Консультация для педагогов "Адвент-календарь, как средство освоения временных представлений у детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам вариант, как сделать в рамках образовательной программы, ожидание праздника для детей не менее приятным, чем сам праздник. Когда до праздника остается совсем немного времени, то у ребят все чаще и чаще возникает вопрос: «А сколько еще дней осталось?». Для детей время – очень сложное понятие. Чтобы помочь детям научиться ориентироваться во времени решили создать вот такой «календарь ожидания» или адвент-календарь.
Адвент-календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направленная на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Адвент-календарь, как средство освоения временных представлений у детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель 1кв.к.
Свиридова М.Р.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам вариант, как сделать в рамках образовательной программы, ожидание праздника для детей не менее приятным, чем сам праздник. Когда до праздника остается совсем немного времени, то у ребят все чаще и чаще возникает вопрос: «А сколько еще дней осталось?». Для детей время – очень сложное понятие. Чтобы помочь детям научиться ориентироваться во времени решили создать вот такой «календарь ожидания» или адвент-календарь.
Адвент-календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направленная на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка.
Каждый день содержит определенное задание для детей, которое соответствует программным задачам, возрастным особенностям и целям, которые ставит перед собой педагог. Это может быть изготовление поделки, экспериментирование, спортивные задания, разучивание стихотворения и т.д. Заключением календаря является праздник или итоговое мероприятие.
Такой календарь можно сделать на любую тему и решать с его помощью множество педагогических задач:
- расширять временные представления у детей (названия и последовательность дней недели, месяцев),
- развивать познавательный интерес
- творческие способности,
- воспитывать умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с другими членами группы и слышать мнение другого человека.
Создание и наполнение такого календаря – это творческий процесс и здесь нет строгих правил. Его можно оформить в виде панно, объемной фигуры, в виде лэпбука, конвертов и т.д.
Адвент–календарь можно использовать в любой возрастной группе. Но есть методические рекомендации: в средней группе срок реализации 5-10 дней, в старшей 2-3 недели. Чем старше дети, тем больше может быть срок ожидания.
Адвент-календарь для педагога своеобразный план его деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а так же видеть путь достижения поставленной цели. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы.
Такой календарь может стать вариантом оформления проектной деятельности педагога, формой взаимодействия с родителями.
Я в своей работе придерживалась определенных принципов:
Наглядность, стиль оформления соответствует тематике.
Календарь располагается в группе на виду, на высоте удобной для детей, чтобы каждый мог подойти и посчитать сколько дней осталось до праздника, вспомнить названия дней недели.
Самое интересное для детей в этом календаре – это сюрприз. Дети очень любознательны, и каждый день с новым заданием создает интерес и предвкушение тайны. Поэтому есть правило: «один день – одно задание», дети любят нарушать правила, поэтому задания добавляются ежедневно. В нашей группе дети каждый день находят конверт с заданием.
Задания должны быть интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности и спортивными, и творческими, и познавательными и т.д.
Методы работы:
- Знакомство с календарем ожиданий.
- Обсуждение правил, решение о дежурстве.
- Утром дежурный по календарю называет время года, месяц, число и день недели, и дети отправляются на поиски конверта с новым заданием. Все рассматривают и обсуждают что изображено, что нужно сделать, как и когда. Каждый день, узнавая новое задание, дети называли месяц, числа и день недели. Называли знакомые цифры (числа), запоминали незнакомые и считали, сколько дней осталось до Нового года. Производя все эти действия, дети постепенно понимали и осознавали сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Для систематизации знаний о днях недели проводились дидактические игры: «Найди и назови соседей», «Какой день недели исчез?», «Продолжи называть», «Вчера, сегодня, завтра», «Что сначала, что потом». По окончанию деятельности с «адвент - календарём» дети свободно называли дни недели, причем в любой последовательности.
В своей практике я использую этот метод недавно, но могу сказать, что это стало эффективным средством стимулирования детей к познавательной и творческой деятельности.
