широко используем такую форму работы, театрализованная деятельность и активное участие в конкурсах. Наши воспитанники стали участниками Международного конкурса «Розовый жираф», конкурс чтецов к дню рождения А. С. Пушкина, «Страничка из книжки», «Мой любимый сказочный герой».

Особенностью нашей работы является тесное сотрудничество с детской библиотекой. Работники детской библиотеки разрабатывают и проводят разнообразные по форме массовые мероприятия с детьми нашей группы. Наиболее интересные мероприятия, которые нашли отклик в сердцах детей : «Добрая, добрая сказка» - театрализованное представление, проведённое сотрудниками библиотеки в нашей группе; экскурсия в детскую областную библиотеку, где дети познакомились с библиотекой и узнали, где живут книги и журналы. Ребята нашей группы приняли активное участие в акции «Читаем детям о войне». Была проведена предварительная работа по ознакомлению детей с произведениями о войне. Сотрудники библиотеки предложили свою подборку художественных произведений о жизни, поступках и подвигах юных героев. Дети слушали книги, где на доступном языке излагались факты героизма детей войны. Они не просто слушали, но и беседовали о запомнившихся моментах.

Тесно ведется работа с родителями. В уголок для родителей мы выставляем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Проводятся консультации на темы: «Книга в жизни ребенка», «Место книги в режиме дня».

Особая роль принадлежит родительским собраниям - наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. На родительских собраниях выступали с темами: «Книга начинается с детства», «Книга воспитывает», «Как научить ребенка любить книгу», «Через книги к добру». На собрание были приглашены работники библиотеки. Они рассказали родителям о роли книг в жизни детей, о важности чтения, заинтересовали родителей. После собрания была организована совместная экскурсия, где все присутствующие родители записали своих детей в библиотеку и с удовольствием посещают ее. Кроме этого мы вместе с родителями оформляли фото-выставку на тему: «Мама папа я – читающая семья». Проводили совместные конкурсы, посвященные прочитанным книгам и творчеству писателей. Благодаря этим мероприятиям дети узнали и открыли своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и взгляды.

Не секрет, что сейчас в век информационных технологий, новое поколение детей и молодежи, как я уже сказала, редко читают книги – интерес привлекают интернет и компьютерные игры

В рамках нашего проекта мы разработали специальный интернет-маршрут для родителей воспитанников, в целях создания специализированного раздаточного материала с использованием интернет-технологий.

Данный маршрут призван привлечь родителей к совместной работе с детьми в интернет-пространстве, а так же нацелить родителей на использование качественного сетевого контента.

Интернет-маршрут для родителей

Главная наша задача не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в нашем проекте, на изменение своих представлений о детской литературе и детском чтении, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. Работа над этим проектом у нас будет продолжаться.

В нашем проекте сотрудничество родителей, библиотеки повысил интерес детей к книге. Мы надеемся, что этот интерес к книгам и чтению будет только расти, и мы приложим к этому все свои знания и силы.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Пополняется литературный багаж

Повышается интерес детей к художественной литературе,                                                                

дети знают и выполняют правила обращения с книгами,

проявляется интерес к книгам.

возрождается домашнее чтение.

наблюдается повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.

наблюдаются позитивные изменения в речи детей

Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Литература

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
  2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1

14. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.

15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г

Технические средства обучения:

- Музыкальный центр ,Телевизор, Компьютер ,Принтер ,Процессор , Монитор, Мультимедийная установка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Детская рукописная книга как источник формирования читательского интереса у дошкольника"

Обобщение опыта работы по формирование читательского интереса дошкольника по средствам создания рукописной книги....

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Педагогический проект "Формирование читательского интереса у дошкольников"

Книга-это великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

Интернет-маршрут для родителей «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»

Интернет-маршрут для родителей  «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»Цель: познакомить с историей создания книги, ...

Проект «Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»

Проект «Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»...

Педагогические условия формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста

Знакомство дошкольников с книжной культурой и детской литературой, формирование интереса к чтению - актуальные задачи дошкольного образования. Для того что чтобы решить все задачи, которые педаг...