Современные формы и методы работы по развитию речи в дошкольном учреждении
методическая разработка
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… – заметила в своё время Е.И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, необходимо заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_i_metody_raboty_po_razvitiyu_rechi_v_dou.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы и методы работы по развитию речи в дошкольном учреждении
…Чтобы научиться говорить, надо говорить.
М.Р. Львов
Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определённой речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Развитию речи уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Всё это даёт положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи. На занятии ребёнок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как ребёнок будет включать в активную речь полученные навыки.
Первый этап. Активизация деятельности детей. Основным содержанием данного этапа являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.
Второй этап. Активизация компонентов речевой деятельности. Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации её основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм с целью обогащения словарного запаса, формирования грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развития умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.
Третий этап. Активизация речи в разных видах деятельности. Одним из направлений является изменение социальной позиции, которое происходит за счёт включения детей в разные виды деятельности и сферы общения. Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путём использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребёнка на речевые действия, ожидаемые от него в определённой ситуации. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Цель игры – устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса.
Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюрпризных моментов и др. Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации умственного и речевого развития детей. На занятиях рисованием им предлагают наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.
Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребёнка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.
Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком. Необходимо создать условия для полноценного развития речи детей, которые включают в себя:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… – заметила в своё время Е.И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, необходимо заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены игровым оборудованием, магнитофонами, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Таким образом, необходимо больше внимания уделять словарному запасу детей, использовать дидактические игры по развитию речи в течение дня. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье, является необходимым условием. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребёнка в семье осуществляется через:
- оформление информационного стенда для родителей;
- консультации: «Речевая среда в семье и её влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.;
- проведение конкурсов («Словотворчество»);
- индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями;
- консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д.;
- практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала;
- показ открытых занятий по развитию речи;
- проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда СОШ;
- совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребёнком.
Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интерактивные формы и методы работы с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении»
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства к...
Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи
Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи...
Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"
Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различн...
Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...
Методическая разработка Консультация для педагогов «Формы и метода работы по развитию речи у детей»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
«Лэпбук - одна из современных форм и методов работы по развитию речи»
Цель создания лэпбука: повысить уровень речевого развития у детей дошкольного возраста .Задачи:- определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с дет...
Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...