Педагогический проект "Формирование читательского интереса у дошкольников"
проект (старшая группа) по теме

Негатина Екатерина Анатольевна

Книга-это великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.

        Дошкольное детство-это определяющий этап в развитии личности,  до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается разными впечатлениями, подражает героям книг, усваивает нормы поведения окружающих. Увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его поможет  дошкольнику книга. М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир». 

       Художественная литература играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации. Она помогает расширить его кругозор, развивает память и внимание. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

       Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотрами телепередач ( особенно мультиков),  все реже читают книги. И это объяснимо, чтение- это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вливается в образ, что касается технических средств – не надо думать, воображать, просто сиди и смотри. Дети и их родители мало читают художественную литературу, отсюда незнание детских писателей и их произведений, отсутствие интереса у детей к чтению книг.

       В настоящее время перед нами стоит задача приобщить детей к книге, воспитывать интерес к книге, формировать будущего читателя. Для этого мы, педагоги группы, решили помочь детям понять, почувствовать книгу. Важным моментом в приобщении ребенка к художественной литературе является создание условий для общения с книгой. В связи с этим, мы решили в нашей группе создать проект «Ребенок и книга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в условиях реализации ФГТ»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в кругу детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В нашей группе было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению  книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей,  общению с литературой через сотрудничество с Самарской областной детской библиотекой.

Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотрами телепередач (особенно мультиков),  все реже читают книги. И это объяснимо, чтение - это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вливается в образ, что касается технических средств – не надо думать, воображать, просто сиди и смотри. Дети и их родители мало читают художественную литературу, отсюда незнание детских писателей и их произведений, отсутствие интереса у детей к чтению книг.

       В настоящее время перед нами стоит задача приобщить детей к книге, воспитывать интерес к книге, формировать будущего читателя. Для этого мы, педагоги группы, решили помочь детям понять, почувствовать книгу. Важным моментом в приобщении ребенка к художественной литературе является создание условий для общения с книгой. В связи с этим, мы решили в нашей группе создать проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в условиях реализации ФГТ». Актуальность нашей работы обусловлена поиском резерва развития интереса детей к книге, процессу чтения, общению с литературой через сотрудничество с Самарской областной детской библиотекой.

Цель работы состоит в том, чтобы сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников через решение следующих задач:

  • Расширение круга читательских интересов дошкольников      (воспитание разностороннего читателя);
  • Развивать интерес к художественной литературе, словесное творчество, формировать навыки устной речи;
  • Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников проекта: педагогов, детей, родителей, сотрудников Самарской областной детской библиотеки
  • Сформировать у детей интерес к библиотеке
  • Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

  • Активизация и обогащение словарного запаса дошкольника;
  • Воспитывать бережное отношение к книге.

Участники проекта: педагоги ЬБДОУ №46, дети, родители воспитанников, сотрудники  детской областной библиотеки.

Данный проект : долгосрочный, по количеству участников – групповой

Этапы реализации проекта вы видите на экране, и о них подробнее я сейчас расскажу.

Планируемый результат:

  • Пробудить у детей интерес к общению с книгой;
  • Бережное отношение к книге;
  • Повышение интереса детей, родителей к художественной литературе.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Поэтому в группе мы красочно оформили книжный уголок разнообразной литературой по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги). В книжном уголке есть разные типы книг (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки-трафареты); пазлы по сказкам. Также мы создали «Полочку умных книг», где мы размещаем справочно-энциклопедическую литературу. С появлением новой книги в книжном уголке мы вместе с детьми знакомимся  с ней, рассматриваем  иллюстрации, напоминаем  правила пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место). 

        С большим интересом дети принимают участие в беседах на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга лучший наш друг», «Кто создает книгу», «Путешествие в страну книг», и в дальнейшем мы планируем проводить беседы с детьми о книгах.

       В нашей группе мы периодически оформляем тематические выставки, посвященные творчеству писателей: «С. Михалков », «А.С.Пушкин»,  «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации  принимают  участие дети , родители. Герои книг оживали у нас и в художественно-продуктивной деятельности. Из лучших детских работ  мы составляли альбомы «Путешествие в сказку», «Мой родной город», готовили  выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам   прочитанных      произведений     В вечернее время периодически организовываем мастерские по ремонту книг - «Книжкина больница». Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т.д.

