План работы во 2 младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
проект (младшая группа)
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы во 2 младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.
В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.
Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь “бабушкины сказки"
Цель программы: Приобщать детей дошкольного возраста к русским народным сказкам, увлечь народными сюжетами.
Задачи программы:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
3. Воспитывать чувство справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Особенности построения программы:
Занятия программы предполагают использование
– народных и авторских, русских и зарубежных сказок,
– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок.
В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.
Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Тематическое планирование (1 занятие в неделю)
Неделя | Название сказки | Тема |
Сентябрь | ||
1. | «Репка» | «Там, где дружат – живут, не тужат» |
2. | «Колобок» | «Лесть без зубов, а с костьми съест» |
3. | «Маша и медведь» | «Глупый киснет, а умный все промыслит» |
4. | «Теремок» | «В тесноте, да не в обиде» |
Октябрь | ||
1. | «Курочка Ряба» | «Что имеем не храним – потерявши плачем» |
2. | «Заюшкина избушка» | «На чужой каравай рот не разевай» |
3. 4. | «Кот и петух» «Волк и семеро козлят» | «Друг познается в беде» «Слушай маму – не попадешь в беду» |
Ноябрь | ||
1. | «Гуси-лебеди» | «Придет беда – не купишь ума» |
2. | «Три медведя» | «Ничто не остается в тайне» |
3. | «Лиса и журавль» | «Как аукнется – так и откликнется» |
4. | «Каша из топора» | «Смекалка – второе счастье» |
Декабрь | ||
1. | «Лисичка-сестричка и волк» | «Догадаешься, как проиграешься» |
2. | «Бычок-смоляной бочок» | «Чего нет - того и хочется» |
3. | «Журавль и цапля» | «Лучше быть вдвоем – чем одной» |
4 | «Пузырь, соломинка и лапоть» | «Вместе – мы сила» |
Январь | ||
1. | .«Два Мороза» | «С трудом и мороз не страшен» |
2. | «Морозко» | «Как проживешь, так и прослывешь» |
3. | «Зимовье зверей» | «В согласии жить – никто не одолеет» |
4. | «Муравей и голубка» | «Сам погибай, а друга выручай» |
Февраль | ||
1. | «Лисичка со скалочкой» | «Не рассмотришь – не пощупаешь» |
2. | «Снегурочка» | «Подражание не всегда правильно» |
3. | «Крошечка-Хаврошечка» | «Сказка ложь – да в ней намек» |
4. | «По щучьему веленью» | «Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда» |
Март | ||
1. | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | «Мир не без добрых людей» |
2. | «Царевна-лягушка» | «Покорись беде и беда покорится» |
3. | «Сивка-Бурка» | «Храброму смерть не страшна» |
4. | «Петушок – золотой гребешок» | «Поспешишь – людей насмешишь» |
Апрель | ||
1. | «Иван царевич и серый волк» | «Что кому на роду написано, то тому Бог и даст» |
2. | «Баба-Яга» | «Что будет – то будет» |
3. | «Терёшечка» | «Доброму Бог помогает» |
4. | «Финист - ясный сокол» | «Добро побеждает зло» |
Май | ||
1. | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» | «Чудеса случаются» |
2. | «Спящая красавица» | «Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал» |
3. | «Летучий корабль» | «Добро век не забудется» |
4. | Итоговое занятие | Повторение пройденного материала в игровой форме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-895810-1487343647.jpg)
Русские народные сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Русские народные сказки...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1208625-1579443396.jpg)
Статья на тему: «Русская народная сказка-как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Роль сказки в воспитании дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243739-1587646397.jpg)
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1298630-1612889479.jpg)
План самообразования на 2020-2021 учебный год "Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
quot;...Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество -верная дорога к сердцу ребенка. Народная сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки,и они з...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/02/picture-997762-1519979754.jpg)
ПРОЕКТ «Русская народная сказка в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Духовно-нравственного воспитания с помощью сказки стояла перед педагогами всегда, но в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение...