План самообразования на 2020-2021 учебный год "Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа)
"...Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество -
верная дорога к сердцу ребенка. Народная сказка, фантазия -
это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки,
и они забьются животворными ключами..."
В.А. Сухомлинский
Цель: Формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_pod.gr_.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2020 – 2021 учебный год
«НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатели
Ушакова Н.А.
Мирзоева М. Д.
«...Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка. Народная сказка, фантазия –
это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки,
и они забьют животворными ключами…».
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Народная сказка является одним из самых доступных средств нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Проживая народную сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, на примере сказки хорошо развивается нравственная сфера личности ребенка. При помощи народной сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.
Рассматривая приемы формирования восприятия сказки, отметим что, сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.
Научно-теоретическая база: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Новизна опыта.
Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня с формированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Цель формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Задачи: - Подобрать литературу для работы по теме самообразования.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.
Педагогические действия:
Изучение литературы, создание алгоритма работы по теме самообразования, познавательные (НОД), проведение бесед, игр, чтение, рассказ, сказкотерапия, театрализация, дидактические настольные игры, рисование иллюстрации к сказке, выставки детских работ, и тд.
Результативность.
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Адресная направленность
Данная работа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, для работы с детьми дошкольного возраста от 4-ёх до 7-ми лет, по воспитанию нравственных качеств посредством изучения народных сказок.
Модуль | Направления деятельности по теме | Мероприятия | Сроки |
Научно-методическое обеспечение | Изучение литературы по теме самообразования. | - курсы повышения квалификации «Мультимедийные технологии в дошкольном образовании» - изучение опыта других педагогов по данной теме | 2020– 2021 г. |
Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - посещение библиотеки, книжных магазинов; - поиск литературы в сети Интернет | 2020 – 2021 г. | |
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | разработка: - дидактических игр, упражнений, образовательных ситуаций; - конспектов непосредственно образовательной деятельности; - проектов, развлечений; - рекомендаций, консультаций; буклетов, папок-передвижек. | 2020- 2021 г. | |
Проектирование деятельности | -разработка перспективных и тематических планов; - составление программы деятельности по теме | 2020 -2021 г. | |
Мониторинг деятельности | -проведение диагностических наблюдений, - обработка полученных данных; -отслеживание промежуточных результатов; соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами | Октябрь 2020г. Май 2021 г. | |
Психолого-педагогическое обеспечение | Формирование личностных качеств воспитанников в процессе реализации темы по самообразованию | - проведение ситуаций позитивного общения; - оказание не директивной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | 2020 -2021г. |
Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий; - развлечений и досугов; - мастер-классов; - консультаций, рекомендаций, собраний | 2020– 2021г. | |
Условия реализации методической темы | Создание развивающей предметно-пространственной среды | -оформление отдельных помещений или развивающих зон в группе; - оснащение пространства группы новым оборудованием; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме | 2020- 2021.г. |
Обобщение результатов | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - презентаций; - проектов; - отчетных концертов и выставок; - непосредственно образовательной деятельности; | 2020-2021г. |
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных качеств
Сроки | Вид деятельности | Оборудование и материалы | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | 1«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств). . Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» 2. Беседа: «Нравится ли вам сказки? Почему? Какие сказки мы знаем? | ||
Октябрь | 1.Чтение и обсуждение сказки «Церевна - лягушка» обр. М. Булатова 2. Беседа; «Мир не без добрых людей» 3.Проведение диагностики. | Иллюстрации по сказке, книжка, картинки, | Консультация для родителей «Чтение и рассказывание детям русских народных сказок». |
Ноябрь | 1. Подборка дидактических игр по нравственному воспитанию. 2. Чтение и обсуждение сказки «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; 3. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?» . | Книжка, картинки, игрушка. | |
Декабрь | 1. Чтение и обсуждение сказки «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева). - Беседа по сказке 2. Беседа: «Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) | Книжка, картинки. | Наполнение книжного центра «Подари детям книжку» |
Январь | 1. Беседа, инсценировка «Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; умении дарить окружающим доброту слова и дела). 2. Чтение, сказки «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; 3.-Рассказывание сказки по ролям. | Консультация для родителей «Беседа с детьми о нравственных качествах» | |
Февраль | 1. Чтение русской народной сказки «Сивка Бурка» обр. М. Булатова (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). 2. Беседа и обсуждение по сказке 3. Сказка: «Снегурочка» (по народным сюжетам); | ||
Март | 1. Чтение русской народной сказки «Садко» (запись П. Рыбникова);- Беседа и обсуждение по сказке 2. Пальчиковый театр «Кот петух и лиса» 4. Рассматривание сюжетные картинки по нравственному воспитанию. | Пальчиковый театр. | |
Апрель | 1. «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; - 2. Выставка детских рисунков «Мой любимый герой» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). 3. Дидактическая игра «Отгадай сказку по картинке» | Иллюстрации по сказке, раскраски, цветные карандаши | Выставка: Совместное рисование с детьми героев русских народных сказок |
Май | 1. Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлята». «Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). 2. «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского; 3. Проведение итоговой диагностики. | Декорация костюмы, магнитофон и т.д. | Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей» «Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."
Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...
Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». (Народная мудрость)....
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой с учетом возрастных особеннос...
Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...
План работы во 2 младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценкаребенком жизненных явлений».(В. А. Сухомлинский)Пояснительная запискаСказка любима не только детьми, но и взрослыми,...