Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"
методическая разработка по развитию речи
Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_t.n.pptx | 1.53 МБ |
dlya_tsentra_obrazovaniya_i_vospitaniya.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения.
Нетрадиционные методы и приемы Здоровьесберегающие технологии Проектный метод Метод мнемотехники Игровой метод ИКТ
Здоровьесберегающие технологии
Проектный метод
Использование графических схем при составлении описательных рассказов Фото
Использование графических схем при пересказе
Моделирование как средство развития творческих способностей детей
Метод мнемотехники
Использование дидактических игр
Использование ИКТ
Индивидуальная работа Фронтальная форма образовательной деятельности Групповая форма образовательной деятельности Образовательная деятельность парами Формы работы
Игровые обучающие ситуации Ситуации -оценки Ситуации-иллюстрации Ситуации-упражнения Ситуации-проблемы
Дидактические пособия
Карта индивидуальной работы
Основу образовательного процесса составляет триединство: Методы и приемы Мотивация Формы работы
Предварительный просмотр:
Эффективное использование в образовательной деятельности технологий, методов и форм работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальных особенностям.
Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения. Важным аспектом в ФГОС ДО является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Необходимое условие педагога в общении с детьми - это придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Это заставляет педагогов пересмотреть фонд используемых технологий форм и методов организации образовательной деятельности, а также искать и внедрять в практику наиболее активизирующие деятельность детей формы, методы и технологии обучения. Пересмотрев насколько эффективно использование традиционных форм и методов организации образовательного процесса, глубже изучив их суть, по-новому оценив их потенциал. Педагоги на занятиях по развитию речи как используют традиционные методы: наглядные, словесные, практические, так стали более детально изучать и использовать новые методы, формы, технологии.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
метод проектной деятельности;
метод мнемотехники;
информационно-коммуникационные метод (ИКТ);
игровой метод;
В современных условиях развитие дошкольника невозможно без построения системы формирования знаний о его здоровье. Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие культуры здоровья дошкольников, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения здоровья. В образовательном процессе в нашем детском саду педагоги используют гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, динамические паузы, Одним из инновационных направлений работы стала проектная деятельность. Цель проектной деятельности -развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Работа над проектом позволяет объединить усилия родителей детей и педагогов для решения образовательных задач. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности. Продукт проекта — авторский детский альбом сказок «Волшебная книга сказок», « Город, в котором я живу».
Чтобы повысить результативность речевого развития педагоги внедрили в свою работу метод мнемотехники по формированию связной речи у детей.
Учитывалось, что графические символы для дошкольников- это творческие игры, занятия, которые не изменят основную программу, а максимально увеличат ее эффективность.
Такие схемы позволяют дошкольнику владеть устной речью, проявлять любознательность, задавать вопросы. Графические схемы способствуют развитию коммуникативного общения у детей. Дошкольник легко вступает в диалог со сверстниками, пересказывая текст с помощью приема план–схемы. В качестве плана рассказа выступает схематическая модель. При обучении дошкольника рассказыванию по картине начали использовать прием «оживлялок». В качестве подготовительного упражнения для формирования навыка составления рассказа по пейзажной картине использовались компьютерные технологии “Оживи картину”. «Оживлялки» легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции. А это позволяет развивать воображение, строить речевые высказывания. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, небылиц, загадок. Возникновение замысла у ребенка проходит успешнее, если использовать метод моделирования. Используемое пособие «Волшебная доска» помогает детям при помощи разнообразных картинок или модулей смоделировать сюжет своего рассказа, или изменить его в любое время.
Метод внедрения графических символов (пиктограмм) позволяет ребенку развивать воображение, проявлять инициативу и самостоятельность в речевой деятельности.
Игровой метод- охватывающий определенную часть учебного процесса и объединенный общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. В процессе игры развивались у детей такие личностные качества, как настойчивость в самостоятельном достижении поставленной цели, умение отстоять свою точку зрения, умение работать в коллективе.
Такие игры-занятия помогают ребенку строить общение с учетом ситуации, ориентироваться на собеседника, вступать в диалог.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).Информатизация общества ставит перед педагогами- дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
В современных условиях особое внимание уделяется применению ИКТ в образовательной деятельности, как метода наглядности. Компьютерные игры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов. На сегодняшний день перед педагогами стоит задача развития у дошкольника мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве.) Создание новых условий и использование других технологий и форм работы с детьми, в большей мере соответствует современным целям и ценностям образования. Читая целевые ориентиры ФГОС ДО понимаю, что личностное развитие ребенка и реализация имеющегося природного потенциала дошкольника возможно только с обеспечением комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, а также новых технологий и форм работы с детьми. Основу образовательного процесса составляет триединство: мотивация, технологии, методы и формы работы. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованными технологиями. Создание новых методов, технологий невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на новом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Литература:
- Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
- Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1997.
- Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»
В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ....
Консультация для педагогов. Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Данная консультация поможет педагогам ДОУ организовать образовательный процесс с помощью современных форм и методов, рекомендованных ФГОС....
Семинар "Эффективное использование в образовательной деятельности методов и форм работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальных особенностям."
Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей ...
Из опыта образовательной деятельности «Виды образовательных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры здоровья у детей среднего возраста»
Раскрыты виды образоватеьных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры и здоровья у детей среднего возраста....
Оснащение центров детских интересов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников
Согласно Профстандарта педагог должен принимать участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды дошкольной организации через обеспечение безопасности жизни детей, подде...
"Особенности форм и методов работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Значительную часть детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является ...
"Моделирование образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей на основе ФГОС ДО и ФОП ДО"
quot;Моделирование образовательного процесса - это один из ключевых этапов, стоящих перед педагогическим коллективом в ходе реализации ФГОС ДО и ФОП ДО" (из опыта работы)...