Консультация для родителей «Отрывной календарь - помощник в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)

Шкарапуд Полина Владимировна

 

«Отрывной календарь - помощник в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста»

В мире высоких технологий нашими главными консультантами и помощниками остаются календари. Календари хранят и воспроизводят ритмы нашей жизни. А жизнь у нас у всех разнообразная, поэтому и календарей существует огромное множество. В дошкольном возрасте ребёнку очень трудно понять, что такое время суток, день недели, а научиться определять какой сегодня день недели и вовсе непосильная задача. В своей статье поделюсь опытом и наблюдениями. Надеюсь эта информация будет полезна читателям.

Чтобы сформировать у ребёнка представление о времени, нужно постоянно над этим работать. Изо дня в день проводить кропотливую, систематическую работу. Если с ребёнком заниматься время от времени, то у него не сложится весь пазл и представление о времени, календарном времени, будет неточным и неполным.

На непосредственной образовательной деятельности в детском саду дети узнают, о том, что сутки, которые в разговоре обычно называют словом день, сменяются один за другим. И для лучшего понимания предлагаю использовать отрывной календарь, каждый день в детском саду и дома вместе с ребенком отрывать лист и проговаривать, что сегодня наступил новый день.  Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Связывать эту последовательность дней недели с деятельностью ребёнка: «чем вы занимаетесь в детском саду по понедельникам? Что всегда делаете во вторник, т. е завтра?» Покажите ребёнка пример, как нужно аккуратно отрывать листочек календаря и складывать в коробочку. Предложите ребёнку самому оторвать листок календаря и положить в коробочку. Когда неделя закончится, сложите вместе все дни недели друг за другом, проговаривая их, понедельник, вторник …, обозначьте, что получилась неделя, из недель - месяц.  Для большего интереса ребёнка, коробочку, куда он будет складывать оторванные листы календаря лучше сделать совместно с ребенком. У ребенка будет наглядное представление о смене дней, месяцев, он всегда сможет посчитать, сколько прошло дней, сколько осталось до конца недели. Когда подойдёт время окончания одного месяца необходимо проговорить, что наступает новый месяц, посчитать, сколько дней было в прошлом месяце уложить стопочку листов и начать складывать новый месяц.

 В группе детского сада процесс отрывания листочка – это ежедневный и любимый ритуал. Во время которого каждому ребёнку хочется оторвать этот заветный листочек и положить его в коробочку, это очень почетная миссия. В этой ситуации нам помогают считалочки. Развиваем речь и память. Коробочка с листочками всегда находится в свободном доступе для детей. Каждый ребенок может её взять и поиграть с листочками. Мало того мы раскрашиваем название каждого месяца в свой цвет. Осенние месяца – оранжевые, зимние – голубые, весенние – зелёные, летние - красные. Таким образом запоминаем, что у каждого времени года по три месяца. Рядом с отрывным календарём у нас весит ещё один календарь – календарь наблюдений за погодой.

Календарь наблюдений - это уникальная вещь. Ведь наблюдать можно за чем угодно и за кем угодно. Это ещё один вариант для работы в нашем направлении – формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. Помощниками и наглядным материалом можно использовать картинки, календаря наблюдений. Воспитатель знакомит детей с календарём наблюдений в детском саду, начинаем с наблюдений за погодой. Проводим работу с календарём в детском саду, а потом ещё и дома с родителями.

Знакомство ребёнка с календарём в детском саду и дома, поможет ему лучше ориентироваться в окружающей мире, ведь вся наша жизнь идёт по, связанному с днями недели, плану.

Дети путают такие понятия как: вчера, сегодня, завтра из – за их изменчивости и относительности. А при заполнении календаря, задавая дополнительные вопросы: «Какую сказку почитаем завтра перед сном?», «Что мы читали вчера?», «Когда мы ходили в парк кормить белок?» и будет раскрываться смысловое значение этих слов.

Календарь наш помощник в знакомстве детей с праздниками. Дети любят и ждут их с большим нетерпением. На календаре отмечаем заветный день и начинаем отсчет дней, которые сложатся в неделю, а недели в месяц, ожидания любимого праздника. И, как награда за тяжёлый труд в подсчёте дней, наступает долгожданный праздник, который приносит радость и счастье ребёнку.

Особенно важным является знание и понимание календаря, при подготовке ребёнка к школе.

В старшем дошкольном возрасте работа по формированию представлений о временных отрезках как утро, день, вечер и ночь, продолжается. Названия частей суток связывают уже с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится светлее; обед солнце в зените, а вечером солнце садится за линию горизонта и наступает ночь).  С детьми родители могут беседовать о том, что, когда и в какой последовательности делают в течение дня.

Когда мы постоянно и систематически работаем с календарем дома и в детском саду у ребенка будут правильно формироваться знания о текущей дате, о текучести времени, о его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости.

В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес развивается со скоростью света. Дети проявляют уже больший интерес к различным параметрам времени. Их интересует, сколько может длится то или иное явление. Сколько это 5 минуточек, и, как и чем измерить 15 минут, которые дала мама для игры в компьютер. А в этом помогут приборы измерения времени. Но это уже другая история.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Отрывной календарь - помощник в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста»

В мире высоких технологий нашими главными консультантами и помощниками остаются календари. Календари хранят и воспроизводят ритмы нашей жизни. А жизнь у нас у всех разнообразная, поэтому и календарей существует огромное множество. В дошкольном возрасте ребёнку очень трудно понять, что такое время суток, день недели, а научиться определять какой сегодня день недели и вовсе непосильная задача. В своей статье поделюсь опытом и наблюдениями. Надеюсь эта информация будет полезна читателям.