Каждое задание имело свою тему, связанную с непосредственной образовательной деятельностью детей и подготовкой к празднику. Дети получали ответы на свои вопросы, или выполняли задания сказочных героев, участвовали в подготовке и проведении мероприятий. В течение месяца разучили песни, стихотворения, пословицы и поговорки, загадки, пальчиковые гимнастики о зиме, ёлочке, празднике. Разучивали танцы, хороводы к утреннику.
НОД:
«Декабрь - год кончает, а зиму начинает»;
«Прогулка по зимнему лесу»;
«Письма Деду Морозу».
Беседы:
«Чем нас радует зима?». Игра «Хорошо - плохо» (о зиме);
«И забывать никак нельзя, о том, что птицы нам друзья»;
«Праздник Новый год»;
«Как готовятся к празднику в разных странах?»;
«Кто такой Дед Мороз? Есть ли у Деда Мороза родственники?»;
«Берегите ёлки»;
«Как моя семья готовится к Новому году».
Ситуации - общение:
«На кого похожа елочка»;
«Как звери елку наряжали»;
«У елочки на Дне рождении».
Проблемная ситуация:
«Письмо от Деда Мороза» (Дед Мороз заболел, как ему помочь?)
Чтение художественной литературы:
Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»;
И. Гузина «Новогодние забавы»;
А.С. Пушкин «Ель в лесу, под елью белка»;
П. Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата»;
С. Маршак «Двенадцать месяцев»;
И. Токмакова « Живи ёлочка», «Ели».
Рассматривание репродукции картины «На Севере диком» Шишкина.
Исследовательская работа:
«Письмо от Снеговика» (опыты со снегом),
«Волшебные льдинки», «Мастерская Деда Мороза».
Дидактические игры:
«Собери елку»;
«Нарядим ёлку»;
«Подарки»;
«Почта»;
«Сложи новогоднюю открытку»;
«Третий лишний»;
«Расставь ёлочки по высоте».
Просмотр мультфильмов:
«Раз, два, три, ёлочка гори»;
«Каникулы в Простоквашино»;
«Падал прошлогодний снег»;
«Почему медведь зимой спит».
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин подарков»;
«Магазин Новогодних игрушек»;
Театрализованные игры:
«В гости ёлочка пришла»;
«Встреча Деда Мороза».
Подвижные игры:
«Мороз красный нос- Мороз синий нос»;
«Два Мороза»;
«Зимушка - зима». Продуктивная деятельность:
Рисование:
«Зимушка - зима» (рисование солью);
«Портрет Деда Мороза»;
«Узоры на окне» (кляксография с ниточкой и набрызг).
Лепка:
«Снегурочка»;
«Ёлочка из ладошек» (коллективная аппликация).
Аппликация «Морозные узоры» (квиллинг).
Конструирование «Снежинки».
Ручной труд «Вырастали ёлки» (природный материал).
Развлечения:
Спортивный досуг «Зимние забавы»;
Детско - родительский досуг «Встречаем Деда Мороза»;
Утренник «Проказы Барабуки».
Сотрудничество с семьёй:
«Кормушки для птиц», приносили корм для птиц;
Выставка рисунков «В лесу родилась ёлочка»;
Выставка «Вечерний досуг в кругу семьи» (книги, диски с песнями, музыкой, мультфильмами про елку, про праздник);
Костюмы детям к утреннику «Проказы Барабуки».
Адвент-календарь помогает сделать совместную работу педагогов, детей и родителей не только познавательной, но и очень увлекательной.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...
Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии
С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...
Статья " Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия " Модель времени"
В стаье описывается система рабрты с данным пособием...
Статья «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени»
В статье описывается система работы с данным пособием....
Консультация для родителей «Отрывной календарь - помощник в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Отрывной календарь - помощник в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста»В мире высоких технологий нашими главными консультантами и помощниками остаются кал...
Консультация для родителей - Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца. Вашему внимаю, мы предлагаем вам статью о том, как помочь справится ребенку дошкольного возраста с таки ...
Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»
Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»...