«Лэпбук - одна из современных форм и методов работы по развитию речи»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель создания лэпбука: повысить уровень речевого развития у детей дошкольного возраста .
Задачи:
- определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми дошкольного возраста;
- системно использовать созданные лэпбуки в коррекционно - развивающей работе по всем компонентам развития речи детей;
- привлечь родителей и детей к созданию совместных лэпбуков по каждой лексической теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_po_razvitiyu_rechi_detey_starshey_gruppy.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Лепбук - одна из современных форм
и методов работы по развитию речи»
Подготовила воспитатель Бауэр Е.А
Актуальность
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. К сожалению, в настоящее время, растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками.
Главной особенностью при организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе становится уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться полученными знаниями.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества и есть использование лэпбука в образовательном процессе.
Его можно использовать как в детском саду так и дома, как с небольшой группой детей, так и индивидуально.
Поэтому я решила создать лэпбук по развитию речи, включив в него дидактические игры, решающие ряд задач, стоящих перед воспитателем .
Что такое лэпбук? Лэпбук - интерактивная, тематическая папка, в дословном переводе - «наколенная книга». Лэпбук – сравнительно новое средство. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.
«Лэпбук» ( lap – колени, book - книга ) Лэпбук (lapbook) - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это отличный способ закрепления и повторения материалов. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение и др.). В ходе работы с лэпбукми дошкольники , получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный словарь, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
Цель создания лэпбука: повысить уровень речевого развития у детей дошкольного возраста .
Задачи:
- определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми дошкольного возраста;
- системно использовать созданные лэпбуки в коррекционно - развивающей работе по всем компонентам развития речи детей;
- привлечь родителей и детей к созданию совместных лэпбуков по каждой лексической теме.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук:
- информативен;
- полифункционален;
- способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей
(в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с буквой, звуком и т.д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
- даёт возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Возможности лэпбука
1. Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
2. Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку;
3. Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал );
4. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал;
5. Это просто интересное и творческое занятие!
Мой лэпбук состоит из двух блоков: первый в два разворота; второй - в четыре...
На первом развороте разместила Артикуляционную гимнастику. Ребенок берет из кармашка картинку, и выполняет задание, смотрясь в зеркало.
Артикуляционная гимнастика
Основные цели гимнастики артикуляционных органов:
выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука
(или группы звуков);
тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.
Ход игры: Ребенок достает из кармашка форму с изображением положения губ и языка, и подставляя к лицу мишки видит какое упражнение выполняет мишка. Затем, делает то же самое сам, при этом, осуществляет самоконтроль - смотрит в зеркало и следит за правильностью выполнения упражнения.
Дидактическая игра "Найди место звука в слове"
Цель игры: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (В начале, середине или конце).
Задачи: развитие фонематического слуха, внимания, памяти.
Ход игры: Ребенок берёт картинку и называет слово. Если заданный звук слышится в начале слова, надо передвинуть бабочку на первый цветок. Если звук слышится в середине слова, на второй цветок . Если звук в конце слова, на третий цветок.
Использование мнемотехники при запоминании скороговорки.
Цель : развитие памяти, развитие воображения, развитие внимания, обогащение словаря, становление правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие связной речи.
Дидактическая игра «Веселый паровозик»
Цель игры: Развитие фонематического слуха. Развитие слоговой структуры слова (умения определять количество слогов в слове), преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей, а также развитие мелкой моторики.
Задачи:
Образовательная: учить детей подбирать слова с заданным звуком, с определенным количеством слогов, картинки к звуковой модели слова.
Развивающая: развивать фонематический слух детей, активизировать словарный запас.
Ход игры: Игра состоит из разноцветных вагонов с различным количеством окон и картинок. Расселить их по вагонам в соответствии с количеством слогов в их названии и количеством окон в вагонах. Например, в вагоне с одним окном помещаются , названия предмета которые состоят из одного слога ; соответственно в вагоне с двумя окнами будут находиться, названия предметов с двумя слогами; в вагоне с тремя окнами размещаются названия предмета с тремя слогами;
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.
