Консультация для педагогов «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»
материал

Чуева Анастасия Олеговна

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:

«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagogam.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:

«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»

Готовность ребёнка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности включает в себя и другие важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую познавательную активность, способность к восприятию окружающего мира и адаптации к новым социальным условиям, самостоятельность, адекватную самооценку, умение планировать и контролировать свою деятельность, пространственно – временную ориентировку.

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

 Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нём, распределят его на различные дела, определять их продолжительность, текучесть и протяжённость тех или иных действий, явлений и т.п., негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей взрослой жизни. Даже к 7 годам не все дети точно определяют времена года, называют месяцы, а тем более определяют время по часам.

Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительности. Дошкольникам не всегда ясны, например, слова теперь — сейчас или сегодня — вчера — завтра. Поэтому они часто спрашивают взрослых: «Сейчас уже завтра или еще сегодня?», «Сегодня — это завтра?» и т. п.

 Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его». Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых, формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как сегодня», «завтра», вчера», «сначала», «потом  т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. Слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

Итак, знакомство детей с категорией времени, формирование у них временных представлений должно происходить с опорой на конкретный наглядный материал, отражающий временные и сезонные изменения в природе, включать предметно – практическую деятельность, собственный опыт ребёнка, различные дидактические игры, направленные на развитие умения решать несложные бытовые или режимные задачи на время и соотносить временные понятия, как собственной деятельностью, так и занятиями сверстников, родителей и других взрослых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии

С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Консультация для родителей «Отрывной календарь - помощник в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста»

laquo;Отрывной календарь - помощник в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста»В мире высоких технологий нашими главными консультантами и помощниками остаются кал...

Консультация и рекомендации на тему "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"

Консультация и рекомендации для родителей по теме "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста».

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и рит...

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...

Консультация для педагогов "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста."

Консультация для педагогов "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста."...