"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."
консультация на тему
Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. В дошкольном возрасте ребенок проходит первые этапы в своем нравственном развитии.Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.Ребенок, слушая сказку, повторят на реальном(бытовом) материале тот путь.который проходит сказочный персонаж в течении сюжета. Сказка и ее компазиция , яркое противопаставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика, событий,особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника- все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.
Но наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.
Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.
Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». (Народная мудрость)....
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой с учетом возрастных особеннос...
Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...
Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку....
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...