Задачи: развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.
Дидактическая игра «Какое варенье, компот, сок ?»
Цель игры : развитие навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Научить детей различать основные цвета;
2.Научить детей различать ягоды и фрукты;
2. Ознакомить детей с величиной и формой предметов;
3. Формировать навыки самостоятельной деятельности;
4. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
6. Совершенствовать движения рук, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
.
Дидактическая игра «Он, она, оно, они» предназначена для обучающих занятий с дошкольниками старшей группы, что готовятся пойти в школу. Пособие способствует развитию речи, способности логически мыслить и изъясняться, делает грамотным произношение.
Цель игры «Он, она, оно, они» – формирование навыка соотносить существительные по роду (мужскому, среднему, женскому) и числу (единственному и множественному).
Задачи:
- обучение умению согласовывать слова определенного рода с местоимениями он, оно, она, а также множественного числа – они;
- получение навыка определения принадлежности притяжательных местоимений мой, мое, моя к роду, и к множественному числу – мои;
- формирование умения сочетать существительные с прилагательными;
- расширение индивидуального словаря;
- развитие способности применять логику, определять смысл слов, подбирать соответствующие изображения;
- улучшение моторики пальцев рук.
Для дидактической игры необходимо подготовить карточки, изображающие объекты с разделением на категории: он, она, оно, они. Также изготовить игровое поле (домики), которые будут заполняться картинками соответствующих групп.
Ход игры:
Задача игроков – правильно разделить картинки в соответствии с принадлежностью изображенного объекта или явления к роду существительного. Дети рассаживаются за столом, рассматривают карточки, вставляют изображение в правильную ячейку, объясняют каждый сделанный выбор.
Существительное, которое можно обозначить как «он мой», игрок кладет в домик мужского рода. Например, объекты – телевизор, мяч, зонт, чайник.
Слово, определенное игроками как «она моя», отправляется в домик женского рода. Примеры объектов –книга, лейка, корзина, кастрюля.
Существительное «оно мое» – в домик среднего рода. Объекты – солнце, полотенце, ведро и т.д.
А картинки категории «они мои» отправляются в домик множественного числа: школьники, санки, карандаши, часы...
Дидактическая игра «Глагол»
Простые глаголы даны в их многозначном значении в удобной форме - рисунке-схеме.
Удобно пользоваться и запоминать, глагол располагаем в серединке (картинки разрезаны в форме сот), вокруг соответствующие глаголу существительные или изображения действия предметов все крепится на липучках, но если играют несколько детей, то можно располагать все просто на столе.
Дидактические задачи:
1. Продолжать учить детей находить и называть предметы, изображённые на картинках.
2. Продолжать учить детей раскладывать картинки с изображением предметов в соответствии с обозначением действия.
Задачи:
1. Активизировать словарь детей глаголами «едет», «плавает», «летает» и побуждать использовать в речи простые предложения.
2.Продолжать учить сопоставлять предмет и действие.
3. Воспитывать внимание, сосредоточенность.
4.Формировать умение понимать и выполнять словесные указания педагога.
Правила:
1. Организационные – 3 чел.
2. Дисциплинарные – дети берут картинки по словесному указанию взрослого.
3. Игровые – показывать и называть изображение действия в соответствии с предметами, изображёнными на картинке.
Игровые действия: поиск нужных картинок с изображением предметов в соответствии с изображением действия.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на картинки, расположенные на столах в разных местах и картинку обозначающую глагол. Педагог предлагает детям выбрать любую картинку. Взрослый побуждает детей повторять простые предложения, называя предмет и действие на картинках (например: машина едет, шарик летит, рыбка плавает). Затем предлагает детям положить картинку вокруг глагола, в соответствии с изображением действия.
