Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Формирование представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте культуры родного народа: приобщение к традициям нашего народа, воспитание лучших качеств его: трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия – это и есть уважения к культуре и истории своей страны, чувства ответственности за её сохранение.
Ознакомление наших детей с русским народным фольклором очень важная и неотъемлемая часть воспитания.
Наиболее значимым проводником фольклора в жизнь является русская народная сказка. Не случайно А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».
Карл Бюллер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. После наблюдения за деятельностью воспитанников группы мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы мы выбрали русские народные сказки, которые прочно вошли в детский быт малыша.
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве" или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.
Слушая сказки, ребенок узнает взаимоотношение людей, повадки зверей, учится верить в силу правды и справедливости, что очень важно в нравственном и духовном развитии ребенка.
Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими героями сказки. Учит детей жизни, и показывает, что хорошо и что плохо. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказка, ее композиции, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке.
Эти сказки помогут показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят») эта сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки;
• например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
• сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; · сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
• наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»;
• Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.;
• трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович» мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине. Однажды, в ходе режимного момента я читала детям сказку «Заюшкина избушка». После беседы по сказке мы выяснили, кто же из героев оказался смелым и сумел противостоять лисе и защитить зайчика. Один из моих воспитанников сказал, что хочет быть похожим на петуха и защищать слабых.
Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки - это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать. Кто есть я? Кем я хочу себя видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, великанов, фей волшебниц и т.д.
Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как что такое хорошо и что такое плохо, а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
При отборе фольклорных произведений, следует опираться на следующие принципы:
- доступность содержания;
- познавательная и нравственная значимость;
Чтобы запомнить и пересказать сказку, народ веками вырабатывал приёмы:
- народный сказитель заранее знал, как начать сказку;
- добро всегда побеждает зло;
- сказки хранятся в памяти народа;
- сказка проходит через тысячи уст и имеет множество вариантов;
- в народной сказке много выдумки.
Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми сказок, необходимо знакомить с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее. Появляются и свои собственные, часто придуманные коллективно, варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.
Именно поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как ни сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?
Стараюсь целенаправленно проводить работу по ознакомлению детей со сказками с использованием наиболее результативных методов формирования духовно-нравственных качеств:
- Знакомство детей с русской народной сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми - пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании - позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Методы ознакомления со сказкой
Изучая методическую литературу, я могу выделить методы ознакомления со сказкой. Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой считаю – чтение сказки воспитателем. Многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.
Сказочные произведения большего объёма я читаю по книге. Необходимо также в момент чтения упомянуть о бережном и аккуратном обращении с книгой.
Чтение сказки уместно не только во время занятий, но и во время режимных моментов. Я читаю сказки перед принятием пищи в столовой, а также перед тихим часом. Мои детки очень любят сказки.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
В своей работе применяю эффективные и действенные приёмы для понимания и восприятия сказки детьми. Это – выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.
Полнота восприятия сказки во многом зависит от того, как она прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жесты.
Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его. Рассказывать сказку надо неоднократно. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают.
Особую роль в ознакомлении с русскими сказками играет наглядность. Иллюстрации помогают лучше понять содержание, побуждают вспомнить текст, узнавать и характеризовать героев, рассказывать о событиях, что способствует развитию связного высказывания, восстановить в памяти и речи последовательность событий. Опираясь на наглядный материал, дети направляют свои усилия на запоминание выражений, ярких образных слов и стараются их употреблять в речи. Как часто мы говорим ребёнку, запомни, и не учим, как это сделать; расскажи, а не уточняем о чём; придумай, а не говорим, как. А если немного помочь подтолкнуть к действию, обыграть ситуацию, то обучение станет понятным, доступным, интересным.
Хочу упомянуть ещё один приём – это беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.
Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Как пример, такими дидактическими играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. На основе анализа сказок и других фольклорных произведений в единстве его содержания и формы, а также в активном усвоении средств выразительности, дети овладевают способностью передавать в образном слове определённое содержание. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
На протяжении всего дошкольного детства необходимо развивать в детях способность вслушиваться в речь и воспроизводить её. Для активизации высказываний интересны задания, требующие работы чувств и мыслей. Прочитав сказку, хорошо задавать, например, такие вопросы: «Подумайте, о ком вам хочется говорить, прежде всего, и почему?», «Какой отрывок хотелось послушать еще раз?», «Чем взволновала вас сказка?», «Какие слова, выражения запомнились, и их хочется повторить?».
Простые вопросы не вызывают работу чувств и мыслей.
Во время рассказывания сказок обязательно нужно обращать внимание на жанр, образность языка (повторы, зачин, сравнения, эпитеты), учить понимать отличия сказки от других жанров.
Сказки развивают мышление, внимание, фантазию и память. Повторяющие из сказок троекратные фразы, любят при чтении добавлять окончания фраз почти все дети, им нравятся песенки и небольшие стишки героев сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка и его нравственности, развивает речь и творческие способности.
Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей. Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.
Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине
В приоритете я выделила именно русские народные сказки, по сколько они являются мощнейшим средством в духовно- нравственном становлении личности. Именно в дошкольном возрасте появляются наиболее комфортные условия для влияния сказок на духовно-нравственное становление личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста
Значение подвижных русских народных игр, впитавших лучшие национальные традиции....
Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома
Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...
Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома-презентация
Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества .Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...
«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»
laquo;Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»...
Роль русской народной игрушки в процессе воспитания детей дошкольного возраста
Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством...
Консультация: "Русские народные игры, как средство воспитания детей дошкольного возраста"
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.Взрослые ведут ребенка по п...