Статья на тему: «Русская народная сказка-как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
статья
Роль сказки в воспитании дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Русская народная сказка-как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Выполнила: Воспитатель Пащенко Оксана Степановна |
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка.
Сказка, фантазия –это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, мы всё чаще замечаем что не все дети умеют общаться друг с другом , некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Работая со сказкой педагог ставит перед собой цель: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, тем самым решая задачи:
- развивать познавательный интерес;
- расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- формировать интерес к книгам и потребность в чтении;
- воспитывать умение слушать.
Формы работы со сказкой:
Чтение сказки; речевая зарядка; беседа по содержанию сказки; пересказ сказки (с опорой на наглядность); рассматривание иллюстраций; работа с обучающими презентациями; создание сказки (продуктивная деятельность); драматизация; пальчиковый театр; фланелеграф; кукольный театр; трафаретный театр; сочинение сказки; моделирование сказки; сказкотерапия.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, сказок, которые невелики по объему. Главное выразительно прочитать , чтобы дети заслушивались . Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение.
Ещё один метод- рассказывание , это более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов. Главное в передаче рассказчика- выразительно рассказывать, чтобы дети внимательно слушали. Приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Для закрепления знаний полезны такие методы , дидактические игры на материале знакомых сказок ( например «Отгадай мою сказку» , один начинает — другой продолжает)
• Можно вовлекать детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Заранее готовятся персонажи, с которыми будет происходить общение, создание их, используя бросовый, природный материал. В совместной деятельности с детьми организовывается показ кукольного театра. С детьми старшего возраста организовывается поход к малышам с показом различных сказок. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.
• В другом варианте, сначала рассказывается сказка, а затем предлагается ребятам самим попробовать «оживить» её. Вместе с детьми можно рисовать сказку, используя различные техники, лепить из пластилина, солёного теста, делать аппликации из бумаги, ткани, различных нитей, изготовление трафаретного театра. Использование приёма раскрашивания эпизодов сказки.
• С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Нравится детям играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.
• Моделирование сказки. Работа с детьми по моделированию сказок способствует:
1) формированию умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);
2) развитию умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.
3) развитию способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Существует 3 вида моделирования сказки:
1) сериационный;
2) двигательный;
3) временно-пространственный.
В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, нужно начать с простого – сериационного вида моделирования сказок. Строим свою работу с повторения уже знакомых детям сказок: «Репка» . Дети вспоминают и называют персонажей сказки «Репка», уточняют, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассматривают картинки из этой сказки, обыгрывают сказку, используя настольный театр. Когда вся предварительная работа была проделана, предложить детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечают, чем они похожи и чем отличаются (цветом. Размером). К сказке «Репка» можно отобрать 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети выкладывают сказку и рассказывают ее без труда. Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных. Эта работа проводилась в сентябре.
Затем переходим к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомним с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина избушка». Рассматриваем иллюстрации, обыгрываем наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки.
Нужно уточнить сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, можно сделать рисунки к сказке.
К сказке «Курочка – ряба» можно выбрать в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнести с персонажем сказки.
К сказке «Заюшкина избушка» берем одинакового размера кружки, но разного цвета. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.
Далее берем новую, не знакомую для детей сказку «Заяц – хваста». Дети, рассматривают иллюстрации пытаются определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Дети высказывали свои предположения, затем называем сказку: «Заяц – хваста». Для обыгрывания этой сказки отбираем игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрим их, отметим особенности каждой. Сделаем и отберем разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесем их с героями сказки. Ребята, смогут рассказать эту сказку без труда, используя двигательный вид моделирования.
• Играя в сказку, используются различные виды театра. Показ сказки с помощью пальчиков, театра рукавичек, театра картинок, настольного театра, широко используется драматизация, использование атрибутов и костюмов, которые изготавливаются своими руками. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок, речь детей, интонацию, мимику.
• Образовательный процесс выстраивается, используя принцип интеграции образовательных областей. И снова сказка - «умница и прелесть», приходит на помощь. Например, реализуя содержание образовательной области «Познание» используется сказка с целью оптимизации образовательного процесса. В некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности, в названии. На примере сказок можно закреплять различные математические понятия, знакомить с геометрическими фигурами. « Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок», «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, чтение «Красной Шапочки» даст возможность говорить о понятии « длинный», «короткий».
• Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаются детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.
• Широко используем сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок народных и авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д.
• Можно проводить утреннюю гимнастику, физическую культуру на основе сказочных сюжетов. Такая деятельность детям очень нравится и они, погружаясь в сказку, подражают сказочным героям ( медвежата, зайчата), тем самым выполняют различные физические упражнения.
Следующий приём- повторность чтения. Повторное чтение и рассказывание можно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.
Привлечением детей к участию в драматизации , способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Ещё один прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.
Этапы работы со сказкой:
- Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки .
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Эти сказки помогут педагогу показать:
- Как дружба помогает победить зло «Зимовье»;
- как добрые и миролюбивые побеждают «Волк и семеро козлят»;
- Что злая Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки;
- Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
- Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
- Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
- Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»;
- Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк»;
- Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;
- Мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», забота о близком поощряется «Бобовое зернышко»;
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а, в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.
Сказка- это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык- сказки.
Такого рода работа будет эффективной при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников: совместное изготовление атрибутов, костюмов для театрализации, выставки совместного творчества родителей и детей, изготовление книжек – малышек, организация и проведение развлечений, досугов, фольклорных праздников.
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.
Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач:
• обучению ребёнка дошкольного возраста опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности;
• повышению качества освоения Программы по всем направлениям ребенка;
• формированию ряда интегративных качеств личности: любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.
Список литературы:
- Шарыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении». М. ТЦ Сфера 2014 год.
- Алябьева Е. А. «Нравственно- этические беседы и игры с дошкольниками». М. ТЦ Сфера 2004 год.
- Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой» ТЦ Сфера 1998год.
- Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
- Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание – 2005.-№1,5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-470349-1408377403.jpg)
"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."
Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-288538-1378030889.jpg)
Статья "Образ и роль народной куклы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Задача по воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
План работы во 2 младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценкаребенком жизненных явлений».(В. А. Сухомлинский)Пояснительная запискаСказка любима не только детьми, но и взрослыми,...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1298630-1612889479.jpg)
План самообразования на 2020-2021 учебный год "Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
quot;...Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество -верная дорога к сердцу ребенка. Народная сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки,и они з...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-540671-1549085407.jpg)
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку,...