Дидактическая игра «Кто? Чем?»
Цель: Научить понимать и отвечать на вопросы: Кто? Чем?;
Закрепить знания детей об инвентаре, инструментах, оборудовании которые используются в различных профессиях.
Задача: Понять вопрос и правильно подобрать картинку-ответ. Ответ озвучить, правильно употребив окончания слов.
Используемый материал: карточки с изображением той или иной профессии; карточки с изображением инвентаря (инструментов, оборудования) для работы в определенной профессии.
Ход работы:
Игру можно проводить одновременно с 4 - 5 детьми. Каждому ребенку выдаются карточки с изображением профессии (водитель, доктор, парикмахер, повар и т.д.). После взрослый показывает по одной карточке с изображением инвентаря. Тот ребенок, которому подходит данный инвентарь согласно профессии, поднимает руку и выкладывает рядом со своей карточкой. В конце игры обсуждается, правильно ли ребята выбрали инвентарь согласно данной профессии.
Игра «Посчитай-ка до пяти»
Игра для развития грамматического строя речи. Здесь может быть несколько вариантов игры.
Цель:формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже.
Задача: посчитать предметы от 1 до 5.
В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.
Вариант 1. Игра «Посчитай-ка до пяти»
Ход игры: просим ребенка посчитать предмет (устно или по картинке) от одного до пяти.
поочередно существительные мужского рода: один самолет — два самолета; один жук — два жука; один барабан — два барабана; один кубик — два кубика;
существительные женского рода: одна собака — две собаки; одна машина — две машины и т.д.
Важно, что когда счет доходит до 5, то окончания существительных меняются – пять машин; пять барабанов, пять собак и т.д., поэтому необходимо следить за правильностью произношения детьми окончаний существительных при подсчете.
Вариант 2. «Было-стало»
Ход игры: Взрослый дает ребенку по одной картинке одного и того же предмета, ребенок отвечает: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было два карандаша, а стало три карандаша…. Стало пять карандашей»
Или предлагаем ребенку собрать ряд (два, три ряда) одинаковых картинок. Картинки лежат перемешанные лицевой стороной вниз. Ребенок достает по одной картинке, добавляет их в свой ряд, повторяя: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было две мышки, а стало три мышки. Было Два карандаша, а стало три карандаша и т. п.»
Вариант 3. Игра «Веселые числа»
Ход игры: Ребенок пересчитывает предложенные картинки, повторяя: «Я увидел. одну куклу, две куклы, пять кукол». Можно использовать недлинную трубку вместо подзорной трубы или приложить к глазам руки в виде бинокля для игрового сюжета.
Вариант 4. Игра «Чего не стало»
Ход игры: взрослый демонстрирует изображение картинок, затем прячет одну из них. Ребенок отвечает полным ответом «Чего не стало?»
На столе выставляется ряд картинок с изображением. Сначала дети называют выставленные картинки. Потом закрывают глаза. Взрослый убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки можно менять, дополнять. Затем игра проводиться с указанием количества предметов. Например, не стало трех жуков, двух собак.
Дидактическая игра «Кто на чем?»
Цель: Научить детей правильно употреблять предлог НА.
Формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами.
Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя словами или простыми фразами, формировать активный словарь: самокат, лодка, самолет, вертолет, паровоз, машина. Проводить элементарный сравнительный анализ и называть отличительные свойства предметов.
Воспитывать коммуникативный навык в процессе игровой деятельности.
Игра состоит из 7 листов формата А4 - игровые карточки, с изображением транспортного средства и животного на нем.
Ход игры:
Ребенок, глядя на рисунок, составляет 2-3 предложения о том, что он видит.
Например:
Мышонок – машинист едет НА паровозе.
Бегемот плывет НА лодке под парусом.
Котенок летит на самолете. НА самолете можно быстро добраться в любой уголок мира.