        Так же мы широко используем такую форму работы, театрализованная деятельность и активное участие в конкурсах. Наши воспитанники стали участниками  Международного конкурса «Розовый жираф», конкурс чтецов к дню рождения А.С.Пушкина, «Страничка из книжки», «Мой любимый сказочный герой».

        Особенностью нашей работы является тесное сотрудничество с детской областной библиотекой. Работники детской областной библиотеки разрабатывают и проводят разнообразные по форме массовые мероприятия с детьми нашей группы. Наиболее интересные мероприятия, которые нашли отклик в сердцах детей : «Добрая, добрая сказка» - театрализованное представление, проведённое сотрудниками библиотеки в нашей группе;  экскурсия в детскую областную библиотеку, где  дети познакомились с библиотекой и узнали, где живут книги и  журналы. Ребята нашей группы  приняли активное участие в акции «Читаем детям о войне». Была проведена предварительная работа по ознакомлению детей с произведениями о войне. Сотрудники библиотеки предложили свою подборку художественных произведений о жизни, поступках и подвигах юных героев. Дети слушали книги, где на доступном языке излагались факты героизма детей войны. Они  не просто слушали, но и беседовали о запомнившихся моментах.

        Тесно ведется работа с родителями. В уголок для родителей мы выставляем советы, пожелания по поводу того,  как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Проводятся консультации на темы: «Книга в жизни ребенка», «Место книги в режиме дня».

        Особая роль принадлежит родительским собраниям - наиболее емкой форме педагогического  просвещения родителей. На родительских собраниях выступали с темами: «Книга начинается с детства», «Книга воспитывает», «Как научить ребенка любить книгу», «Через книги к добру». На собрание были приглашены работники библиотеки. Они рассказали  родителям  о роли книг в жизни детей, о важности чтения , заинтересовали родителей. После собрания была организована совместная экскурсия, где все присутствующие родители записали своих детей в библиотеку и с удовольствием посещают ее. Кроме этого мы вместе с родителями оформляли фото-выставку на тему: «Мама папа я – читающая семья».  Проводили совместные конкурсы, посвященные прочитанным книгам и творчеству писателей. Благодаря этим мероприятиям дети узнали и открыли своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и взгляды.

Не секрет, что сейчас в век информационных технологий, новое поколение детей и молодежи, как я уже сказала,  редко читают книги – интерес привлекают интернет и компьютерные игры

В рамках нашего проекта мы разработали специальный интернет-маршрут для родителей воспитанников, в целях создания специализированного раздаточного материала с использованием интернет-технологий.

Данный маршрут призван привлечь родителей к совместной работе с детьми в интернет-пространстве, а так же нацелить родителей на использование качественного сетевого контента.

Интернет-маршрут для родителей воспитанников

гр. «Рыбка» в рамках реализации педагогического проекта

«Формирование читательского интереса у дошкольников»

Тема маршрута: «Как рождается книга»

Цель: познакомить с историей создания книги, учить  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто ее создает.

Задачи:

  • Расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества
  • Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения
  • Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости

 Шаг 1. Загадайте ребенку загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Что это? (Книга)

После того, как ребенок отгадал загадку, предложите ему ответить на следующие вопросы:

  • А ты знаешь, когда появилась первая книга на Земле? Как она выглядела? Как выглядели книги в разные времена? (Ответ ребенка)
  • А хотел(а) бы узнать? Давай сядем в машину времени и перенесёмся на несколько веков назад.

Предложите ребенку посмотреть видео «История возникновения книги»

Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=eT_IoOzAFic

Просмотр видео можно сопроводить небольшим рассказом.

Шаг 2. Предложите ребенку рассмотреть современную книгу, из чего она сделана, из чего состоит.

Далее посмотрите вместе с ребенком видео «Структура книги».

Ссылка http://my.mail.ru/video/mail/bdvorkin/63/31.html#video=/mail/libjuv/_myvideo/9

После просмотра видео предложите ребенку отгадать загадки:

  • Есть у книжицы одёжка,

            Называется - …. (обложка).

  • Где написано названье,

           Автор, год её …. (изданья).