Чтобы сформировать у ребёнка представление о времени, нужно постоянно над этим работать. Изо дня в день проводить кропотливую, систематическую работу. Если с ребёнком заниматься время от времени, то у него не сложится весь пазл и представление о времени, календарном времени, будет неточным и неполным.

На непосредственной образовательной деятельности в детском саду дети узнают, о том, что сутки, которые в разговоре обычно называют словом день, сменяются один за другим. И для лучшего понимания предлагаю использовать отрывной календарь, каждый день в детском саду и дома вместе с ребенком отрывать лист и проговаривать, что сегодня наступил новый день.  Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Связывать эту последовательность дней недели с деятельностью ребёнка: «чем вы занимаетесь в детском саду по понедельникам? Что всегда делаете во вторник, т. е завтра?» Покажите ребёнка пример, как нужно аккуратно отрывать листочек календаря и складывать в коробочку. Предложите ребёнку самому оторвать листок календаря и положить в коробочку. Когда неделя закончится, сложите вместе все дни недели друг за другом, проговаривая их, понедельник, вторник …, обозначьте, что получилась неделя, из недель - месяц.  Для большего интереса ребёнка, коробочку, куда он будет складывать оторванные листы календаря лучше сделать совместно с ребенком. У ребенка будет наглядное представление о смене дней, месяцев, он всегда сможет посчитать, сколько прошло дней, сколько осталось до конца недели. Когда подойдёт время окончания одного месяца необходимо проговорить, что наступает новый месяц, посчитать, сколько дней было в прошлом месяце уложить стопочку листов и начать складывать новый месяц.

 В группе детского сада процесс отрывания листочка – это ежедневный и любимый ритуал. Во время которого каждому ребёнку хочется оторвать этот заветный листочек и положить его в коробочку, это очень почетная миссия. В этой ситуации нам помогают считалочки. Развиваем речь и память. Коробочка с листочками всегда находится в свободном доступе для детей. Каждый ребенок может её взять и поиграть с листочками. Мало того мы раскрашиваем название каждого месяца в свой цвет. Осенние месяца – оранжевые, зимние – голубые, весенние – зелёные, летние - красные. Таким образом запоминаем, что у каждого времени года по три месяца. Рядом с отрывным календарём у нас весит ещё один календарь – календарь наблюдений за погодой.

Календарь наблюдений - это уникальная вещь. Ведь наблюдать можно за чем угодно и за кем угодно. Это ещё один вариант для работы в нашем направлении – формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. Помощниками и наглядным материалом можно использовать картинки, календаря наблюдений. Воспитатель знакомит детей с календарём наблюдений в детском саду, начинаем с наблюдений за погодой. Проводим работу с календарём в детском саду, а потом ещё и дома с родителями.

Знакомство ребёнка с календарём в детском саду и дома, поможет ему лучше ориентироваться в окружающей мире, ведь вся наша жизнь идёт по, связанному с днями недели, плану.

Дети путают такие понятия как: вчера, сегодня, завтра из – за их изменчивости и относительности. А при заполнении календаря, задавая дополнительные вопросы: «Какую сказку почитаем завтра перед сном?», «Что мы читали вчера?», «Когда мы ходили в парк кормить белок?» и будет раскрываться смысловое значение этих слов.

Календарь наш помощник в знакомстве детей с праздниками. Дети любят и ждут их с большим нетерпением. На календаре отмечаем заветный день и начинаем отсчет дней, которые сложатся в неделю, а недели в месяц, ожидания любимого праздника. И, как награда за тяжёлый труд в подсчёте дней, наступает долгожданный праздник, который приносит радость и счастье ребёнку.

Особенно важным является знание и понимание календаря, при подготовке ребёнка к школе.

В старшем дошкольном возрасте работа по формированию представлений о временных отрезках как утро, день, вечер и ночь, продолжается. Названия частей суток связывают уже с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится светлее; обед солнце в зените, а вечером солнце садится за линию горизонта и наступает ночь).  С детьми родители могут беседовать о том, что, когда и в какой последовательности делают в течение дня.

Когда мы постоянно и систематически работаем с календарем дома и в детском саду у ребенка будут правильно формироваться знания о текущей дате, о текучести времени, о его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости.

В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес развивается со скоростью света. Дети проявляют уже больший интерес к различным параметрам времени. Их интересует, сколько может длится то или иное явление. Сколько это 5 минуточек, и, как и чем измерить 15 минут, которые дала мама для игры в компьютер. А в этом помогут приборы измерения времени. Но это уже другая история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии

С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Консультация и рекомендации на тему "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"

Консультация и рекомендации для родителей по теме "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста».

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и рит...

Консультация для педагогов "Адвент-календарь, как средство освоения временных представлений у детей дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам вариант, как сделать в рамках образовательной программы, ожидание праздника для детей не менее приятным, чем сам праздник. Когда до праздника остается...

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...

Консультация для педагогов «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»Специфические особенности времени как объективной реальности з...