Зайчонку нравится летать НА вертолете.
Веселый зайчонок катается НА самокате.
Машина – лучший вид транспорта. Мартышка рада НА ней прокатиться.
Слоненок мчится НА мотоцикле к своим друзьям.
Игра «Мои любимые сказки»
Цель: Развитие навыка грамотного пересказа знакомого сюжета по опорным картинкам. Развитие мыслительных операций, таких как анализ, обобщение. Возможность для самовыражения через словесное творчество.
Задачи: Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно;
Развивать умение располагать в правильной последовательности картинки; учить детей выполнять задание, обосновывать свой выбор в процессе дидактической игры.
Развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику;
Формировать умение ориентироваться в пространстве;
Воспитывать любовь к сказке.
Игровые правила: Правильно составлять карточки со сказками и рассказать содержание сказки в соответствии с картинками, помогать друг другу при затруднениях, не перебивать друг друга.
Игровые действия: Составление картинки по порядку и рассказ содержания сказки
Планируемый результат: Дети демонстрируют умение составлять картинки по порядку и рассказывают сказку в соответствии с содержанием; Дети умеют сотрудничать друг с другом в процессе реализации игровой задачи; Дети проявляют интерес к игре; Дети анализируют процесс совместной деятельности
Демонстрационный и раздаточный материал: карточки с изображением героев сказки или фрагмента сказки.
Для игры необходимо подготовить набор картинок, соответствующих сюжету сказки. Игроки должны разложить изображения по порядку, рассказать получившуюся историю.
Дидактическая игра «Расскажи-ка»
Цель: Формирование связной описательной речи. Развивать умение составлять рассказ-описание с помощью схем-мнемотаблиц.
Учить детей согласовывать слова в предложении, совершенствовать звукопроизношение и слоговую структуру слов. Развивать память, внимание, логическое мышление.
Ход: С помощью мнемотаблицы, которая позволит эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, описывается, в данном случае, фрукт. овощи, животные. и.т.д
«Загадки»
Цели: Организовать досуговую деятельность детей дошкольного возраста в режимных моментах.
Учить отгадывать описательные загадки, воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный запас.
Задачи: Развивать наблюдательность, сообразительность, воображение,
Расширять кругозор детей,
Способствовать обогащению речи,
Побуждать детей к познанию, размышлению.
Игры с загадками можно разнообразить. Например:
«Алфавит»
Для этой игры можно взять карточки с буквами и загадки. Дети по очереди вытаскивают букву, а я загадываю загадки с отгадками на эту букву.
«Загадай загадку – нарисуй отгадку»
По условиям игры загадывается загадка, а отгадку дети рисуют. Потом с детьми проверяются ответы и сравниваются рисунки.
В данном случае мы использовали загадки из фантиков всем известных конфет "Детям", их можно также заменить на любые другие...
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более доверительным межличностным отношениям, повышает родительскую и педагогическую компетентность, дает возможность узнать интересы и потенциал ребёнка и развить их, играя, легко, с радостью.
PS: В конце, хочется добавить, как уже говорилось выше - лэпбук вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части), а так же, даёт возможность добавлять новые задания в «кармашки». Поэтому через время, когда данное содержание лэпбука станет уже достаточно хорошо знакомым детям, следует заменять его новыми играми, и тогда он оправдает свою функциональность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников
Педсовет целью которого является: систематизация знаний педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы....
Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"
Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различн...
Современные формы и методы работы по развитию речи в дошкольном учреждении
laquo;В пустых стенах ребёнок не заговорит»… – заметила в своё время Е.И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, необходимо заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли удо...
Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...
Методическая разработка Консультация для педагогов «Формы и метода работы по развитию речи у детей»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
протокол педагогического совета МБДОУ№20 "Снегурочка" города Оха. Тема " Лепбук одна из современных форм и методов работы с дошкольниками"
Лэпбук одна из форм обучения дошкольников...
Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...