  • Наши книги – не просты,

            По порядку в них …. (листы)

  • Чтобы никому не сбиться,

            Нумерованы…. (страницы).

  • Все они наперечёт,

            Их скрепляет…. (переплёт).

  • Книги есть в саду и дома

            Из бумаги и … (картона).

  • Для девчонки и мальчишки

            Есть на свете чудо - книжки:

            В электронных книжках есть

            Много книг, не перечесть,

            Можно книги загружать,

            Если кнопочку (нажать) .

  • Где та, давняя пора,

           Где для книг нужна… (кора)

           Иль пергамент нужен был,

           Ты запомнил, не забыл?

  • Книга – это мудрый труд,

            Дети книги…. (берегут)

           Чтобы всё на свете знать,

           Нужно книги нам …. (читать)

Шаг 3. Предложите ребенку ответить на вопрос:

  • А ты знаешь, как создаются книги сейчас? А хотел(а) бы узнать? Я предлагаю тебе посмотреть очень интересный фильм про мальчика Ваню, который сначала не умел читать, а потом написал рассказ.

Ссылка: Как рождается книга видео для детей http://my.mail.ru/video/mail/bdvorkin/63/31.html#video=/mail/bdvorkin/63/31

После просмотра обязательно обсудите с ребенком фильм, в ходе обсуждения задайте ему следующие вопросы:

  • Кто такой писатель?
  • Что такое издательство?
  • Что делает литературный редактор?
  • За что отвечает художественный редактор?
  • Что такое типография?
  • Куда отправляют книгу, когда она готова?

Шаг 4. Попросите ребенка рассказать о библиотеке, о том, что он (она) увидел там, попросите поделиться своими эмоциями и впечатлениями. А затем для закрепления предложите посмотреть ребенку мультфильм про свинку Пеппу «Библиотека»

Ссылка http://www.youtube.com/watch?v=ESo9owruQLg

После просмотра мультфильма, спросите у ребенка:

  • А знаешь ли ты, как вести себя в библиотеке?

И предложите посмотреть мультфильм «Правила поведения в библиотеке» 

http://my.mail.ru/video/mail/bdvorkin/63/31.html#video=/bk/kostyapuz/_myvideo/3

Шаг 5. Предложите ребенку посмотреть видео о самых красивых библиотеках мира.

Ссылка http://www.youtube.com/watch?v=VJQP-lqxy4M

Шаг 5. Предложите ребенку сочинить сказку и создать свою «Книжку-Малышку».

Заключение: Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в выставке детско-родительских работ «Книжка-Малышка своими руками»!

Главная наша задача  не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в нашем проекте, на изменение своих представлений о детской литературе и детском чтении,  установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. Работа над этим проектом у нас будет  продолжаться.

         В нашем проекте сотрудничество родителей, библиотеки повысил интерес детей к книге. Мы надеемся, что этот интерес к книгам и чтению будет только расти, и мы приложим к этому все свои знания и силы.

Проводимая  работа нашего проекта  дает ощутимые результаты:

  • пополняется литературный багаж
  • повышается интерес детей к художественной литературе,
  • дети знают и выполняют правила обращения с книгами,
  • проявляется интерес к книгам.
  • возрождается домашнее чтение.
  • наблюдается повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого   развития ребёнка.
  • наблюдаются позитивные изменения в речи детей

Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Выражаю огромную благодарность за помощь в осуществлении реализации проекта «Формирование читательского интереса у дошкольников в условиях реализации ФГТ» Самарской Областной Детской библиотеке в лице Заведующего отделом обслуживания дошкольников СОДБ Федорочевой Наталье Борисовне, а так же родителям и воспитанникам гр. «Рыбка» МБДОУ д/с №46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Детская рукописная книга как источник формирования читательского интереса у дошкольника"

Обобщение опыта работы по формирование читательского интереса дошкольника по средствам создания рукописной книги....

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Развитие читательского интереса у дошкольников

Чтение, как один из самых важных инструментов для всестороннего гармоничного развития личности....

Рекомендация родителям по развитию читательского интереса у дошкольников.

« Чтение хороших книг  - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён   и  притом такой разговор  когда они сообщают нам только  лучшие свои мысли» . Декарт. В...

Педагогический проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в средней группе»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна вой...

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у дошкольников

В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Но значение книг для ребенка оч...